Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:30, курсовая работа

Описание

Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью, защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Каждый день Федеральное Собрание, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки федеральных министерств и ведомств, сотни органов власти субъектов федерации выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью, защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Ввиду этого, в данной работе поставлена цель детально уяснить   механизм вступления в силу различных нормативных актов, а также определить их действие в пространстве и по кругу лиц.

Задачами  исследования является:

  • Рассмотрение понятия нормативно-правового акта
  • Рассмотрение признаков нормативно-правового акта
  • Рассмотрение действия нормативного юридического акта. пределы действия
  • Рассмотрение действия нормативного юридического акта во времени
  • Рассмотрение действия нормативных юридических актов в пространстве и по лицам

В данной работе использовались методы:

- общенаучный

- частнонаучный

- специальный

-логический

Была изучена монография Ралдунина Л.В. об «иерархическом построении нормативных юридических актов». По мнению Ралдунина "собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре" Благодаря иерархичности может проводиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.

 

Глава 1. Признаки нормативно-правового акта

 

1.1. Понятие нормативно-правового акта

 

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследовались, и  на сегодняшний день исследуется  их природа, признаки и свойства. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов - их иерархичность, системность. Эти свойства изучались, и изучаются  в современном российском правоведении. Разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования. Например, законы Российской Федерации - практически не разработанное явление. Кодексы, хотя и являются важнейшим элементом законодательства, чаще рассматриваются в связи с систематизацией, точнее, как ее результат. Недостаточно изучена система подзаконных актов: имеются лишь отдельные работы.

  Определения нормативного правового акта за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.  Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.

         Этот официальный документ устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности.

  Имеются не только научные, но и официальные определения нормативного правового акта. Пленум Верховного Суда РФ сформулировал следующее определение: "Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом"1.

  Данное определение сохраняет, однако, определенный ряд недостатков, на которые и раньше указывали исследователи. Например, не учтен такой важный источник правовых норм, как народ, который может их создавать в результате референдума или местного схода. Еще один принципиальный недостаток Постановления состоит в том, что понятие "правовые нормы" дается через "правило поведения", тогда как в науке эта точка зрения давно подвергнута обоснованной критике. Только часть правовых норм представляет собой правила поведения, то есть описание необходимого или допустимого, запрещенного деяния. Наряду с этими нормами существуют нормы-начала, принципы, дефиниции, цели, задачи, которые непосредственно не регулируют поведение. Однако именно они представляют собой основу системы права. Отметим, что связывание нормативного акта и правила поведения выступает устойчивой тенденцией.

Наличие этих недостатков не лишает данное определение явных достоинств. Суд изложил принципиальное мнение о различии дефиниций "правовой акт" и "юридический факт". Первый не связан с функционированием правоотношений, так как он выполняет учредительную роль по отношению к фактам и правоотношениям. Правоприменительный (индивидуальный) акт, напротив, связан с конкретными отношениями, является их следствием. Общая последовательность видится следующим образом: нормативный правовой акт -> конкретные правоотношения -> индивидуальный правоприменительный акт. Именно эту закономерность нарушают акты по форме нормативные, по содержанию - индивидуальные.

Законодательная власть также проявила усердие в формулировании определений нормативного правового акта. Государственной Думой были приняты сразу два документа с разными названиями и определениями: проект ФЗ "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" в первом чтении и Постановление "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации". Постановление содержит определения нормативного правового акта и правовой нормы: "Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение"2. Минюст России указал органам государственной власти, что "при подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать указанное Постановление"3.

  При некоторых различиях приведенные определения имеют общие черты. Основополагающее свойство нормативных актов - их письменная, официальная форма. Источником, творцом нормативных правовых актов признаются органы государственной власти, реже - народ и органы местного самоуправления. Нормативная природа состоит в возможности их неоднократной реализации, всеобщности и общеобязательности.

  Таким образом, можно сформулировать определение нормативного правового акта - это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Правовые акты издаются органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами (в порядке референдума) в пределах их компетенции и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов.

  

1.2. Признаки нормативно-правового акта

 

Более глубокое проникновение в природу и сущность нормативного правового акта требует изучения его признаков. За многие десятилетия ученые выявили и исследовали огромное количество признаков нормативного правового акта. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

1) Нормативный правовой акт несет волевое содержание. Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению А.А Кененова, независимо от органа или организации, принявших акт, "во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность"4. Позитивистские традиции имеют давние корни. Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал, что норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выражение воли органов власти5. Именно этот признак представляется исследователю принципиальным для выделения нормативных правовых актов из числа иных форм права. Он допускает возникновение определенных форм вне государства (обычного права, канонов). Различие в том, что нормативные акты государство создает, а иные формы оно санкционирует.

  Российской юридической науке свойственны не только позитивистские взгляды. Социологический подход, без которого демократическое правотворчество не представляется возможным, имел величайших сторонников на рубеже XIX - XX вв. Одним из них был Л. Кассо.

  Ученый достаточно негативно относится к такой форме права, как законодательство. Источники его несовершенства он видел в различных плоскостях: 1) отсутствие связи между законодательной деятельностью и научной разработкой права; 2) посредственная рецепция отрывочного характера как следствие первого; 3) заимствование из иностранных источников даже в виде интерпретации. Л. Кассо видел причины низкой эффективности государственных актов в отсутствии их поддержки со стороны общества. Право, создаваемое законодателем, он критиковал за его отрешенность от действительности, за "резкие отступления от условий теперешнего быта". Оно построено на догматических соображениях, "почти исключительно... заимствованных из иностранных источников".

  Обобщая сказанное, можно констатировать наличие противоречивых тенденций в трактовке волевого содержания нормативного правового акта. Одно направление идет в сторону сужения круга лиц, чьи интересы он выражает, второе - в сторону увеличения отражения всеобщего интереса. Если опустить количественные характеристики, то правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляются цель и задачи, на решение которых он направлен. Демократизм общества, государства и права является деятельностной характеристикой, отражающей колебания в содержании нормативного правового акта: от воли одного лица до воли всех людей.

2) Немаловажным признаком нормативного правового акта выступает его официальный характер. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают ввиду их связи с государством.

  Тот факт, что нормативный правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе "государство - общество". Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Поэтому устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц. Ввиду отсутствия периодических печатных изданий и всеобщей безграмотности требование письменной формы не могло быть осуществлено ранее ХХ века. Оглашение на площади, вырубание на камнях - вот первоначальные способы доведения актов до сведения.

  Современная позиция законодателя, основанная на Конституции РФ, выглядит как требование неукоснительного опубликования нормативных правовых актов.

  Требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, впервые было установлено 29 ноября 2001 г. Заключением Комитета Конституционного надзора N 12 (2 - 12) "О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан". В соответствии с ним официальное опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения является обязательным условием их применения.

   В целом судебная практика по вопросам опубликования нормативных правовых актов разнообразна и обширна. Она охватывает акты от федеральных органов до органов местного самоуправления.

Итак, опубликование как завершающая стадия законодательного процесса имеет огромное значение.

С ним связано действие нормативных правовых актов. Процедура этой деятельности нуждается в детальном правовом регулировании. Благодаря ее точному исполнению нормативный правовой акт получает государственный официальный характер.

3) Правовой  акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование  в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак - один из основных, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Полагается, что сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности. По мнению ученых, "собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре". Не случайно вопросам иерархичности современных актов посвящаются монографические исследования6. Благодаря иерархичности может проводиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать. А между тем имеются примеры неоднозначной практики проведения идеи единства правового пространства.

  Государственная Дума приняла Постановление "О факте грубого неисполнения статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации". Дело с таким же предметом было рассмотрено в Верховном Суде РФ. Таким образом, в момент издания Постановления спор был уже предметом рассмотрения судебных органов.

Информация о работе Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц