Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание

Приверженность Екатерины, по крайней мере, на словах идеям Просвещения, в значительной мере предопределила то, что для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». И некоторые идеи Просвещения она действительно проводила в жизнь.

Содержание

1. Введение 3
2. Реформы 4
2.1 Реформа Сената 4
2.2.1 Губернская реформа 7
2.2.2 Изменение сословного дворянского, церковного, крестьянского, 10 казачьего управления
2.3 Судебная реформа 15
2.4 «Устав благочиния» и совершенствование структуры городовой полиции 18
2.5 Городская реформа 22
2.6 Секуляризационная реформа 25
2.7 Реформы в области науки, образования и культуры 28
2.8 Денежная реформа 31
3. Заключение 33
4. Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

гос упр.docx

— 65.31 Кб (Скачать документ)

     1) Для дворян в каждом уезде  создавался уездный суд, члены  которого (уездный судья и два  заседателя) избирались дворянством  на три года.

     Апелляционной инстанцией для уездных судов  стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным  и гражданским делам. Верхний  земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии  и контроля за деятельностью уездных судов.

     Верхний земский суд состоял из назначенных  императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством  десяти заседателей.

     2) Для горожан низшей судебной  инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на  три года.

     Апелляционной инстанцией для городских магистратов  были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского  города).

     При каждом городовом магистрате был  учрежден сиротский суд занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан.

     3) Государственные крестьяне судились  в уездной нижней расправе, в  которой уголовные и гражданские  дела рассматривали назначаемые  властями чиновники. Апелляционной  инстанцией для нижней расправы  стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

     4) В губерниях учреждались совестные  суды, состоявшие из сословных  представителей (председателя и  двух заседателей): дворян - по дворянским  делам, горожан - по делам горожан,  крестьян - по крестьянским делам. 

     Суд носил характер примирительного  суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

     5) Апелляционной и ревизионной  инстанцией в губернии стали  судебные палаты (по гражданским  и уголовным делам).

     В компетенцию палат входил пересмотр  дел, рассмотренных в верхнем  земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

     К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

     6) Сенат оставался высшим судебным  органом для судов всей системы. 

     Реформа 1775г. сделала попытку отделить суд  от администрации. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению  чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).

     Роль  органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры  и их помощники - уголовные и гражданские  стряпчие. Губернскому прокурору  подчинялись прокуроры при верхнем  земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также  уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде. Считается что, судебная реформа проведенная Екатериной II отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь "разгрузили" от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, финансовых и судебных дел.

2.4 «Устав благочиния» и совершенствование структуры городовой полиции

     Система полицейского управления обсуждалась  ещё в процессе работы Уложенной  Комиссии по принятию нового Уложения, то есть в начале 1770 х годов. В 1775 году было принято «Учреждение по губернии», предусматривавшее создание специальных полицейских органов. С 1779 года началась работа над проектом Устава благочиния, завершившаяся в 1782 году. Екатерина II желала воплотить в этом акте все современные правовые тенденции, и, вместе с тем, создать закон, апеллирующий к вечным моральным ценностям. Из «Наказа императрицы Екатерины II данного комиссии для составления проекта нового Уложения». 1767г.

     ... 194. Человека не можно почитать  виновным прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить  защиты своей прежде, нежели будет  наказан

     ... 230. Гражданское общество, так как  и всякая вещь, требует известного  порядка. Надлежит тут быть  одним, которые правят и повелевают, а с другой стороны предостерегали  бы опасности, могущие оттуда  произойти...

     ... 255. Несчастливо то правление,  в котором принуждены установить  жесткие законы...

     ... 502. Повреждение всякого правления  начинается почти всегда с  повреждения начальных своих  оснований...

     ... 506. Чтобы сохранить начальные  основания учрежденного правления  невредимыми, надлежит удержать государство в настоящем его величии: и сие государство разрушится, если начальные в нем переменятся основания...

     Предположительно, что вероятнее всего выделению  полицейских функций в качестве самостоятельных способствовало восстание 1773-1775 гг. под руководством Е.И. Пугачева. Так как подавление подобного  рода выступлений чисто военными силами происходило, как правило, уже  тогда, когда бунт был в самом  пике и принимал серьезные масштабы. Применение войск обходилось государству  очень дорого. Ведь при отсутствии развитых полицейских структур вести  какую-либо профилактику в этом направлении  невозможно, равно как и пресекать бунты в зародыше. Восстание под руководством Е.И. Пугачева нанесло серьезный ущерб не только экономике Поволжско -Уральского региона, но и стало серьезной проблемой в развитии государственного управления этой территорией, полностью дезорганизовало реализацию внутренней политики самодержавия, и было сильным ударом по екатерининской России.

     Необходимость создания государственных институтов по реализации только полицейских функций стала очевидной. 8 апреля 1782г. был утвержден «Устав благочиния или полицейский». Устав был опубликован. Он включал в себя четырнадцать глав и двести семьдесят четыре статьи. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. С этого момента одновременно с выделением полицейских функций в качестве самостоятельных происходит и разделение полиции на городовую и уездную.

