Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:26, реферат
Целью данной работы является: определить место историка в Отечественной историографии т.е. его принадлежность к тому или иному направлению науки по возможности новизну истории знаний.
Актуальность данной работы в том, что она может восполнить пробелы в биографии А. В. Шестакова и заново переоценить творчество историка.
введение
С победой Великой Октябрьской
социалистической революции произошел
коренной перелом в развитии общественных
наук и в том числе исторической
науки. Марксистско-ленинская
В последнее десятилетие
советские историки обратились к
изучению вклада выдающихся советских
ученых-историков в
Однако биография как
вид исторического исследования
не нашла пока еще удовлетворительного
освещения в историографии. Вне
поля зрения историков остались многие
видные представители первого
1. См.: Соколов
О.Д. М.Н.Покровский и
Многие его работы оставались актуальными долгие годы и сейчас способствуют развитию исторической науки. Так, практически до середины 60-х годов работы Шестакова, посвященные Советам крестьянских депутатов, комбедам и в этой связи освещавшие роль рабочего класса в революционном процессе в деревне были слабо отражены в исследованиях советских историков. Только последнее десятилетие принесло позитивный сдвиг в освещении руководящей роли и активного участия рабочего класса в осуществлении первых аграрных преобразований Советской власти. То же можно сказать и об изучении аграрной истории России начала XX в., которая до конца 50-х годов слабо изучалась, что приводило в конечном счете к затруднению разработки вопроса об особенностях российского империализма и др.
А.В.Шестаков был не только талантливым исследователем, но и прекрасным педагогом. Его поиски путей улучшения учебного процесса в вузах, работа со студентами, аспирантами, стиль и методы преподавания отражали состояние педагогики в 20-30-е годы, а в постановке вопросов об отказе от бригадно-лабораторного метода преподавания и чтения проблемных лекций даже опережали. В жизни Шестакова исследовательская и педагогическая работа неотделимы. Огромную роль в развитие исторического образования в стране сыграл учебник Шестакова "Краткий курс истории СССР", на котором воспитывались поколения советских людей.
Издание в 1937 г «Краткого курса истории СССР» явилось событием выходящим за пределы начальной школы. Оно расценивалось как «большая победа» на историческом фронте», как «желанный подарок к двадцатилетней годовщине Великой социалистической революции». Последовавшие в периодической печати отзывы специалистов отмечали, что ценной особенностью книги является «изложение конкретной истории, с фактами, с датами событий, с живыми людьми, так или иначе участвовавшими в историческом процессе», в результате чего учащиеся III-IV классов получали понятие о развитии общественного строя и классовых отношениях, государстве, об истории революционного движения, выдающихся исторических личностях и т.д. Но, как правило, объективную оценку школьному учебнику дает учитель, применяющий его в учебном процессе и, как показал практический опыт применения в школе «Краткого курса истории СССР», слабой его стороной являлось конспективное изложение материала. Целью данной работы является: определить место историка в Отечественной историографии т.е. его принадлежность к тому или иному направлению науки по возможности новизну истории знаний.
Актуальность данной работы в том, что она может восполнить пробелы в биографии А. В. Шестакова и заново переоценить творчество историка.
1. См.: Селунская В.М. Борьба
рабочего класса за социалистическую
революцию в деревне в исторической литературе
50-70-х годов. -
В кн.: Великий Октябрь. История. Историография, Источниковедение. Сб.статей. -М.: Наука, 1978.
ная. Однако, как правило, историки из работы в работу останавливаются на одних и тех же сюжетах исследований Шестакова, в частности, на оценках им. Октябрьской стачки 1905 г., деятельности большевиков среди крестьян, степени развития капитализма в сельском хозяйстве России. Причем исследователи, подчеркивая положительную сторону работ Шестакова и критикуя их отдельные положения, практически не рассматривают в комплексе все наследие историка по тому или иному вопросу, трансформацию взглядов и выводов ученого.
Основная часть
Шестаков Андрей Васильевич (24.10.1877, село Соломбала близ Архангельска - 26.6.1941, Москва), историк, член-корреспондент АН СССР (1939). Сын рабочего. Образование получил в Институте красной профессуры (1924). С 1898 участвовал в рабочем движении. В 1903 вступил в РСДРП, большевик. В 1905 член Московского комитета РСДРП, один из руководителей вооруженного восстания на Московско-Казанской железной дороге. В 1918-1921 на партийной и советской работе в Москве, Воронеже, Рязани. С 1924 зав. кафедрой истории СССР в Коммунистическом университете трудящихся Востока, 1-м МГУ. Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина. Был одним из создателей и руководителей Общества историков-марксистов, которое занималось препарированием истории "для борьбы с буржуазной идеологией и популяризации научных знаний и достижений советской науки". Созданное в 1925 общество стало первым, кто начал планомерную фальсификацию истории, приспособление ее к официальной идеологии партии. Автор "научных" работ по аграрной истории России периода капитализма и социализма. В 1937 выпустил "Краткий курс истории СССР", который стал первым советским учебником истории для начальной школы - одно из наиболее одиозных изданий, не имеющих ничего общего с настоящей наукой.
