Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:55, реферат
Михаил Яковлевич Басов родился в 1892 г. в деревне Логиново бывшей Тверской губернии, в крестьянской семье. Учился во второклассной начальной школе в селе Ремязино. Так как у родителей не было средств для дальнейшего образования сына, то они намеревались отослать его в качестве «мальчика» в магазин, но учителя Ремязинской школы материально помогли способному ученику, и в 1907 г. он поступил в Псковское среднее сельскохозяйственное училище.
Прошло более пяти десятилетий с того момента, как писались эти строки, но вывод, сделанный Басовым, остается в силе и поныне. Благодаря опыту, накопленному школой, специальным экспериментальным исследованиям, проведенным психологами и дидактами, усилилась доказательность этих положений, но суть их осталась прежней.
Басов оценивает с точки зрения выдвигаемых им положений школьную практику 20-х — начала 30-х гг. Он пишет: «Существующая практика дает обычно крен в одну сторону, а именно в сторону от творческой трудовой активности к шаблону, к готовым схемам и их пассивному повторению в приспособительной деятельности. Если это так, то это очень серьезная опасности для разлития творческой личности».
Трудно переоценивать те
В приведенном выше фрагменте из крупного труда М.Я. Басова (глава «Мышление») заслуживает специального внимания еще одно использованное им понятие: «приемы действия». Оно неоднократно фигурирует на страницах его работ, так как неразрывно связано с анализом деятельности. Однако в это понятие Басов вкладывает более узкое значение (по сравнению с тем, как это принято в современной психологии обучения). Он имеет в виду только те действия, которые протекают как простой рефлекторно-ассоциативный процесс. Характеризуя этот процесс, автор использует термин «схема» (предметов и действий).
Такими
определенными «схемами»
Узость интерпретации Басовым понятия приема связана с тем, что он приурочивает его только к готовым формам, считая, что в его основе лежит простой рефлекторно-ассоциативный процесс. Басов исходит из положения относительно взаимоисключающей противоположности «схем» и творчества, он пишет: «Схемы отсутствуют в пашей деятельности ровно настолько, насколько в ней имеет место творчество».
Противоположность между этими двумя явлениями Басовым чрезмерно обостряется.
Такая
тенденция долгое время
В современных исследованиях
острота такого
Таковы некоторые дополнения, которые
необходимо сделать по
Эти дополнения вытекают из исследований по психологии мышления, по психологии обучения, выполненных в последнее время.
Российский
Государственный Университет
Реферат по психодиагностике
«Профессор
М.Я. Басов»
Выполнил студент группы
ППФ,241
Богданов А.В.
С – Петербург 2004