     В Москве и Санкт - Петербурге городовую полицию возглавили обер-полицмейстеры, одновременно руководившие Управами благочиния в качестве председателей этого общегородского полицейского учреждения. В состав управы также входили два пристава. Один из них вел гражданские дела, а второй - уголовные. Местное купечество так же представляло в управу ратманов - своих выборных уполномоченных. Город, в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300—500 дворов во главе с частным приставом; части делились на кварталы по 50—100 дворов во главе с квартальным надзирателем. В губернских городах подобные управы возглавили полицмейстеры или обер-коменданты. Город, в котором насчитывалось более четырех тысяч дворов делился на части (от 200 до 700 дворов в каждой) во главе которых были поставлены частные приставы. Частный пристав имел свою канцелярию, которая в обиходе именовалась просто «частью», «частным» или «съезжим» домом. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".  Из «Устава благочиния или полицейского». 8 апреля 1782г.

     1. В каждом городе благочиние  поручается одному месту, которое  в каждом городе учреждается  под названием: управа благочиния  или полицейская.

     2. В управе благочиния заседает городничий и заседатели – пристав уголовных дел и пристав гражданских дел и дел ратмана.

     3. В столице определяется полицмейстер, которому под обер - полицмейстером  и выше приставов уголовных  и гражданских дел заседать  в управе благочиния.

      4. В городах, где находятся  обер-коменданты, определяется городничий, которому под обер-комендантом  и выше приставов уголовных  и гражданских дел заседать  в управе благочиния.

     5. Дабы благочиния в городе порядочно  могло быть определяемо, полагается, смотря на местоположение или  обширность, город разделить на  две и более части.

     6. В часть города полагается  примерно от 200 до 700 дворов.

     7. В каждой части города определяется  частный пристав ...

     9. Часть города разделить на  два и более квартала.

     10. В квартале полагается от 50 до 100 домов. И. В каждый квартал  определяется квартальный надзиратель.

     12. В каждый квартал определяется  в помощь квартальному надзирателю  по одному квартальному поручику ...

     Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решает все вопросы о назначении и  смещении полицейских должностей. Сенат  контролировал полицейское управление в столицах.

     Главная задача полиции определялась как  сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением  законов и решением местных органов  власти, контролировала соблюдение церковных  порядков, сохранение общественного  спокойствия. Она наблюдала за нравами  и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного  продовольствия".

     Полиция пресекала мелкие уголовные дела, по кражам и мошенничеству на сумму  до 20 рублей, осуществляла предварительное  следствие, вынося по ним собственные  решения, а так же осуществляла розыск преступников.

     Таким образом, «части» становились основным структурным звеном в городовой полиции. В то же время возникло и низовое звено, деятельность которого вполне сопоставима с деятельностью сегодняшних участковых уполномоченных милиции. Речь идет о квартальных надзирателях и их помощниках - квартальных поручиках.

     Личный  состав комплектовался из армейских  офицеров и нижних чинов старшего возраста, которые по каким-либо причинам или по состоянию здоровья не могли  продолжить армейскую строевую службу.

     Значение  Устава состояло в том, что «Устав Благочиния» послужил формированию новой отрасли права — полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. В Уставе была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка. «Устав Благочиния» содержал дидактические  наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.

 

     2.5 Городская реформа

     В 1785г. вышло положение о городах  — «Грамота на права и выгоды городов Российской империи». Она  состояла из манифеста, шестнадцати  разделов и ста семидесяти восьми статей. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских  наказов Уложенной комиссии, а  также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности  Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.

     В этом документе утвердилось понятие "город" как юридическое лицо, как единая местная община, представляющая все городское население и  имеющая свои, отличные от государственных, интересы и нужды. Как внешнее выражение нового юридического статуса каждый город получил герб и печать, которой "градское общество" скрепляло свои постановления.

     В преамбуле «Грамоты...» говорится: «Города основаны не только для блага  живущих в них, но и для блага  общественного: они, умножая государственные  доходы, устройством своим доставляют подданным способы к приобретению имущества посредством торговли, промыслов, рукоделия и ремесел».

     В екатерининской грамоте жители города — обыватели. Таковыми считаются  «все те, кои в том городе старожилы, или родились, или поселились, или  домы, или иное строение, или места, или землю имеют, или в гильдии или в цех записаны, или службу городскую отправляли, или в оклад записаны по тому город носят службу или тягость». Все горожане делились на шесть категорий и поименно заносились в городскую обывательскую книгу.

     1) на городовых обывателей вообще или таких лиц, которые имеют в городе недвижимое имущество и к которым причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в городе таким имуществом и не записанных в городскую обывательскую книгу;

     2) на купцов трех гильдий;

     3) на цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и учеников;

     4) на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в городскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских упражнений;

     5) на именитых граждан, а в числе их на заслуженных лиц городского общества; ученых, художников, архитекторов, живописцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, объявивших за собою капитала на 50 тыс. рублей и более; банкиров, которые занимаются переводом денег и объявят капитал от 100 до 200 тыс.; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не занимающихся розничным торгом); кораблехозяев, отправляющих корабли за море;

     6) на посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причисленных к другим категориям граждан.

     Таким образом, городское общественное управление, созданное Екатериной II, должно было стать по своему составу всесословным. Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их сохранение зависело от ежегодного взноса подати, занятия, состояния и образования. В городе согласно жалованной грамоте действовали следующие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

Информация о работе Реформы Екатерины II и сословные органы самоуправления