Как верно отметил Д. Бранденбергер, «Краткий курс истории СССР» под редакцией А.В. Шестакова, впервые опубликованный в 1937 году, представлял собой кульминацию государственного «поиска удобного прошлого». Более чем какой-либо иной труд эта книга утвердила нормативную интерпретацию российской национальной истории для сталинского периода. Изначально задуманная как обыкновенный школьный учебник, она вскоре заняла центральное место в разнообразных советских образовательных и пропагандистских кампаниях всех уровней, от средней и даже начальной школы до партийных курсов, занятий по военной подготовке и гитационных литературных кружков. При этом она оставалась основным сводом положений о предыстории советского государства вплоть до самой смерти Сталина, когда с середины 1950-х годов открылась новая эра исторического сознания и образовательной практики]. Отчасти ее роль можно сопоставить со знаменитым «Кратким курсом истории ВКП(б)», который в основном касался истории, приближенной к современности; появившийся годом раньше учебник Шестакова был своеобразной «суммой» ортодоксии применительно к истории древней и средневековой, пусть и не столь сакральной.
Среди множества
поразительных новаций этого
текста наиболее значимой стала радикальная
перемена отношений между российским
национальным прошлым и советским
настоящим. Хотя российское государство
порой и представало у
Текст Шестакова, по разительному контрасту, базировался на идее политической и социальной преемственности, связующей русское прошлое и советское настоящее. В самой книге вечная «родина» с уходящими глубоко в прошлое корнями появляется в неразрывной связи с «нашей страной», данной здесь и сейчас. Царская Россия и советская Россия становятся, по сути, тождественным целым; они, конечно же, разнятся во времени, но все-таки остаются едины. Очевидно, проект укоренения легитимности и коллективной идентичности будущего революционного государства в российском национальном прошлом должен был преодолеть радикальные затруднения структурного характера. Ключ к разрешению этих проблем давала упрощенная двусложная схема истории, в которой домодерный и современный периоды (и деятели) рассматривались в совершенно различных перспективах.
Древний и средневековый
периоды оценивались как эпоха
национального и
С началом описания современной российской истории текст Шестакова внезапно меняет повествовательную стратегию. Вместо правящих элит теперь в качестве достойных представителей великой российской цивилизации изучаются только революционеры («мученики» провалившегося в 1825 году декабристского восстания; Герцен и т. д.), художественные и научные деятели (Ломоносов, Пушкин, Радищев), военные герои (Суворов). Наряду с поношением современных империалистических государств об антиколониальных движениях сопротивления и его лидерах (например, о кавказском восстании под руководством Шамиля) в тексте говорится как о героической борьбе за свободу.
Центральное место
в учебнике Шестакова было отведено
Петру как зачинщику и гению
модернизации XVIII века. Именно книга
под редакцией Шестакова
Учебник Шестакова связывает фигуры Ивана Грозного и Петра I с завершением большой работы домодерной русской истории — с объединением государства, внешними (имперскими) завоеваниями и, наконец, с модернизацией и просвещением. Тем не менее поразительно, что наряду с хвалебными интонациями в описаниях двух правителей авторский подход не исчерпывается простым умалением небезызвестных кровопролитий и жестокостей, сопряженных с их именами. Текст Шестакова неприкрыто откровенен в обсуждении кровавых методов Ивана Грозного и Петра I и предельного ухудшения положения масс — как самих русских, так и подданных российского государства — в эти эпохи. Во времена Ивана Грозного, по словам автора учебника, «положение крестьян очень ухудшилось» и многие «бежали из центра русского царства от грабежа и насилий помещиков и опричников». Разговор о правлении Петра включает в себя анализ, с одной стороны, массовых мятежей русских и нерусских подданных, а с другой — безжалостных государственных преследований и физических расправ с бунтовщиками. Таким образом, предложенный учебником апологетический подход к фигурам Ивана Грозного и Петра I ничуть не пытался обелить кровавую жестокость их правления. И вместе с тем некая заключенная в тексте неопределенность — оправдывалось ли насилие общим прогрессивным результатом или признавалось внутренне режиму присущим — содействовала сознательному размыванию абсолютных границ: в свете детально прописанного триумфа прогрессивных проектов Ивана Грозного и Петра I оплаченная человеческими жизнями «цена» поступательного «движения истории» всегда оказывалась справедливой.
Можно только удивляться
тому, насколько сильно эхо прошлого
звучало в понятийном оформлении
и сюжетной риторике «подачи» современных
советских событий и