Профессор М. Я. Басов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:55, реферат

Описание

Михаил Яковлевич Басов родился в 1892 г. в деревне Логиново бывшей Тверской губернии, в крестьянской семье. Учился во второклассной начальной школе в селе Ремязино. Так как у родителей не было средств для дальнейшего образования сына, то они намеревались отослать его в качестве «мальчика» в магазин, но учителя Ремязинской школы материально помогли способному ученику, и в 1907 г. он поступил в Псковское среднее сельскохозяйственное училище.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Басов.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

       Прошло более пяти десятилетий  с того момента, как писались эти строки, но вывод, сделанный Басовым, остается в силе и поныне. Благодаря опыту, накопленному школой, специальным экспериментальным исследованиям, проведенным психологами и дидактами, усилилась доказательность этих положений, но суть их осталась прежней.

Басов оценивает  с точки зрения выдвигаемых им положений школьную практику 20-х — начала 30-х гг. Он пишет: «Существующая практика дает обычно крен в одну сторону, а именно в сторону от творческой трудовой активности к шаблону, к готовым схемам и их пассивному повторению в приспособительной деятельности. Если это так, то это очень серьезная опасности для разлития творческой личности».

         Трудно переоценивать те достижения, какие имеет за последние годы  советская школа в развивающем  обучении, в развитии творческой личности, и пес еще не все возможности использованы в этом отношении. Поэтому предостережение Басова относительно опасности крена в сторону шаблона, готовых схем не утратило своего значения и по сие время.

В приведенном  выше фрагменте из крупного труда М.Я. Басова (глава «Мышление») заслуживает специального внимания еще одно использованное им понятие: «приемы действия». Оно неоднократно фигурирует на страницах его работ, так как неразрывно связано с анализом деятельности. Однако в это понятие Басов вкладывает более узкое значение (по сравнению с тем, как это принято в современной психологии обучения). Он имеет в виду только те действия, которые протекают как простой рефлекторно-ассоциативный процесс. Характеризуя этот процесс, автор использует термин «схема» (предметов и действий).

     Такими  определенными «схемами» снабжает  ребенка окружающая среда, давая  ему «множество готовых форм  и различных сложных структур, относящихся как к статическим объектам, так и к разнообразным динамическим явлениям». Затем эти «схемы» ребенок отображает в своей деятельности. «Каждая такая «схема», ложась в основу деятельности, направляет его по определенному пути и обусловливает планомерность его развития».

      Узость интерпретации Басовым понятия приема связана с тем, что он приурочивает его только к готовым формам, считая, что в его основе лежит простой рефлекторно-ассоциативный процесс. Басов исходит из положения относительно взаимоисключающей противоположности «схем» и творчества, он пишет: «Схемы отсутствуют в пашей деятельности ровно настолько, насколько в ней имеет место творчество».

Противоположность между этими двумя явлениями  Басовым чрезмерно обостряется.

     Такая  тенденция долгое время существовала  в педагогической науке, она проявлялась, в частности, в противопоставлении проблемного и программированного обучения.

      В современных исследованиях  острота такого противоположения снимается, и в этом отношении симптоматичны попытки реализовать принцип проблемности в программированных пособиях. Очень важно в этой связи различать, анализировать (и использовать) приемы различной степени сложности: простейшие репродукции знаний, приемы эвристического типа, опирающиеся на сложные правила, определяющие процесс поисков решения новой задачи. Следует также учитывать, что самый процесс нахождения самостоятельного «открытия» приема может явиться для учащихся новой задачей, включающей элемент творчества.

         Таковы некоторые дополнения, которые  необходимо сделать по отношению к понятию «приемы действия» в трактовке его Басовым.

Эти дополнения вытекают из исследований по психологии мышления, по психологии обучения, выполненных в последнее время.

Российский  Государственный Университет имени  А. И. Герцена 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по психодиагностике

«Профессор М.Я. Басов» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент группы

ППФ,241 Богданов А.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

С –  Петербург 2004

Информация о работе Профессор М. Я. Басов