Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:44, контрольная работа
Приверженность Екатерины, по крайней мере, на словах идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». И некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь.
1. Введение 3
2. Реформы 4
2.1 Реформа Сената 4
2.2.1 Губернская реформа 7
2.2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, 10 казачьего управления
2.3 Судебная реформа 15
2.4 «Устав благочиния» и совершенствование структуры городовой полиции 18
2.5 Городская реформа 22
2.6 Секуляризационная реформа 25
2.7 Реформы в области науки, образования и культуры 28
2.8 Денежная реформа 31
3. Заключение 33
4. Список источников и литературы
Содержание
1. Введение
2. Реформы
2.1 Реформа
Сената
2.2.1 Губернская
реформа
2.2.2 Изменение
сословного дворянского, церковного, крестьянского,
10 казачьего управления
2.3 Судебная
реформа
2.4 «Устав благочиния» и совершенствование структуры городовой полиции 18
2.5 Городская
реформа
2.6 Секуляризационная
реформа
2.7 Реформы
в области науки, образования и культуры
2.8 Денежная
реформа
3. Заключение
4. Список источников
и литературы
1. Введение
Пожалуй, наиболее достоверный портрет Екатерины II оставил английский посол в России лорд Бёкингхэмшир. В заметках, относящихся к 1762 году, он писал: «Ее императорское величество ни мала, ни высока ростом; вид у нее величественный, и в ней чувствуется смешение достоинства и непринужденности, с первого же раза вызывающее в людях уважение к ней и дающее им чувствовать себя с нею свободно <…> она никогда не была красавицей. Черты ее лица далеко не так тонки и правильны, чтобы могли составить то, что считается истинной красотой; но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные, блестящие каштановые волосы создают, в общем, такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно <…> Она была, да и теперь остается тем, что часто нравится и привязывает к себе более, чем красота. Сложена она чрезвычайно хорошо; шея и руки замечательно красивы, и все члены сформированы так изящно, что к ней одинаково подходит как женский, так и мужской костюм. Глаза у нее голубые, и живость их смягчена томностью взора, в котором много чувствительности, но нет вялости <…> Трудно поверить, как искусно ездит она верхом, правя лошадьми, и даже горячими лошадьми – с ловкостью и смелостью грума. Она превосходно танцует, изящно исполняя серьезные и легкие танцы. По-французски она выражается с изяществом, и меня уверяют, что и по-русски она говорит так же правильно, как и на родном ей немецком языке, причем обладает и критическим знанием обоих языков. Говорит она свободно и рассуждает точно».
Приверженность Екатерины, по крайней мере, на словах идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». И некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь.
2. Реформы
2.1 Реформа Сената
Первым
шагом Екатерины II по пути создания
системы управления была крупная
реформа Сената, предпринятая в 1763 г.
Сосредоточив в своих руках почти
всю законодательную
Необходимость реорганизации этого высшего государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и ближайшим советником императрицы в первые годы ее царствования Н.И.Паниным и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской конторы).
Важнейшие
вопросы управления («государственные
и политические дела») были сосредоточены
в первом департаменте, возглавляемым
самим генерал-прокурором. Этот департамент
обнародовал законы, ведал Тайной
экспедицией и Канцелярией
Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый — первому, а шестой — второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору
Генерал-прокурор Сената — глава правительства. Генерал-прокурор превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления, с которым на практике чаще всего предпочитали сноситься президенты коллегий и губернаторы. Генерал-прокурор от имени и по поручению императорской власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений; он выступал не только как блюститель законов, но и зачастую исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрице о решенных в Сенате делах, а в случае разногласия в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Так, например, проект о новых штатах местных учреждений, составленный Л.П.Шаховским и одобренный Сенатом, не был утвержден Екатериной II. Назначая в феврале 1764 г. на этот пост князя А.А.Вяземского, который оставался фактическим главой государственного аппарата почти до конца царствования Екатерины II, императрица составила для него так называемое «Секретнейшее наставление» — программу практических мер, которые надлежало проводить генерал-прокурору в своей работе.
Деятельность
разносторонне одаренного и хорошо
образованного князя А.А.
На
первый взгляд реформа Сената носила
чисто административный характер, но
если при Елизавете Петровне сенаторы
имели право вносить
2.2.1 Губернская реформа
В историографии, особенно советской, закрепилось мнение, что губернская реформа 1775 года вызвана событиями пугачёвщины, некой главной ответной мерой правительства на крестьянскую войну. Действительно, преступная бездеятельность, халатность и коррумпированность местных органов власти показали сою неисправность, не сумев ни предупредить, ни вовремя погасить пугачевского пожара. Кстати, императрица осуждала не систему, а её недостойных представителей, отличавшихся злоупотреблениями властью. Однако реформа готовилась заранее – еще в инструкции губернаторам 1764 г. Она признала губернии такими частями государства, «которые более всего исправления требуют», и обещала со временем приняться за это дело. Определяющая мысль устава – губернатор – высшая ступень областной администрации, он представитель верховной власти на месте и является «хозяином» и «опекуном» вверенной ему губернии. Притом все представленные в Комиссии 1767 г. сословия так настойчиво и единодушно заявляли желание ведать свои дела своими выборными… Этими двумя основными причинами и было вызвано обнародование 7 ноября 1775 года «Учреждение для управления губернии». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. человек. Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. человек
Генерал-губернатор
(наместник) — следил за порядком в
местных центрах и ему
Губернатор — стоял во главе губернии. Он подчинялся непосредственно императору. Губернаторов назначал Сенат. Губернаторам был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Землеустройством занимался губернский землемер. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее общий надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. В ведении Приказа общественного призрения находились школы, больницы и приюты (социальные функции), а также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государственными крестьянами. Палата уголовная и гражданская судила все сословия, были высшими судебными органами в губерниях
Капитан исправник — стоял во главе уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года. Он являлся исполнительным органом губернского правления. В уездах, как и в губерниях, есть сословные учреждения: для дворян (уездный суд), для горожан (городской магистрат) и для государственных крестьян (нижняя расправа). Существовали уездный казначей и уездный землемер. В судах заседали представители сословий.
Совестный суд — призван прекратить распри и мирить спорящих и ссорящихся. Этот суд был бессословным. Высшим судебным органом в стране становится Сенат.
Так как городов — центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Таким образом появилось 216 новых городов. Население городов стали называть мещанами и купцами.
В отдельную административную единицу был выведен город. Во главе его вместо воевод был поставлен городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся над надзором частного пристава, а части делились на кварталы, контролируемые квартальным надзирателем.
Областная
реформа принесла дворянству значительные
экономические выгоды, т.к. значительно
увеличился штат чиновников, рекрутированных
из дворян. Реформа достигла той
цели, ради которой проводилась: в результате
дробления губерний и уездов губернская
и уездная администрация получили возможность
без проволочек реагировать на события
повседневной жизни губернии и уезда (взимание
налогов, набор рекрутов, сыск беглых),
так и на чрезвычайные обстоятельства:
волнения, эпидемии, эпизоотии. Реформа
унифицировала организацию местного управление
на территории всей страны, что привело
к уничтожению автономии некоторых окраин
(запорожские казаки). Едва ли не главным
результатом областной реформы стала
независимость судебных учреждений. Правда
независимость была не совсем полной,
однако это был крупный шаг в этом направлении.
Эта реформа была одна из тех, что имели
долговременное значение. Если введённое
административно-
Информация о работе Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления