Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 21:43, реферат
Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные задачи практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации, именно эти цели и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации. В состав системы входят около 6 тысяч горрайорганов, 109 информационных центров министерств и управлений, 60 информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число предприятий и учреждений.
редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
другие движимые
предметы, в том числе копии, имеющие
историческое, художественное, научное
или иное культурное значение, а
также взятые государством под охрану,
как памятники истории и
Информация о похищенных и изъятых предметах искусства и старины, представляющих культурную или историческую ценность, сосредоточена в АИПС «Антиквариат», на учете которой состоит 42,5 тыс. объектов. Учет активно используется правоохранительными органами для розыска похищенного и установления принадлежности предметов антиквариата, изымаемых при обыске или задержании.
Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных и изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера или характерные признаки, содействия раскрытию преступлений, связанных с ними. На централизованный учет в ГИЦ ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, а также документы и ценные бумаги общегосударственного обращения в связи с совершенными преступлениями, подлежащими регистрации в федеральном банке криминальной информации.
Учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (видсобанки и видеотеки лиц)включает в себя федеральный учет видеозаписей «воров в законе», авторитетов уголовной среды и других лиц, представляющих особый оперативный интерес для органов внутренних дел.
Федеральный учет видеозаписей информационно связывается (интегрируется) в ГИЦ с федеральной фототекой особо опасных преступников, разыскиваемых граждан и неопознанных трупов. Регистрация визуальной информации о лицах служит для опознания граждан в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Федеральный учет видеозаписей в ГИЦ формируется на основе информации, поступающей из ИЦ МВД, ГУВД, УВД, из видеотек экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) соответствующих органов внутренних дел. [12]
2.Создание и ведение дактилоскопических учетов.
С конца 80-х гг. начались активные попытки внедрения в деятельность ОВД автоматизированных информационных дактилоскопических систем (АДИС) на основе персональных компьютеров, с помощью которых можно автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. Однако при создании таких систем возникли трудности, так как следы и отпечатки пальцев рук очень трудны для машинной обработки: в них нет устойчивости признаков ни по наименованию, ни по размерам, ни по топографическим и геометрическим параметрам. Вначале этот процесс был неорганизован, хаотичен; многие подразделения органов внутренних дел на свой страх и риск приобретали неапробированные дактилоскопические системы, неся ненужные при этом материальные и трудовые затраты. Этот период показал, что импортные дактилоскопические системы слишком дороги, некоторые из них (например, «Дермалог») очень требовательны к качеству следов и отпечатков пальцев рук. Многие отечественные АДИС оказались недоработанными и на практике приносили мало пользы. Лишь с начала 90-х гг. процесс начал приобретать первые признаки организованности: в 1992 - 1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России было впервые проведено конкурсное тестирование более десятка АДИС. Тестирование в полном объеме прошли лишь четыре отечественные системы, которые приказом МВД России от 3 августа 1993 г. № 365 были представлены к проведению опытных испытаний в ряде УВД. В мае 1994 г. на научно-методическом совете в ЭКЦ МВД России были выделены особо две из этих четырех систем:
«Папилон», разработчик - ТОО «Системы Папилон» (г. Миасс Челябинской области);
«Сонда-Фрес», разработчик - СП «Совиндейта» (г. Миасс Челябинской области).
После годичной опытной эксплуатации систем было проведено их окончательное тестирование, результаты которого подтвердили вывод научно-технического совета. В настоящее время проходит активное внедрение этих систем в деятельность ОВД Российской Федерации. Полученный в ходе этого опыт, а также опыт внедрения АДИС в других областях Российской Федерации позволил выявить некоторые тенденции, сложности и проблемы.
В ГОРОВД не имеется полного дактилоскопического учета на тех лиц, которые уже формально подлежат постановке на учет. Системности в постановке и снятии с учета подучетных лиц, как правило, нет. И одной из первых проблем, возникающих в ходе внедрения АДИС, оказывается недостаток дактилокарт для введения в память ЭВМ. Основная часть областной базы данных в АДИС - дактилокарты, поступившие из следственных изоляторов, на лиц, находящихся под следствием или ранее судимых.
Еще одна проблема - низкое качество дактилоскопирования. Отпечатки пальцев рук на дактилокартах «забиты» типографской краской или, наоборот, не пропечатаны. Часто они перепутаны по расположению на дактилокарте, накладываются один на другой, выполнены со сдвигом в процессе прокатки пальца. Бумага, на которой производится дактилоскопирование, рыхлая, волокнистая, не чисто белого цвета. Записи о данных дактилоскопируемого лица выполнены небрежно, неполно. Такие важные для поиска и постановки на учет установочные данные, как Ф. И. О. и год рождения, читаются неоднозначно. Только около 10—30% дактилокарт, поступающих из ГОРОВД, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к качеству дактилоскопирования подучетных лиц.
Следующая проблема - отработка следов рук, изымаемых с мест преступлений, по отпечаткам потерпевших, материально ответственных и других лиц, следы которых могли быть оставлены вне связи с преступлением. Следотеки в значительной степени «засорены» подобными следами.
Многие оперработники не владеют информацией о наличии следов преступника по конкретным нераскрытым преступлениям и по этой причине не используют их при отработке подозреваемых. Вместо этого представляют в экспертные подразделения массу дактилокарт (в основном - ранее судимых) для проверки по всей следотеке «на всякий случай», что, как правило, не дает результата и загружает экспертов бесполезной работой.
Не проводится проверка по дактилоучетам на предмет установления причастности к ранее совершенным преступлениям лиц, привлекаемых за совершение корыстных преступлений: лиц, находившихся в розыске; трупов, в том числе некриминального характера; лиц, проходящих по делам оперативного учета и административного надзора при их заведении и прекращении и т. д.
Не практикуется негласное дактилоскопирование криминогенных категорий при отсутствии к тому формальных оснований.
В немалой степени отлучение оперработников от формирования дактилоучетов происходило из-за неопределенности в решении вопроса о месте дактилоучетов. Во все времена дактилоскопический учет преступного элемента в низовых подразделениях был привилегией оперативных аппаратов. И это правильно, так как только они могут определить контингент лиц, подлежащих постановке на данный вид оперативного учета, обеспечить своевременную постановку и снятие с него.
Многие из перечисленных проблем могут быть сняты принятием единого нормативного документа, регламентирующего порядок формирования и использования дактилоскопических учетов и оперативно-розыскной, следственной и архивной работе. Уже сам факт его издания послужит мощным импульсом к наведению порядка в этом важном деле.
Руководство ГОРОВД, где начато внедрение АДИС, столкнулось с необходимостью оперативного и качественного разрешения всех этих проблем, которые существовали и ранее, но решение которых, несмотря на их важность, не входило в ряд первоочередных задач. Внедрение АДИС, значительное повышение возможностей дактилоскопических учетов в раскрытии преступлений, а также больше денежные затраты, необходимые для реализации этих возможностей, требуют изменения подходов к организации ведения дактилоскопических учетов.
Необходимость автоматизации процесса поиска следов с мест преступлений по значительным массивам дактилокарт совершенно очевидна. Без этого использование возможностей дактилоскопии в работе по раскрытию и расследованию преступлений заключается в основном лишь в подтверждении, т. е. в установлении идентичности изъятых с места преступления следов с отпечатками рук конкретного человека или выборки его из ограниченного количества подозреваемых лиц. Большего дактилоскопия, без её существенной автоматизации, дать не может. Многотысячные массивы дактилокарт подучетных лиц и следов рук с мест преступлений будут продолжать лежать «мертвым» грузом.[12]
Эффект от внедрения АДИС будет в том, что, благодаря автоматизации дактилоскопических учетов, будут раскрываться именно те преступления, перспективы раскрытия которых оперативным путем были минимальными.
Наиболее оптимальным вариантом организации АДИС является следующий - структура единой областной дактилоскопической системы состоит из центральной станции и связанных с ней пользовательских станций, установленных в ГОРОВД. Обе базы данных (БД дактилокарт и БД следов с мест преступлений) хранятся и обрабатываются на центральной станции, программно-технические возможности которой позволяют работать с большими объемами информации. Пополнение баз данных и запросы на проведение поисков по всей региональной БД или по какой-либо ее части производятся непосредственно из ГОРОВД. В связи с большим объемом графической информации с изображениями отпечатков пальцев рук подучетных лиц, что может затруднить их передачу по модемным линиям связи, эту информацию можно передавать на центральную станцию записанной на стриммерные кассеты или лазерные диски. Рекомендательные списки, полученные после поиска, передаются в ГОРОВД по модемной связи для окончательного этапа сравнивания.
В крупных, географически удаленных от областного, краевого центра городских отделах внутренних дел могут быть оборудованы кустовые АДИС для своих регионов, но с обеспечением возможности работы с единой краевой (областной) АДИС по обмену базами данных и по проведению запросных поисков. Двухуровневая организация автоматизированной дактилоскопической системы с единой общекраевой (общеобластной) базой данных позволяет получить следующие преимущества перед разрозненно, автономно действующими дактилоскопическими системами в ГОРОВД области:
Обеспечивается наибольшая эффективность использования дактилоскопических учетов, в раскрытии преступлений, особенно межрегиональных.
Постоянная техническая
и организационная связь
Уменьшается объем технических средств, необходимых ГОРОВД для обеспечения работы АДИС. В ГОРОВД был бы минимум технических средств: сканер для считывания отпечатков на дакгилокартах и следов рук с мест преступлений, «живой сканер» для бескраскового дактилоскопирования подучетных лиц, компьютер для обеспечения обмена информацией с центральной АДИС и просмотра рекомендательных списков, модем, стриммер и часть других периферийных устройств, необходимых для работы АДИС ГОРОВД. Отпадает необходимость в жестких магнитных дисках для хранения и работы с базами данных; в оптических дисках или большом количестве стриммерных кассет для создания страховочных архивных копий; в процессорах, ведущих обработку дактилоскопической информации и обеспечивающих поиск по базам данных; в компьютере, используемом как сервер для обеспечения сетевого режима работы полного комплекса АДИС в ГОРОВД. Соответственно снижается и стоимость программно-технических комплексов АДИС, устанавливаемых в ГОРОВД; уменьшаются размеры площадей, необходимых для их размещения.
Концентрация
основной части наиболее сложных
и дорогостоящих средств
При такой организации
работы, когда вся обработка
3.Составление субъективных портретов.
Использование
субъективных портретов существенно
расширяет возможности при
Субъективный портрет является специфическим объектом, используемым при отождествлении личности по признакам внешности. Для наиболее полного и быстрого раскрытия преступлений важно повысить эффективность использования сведений, поступающих от свидетелей и потерпевших – очевидцев совершения преступлений. С учетом этих обстоятельств ВНИИ МВД с 1966 года ведется работа по созданию прибора, который позволил бы объективизировать, а, следовательно, и улучшить процесс использования показаний очевидцев в розыске преступников. Необходимость в его разработке возникла в связи с тем, что используемые в зарубежной криминалистической практике идентификационные комплекты не давали возможности составлять пригодные для розыска портреты из-за несоответствия комплектов антропологическому составу населения нашей страны. В 1968 году была создана первая модель ИКР. Она прошла экспериментальную проверку и начала использоваться в практике раскрытия преступлений.[11]
Внедрение в практику ОВД компьютерных систем составления субъективных портретов позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с традиционными системами.
Использование пространственных перемещений (плоскостных трансформаций) элементов внешнего облика и их отдельных частей, изменение цвета и тона изображений, размеров и взаимораспо ложения отдельных элементов лица, дорисовка, ре туш ь, внесение сопутствующих признаков (признаки одежды).
Сокращение временных затрат, требующихся на изготовление портретной композиции, за счет устранения трудоемких операций по подбору элементов внешности, монтажу портрета и доработке его отдельных деталей.
Исключается время,
затрачиваемое при
Возможность подготовки
и распечатки одновременно с изготовлением
портрета текста розыскной ориентировки,
а также его последующее
Запоминание и
сохранность полученного
Информация о работе Информационные технологии в оперативно-розыскной деятельности