Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание

В соответствии со ст. 100 УПК РФ предусмотрен институт избрания меры пресечения в отношении лица, которому нет оснований предъявить обвинение. По общему правилу, по истечению 10 дней после задержания лица по подозрению в совершении преступления избранная в отношении него мера пресечения перестает действовать, или в отношении данного лица выносится постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, соответственно меняется и статус лица с подозреваемого на обвиняемого.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 78.42 Кб (Скачать документ)

 Введение

 

В соответствии со ст. 100 УПК  РФ предусмотрен институт избрания меры пресечения в отношении лица, которому нет оснований предъявить обвинение. По общему правилу, по истечению 10 дней после задержания лица по подозрению в совершении преступления избранная в отношении него мера пресечения перестает действовать, или в отношении данного лица выносится постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, соответственно меняется и статус лица с подозреваемого на обвиняемого.

Федеральный Закон «О внесении изменений в Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации» №18-ФЗ от 24 апреля 2004 г. ввел в статью 100 УПК РФ новую часть, в соответствии с положениями которой при определенных обстоятельствах время применения меры пресечения  к лицу, подозреваемому в совершении преступления, может быть увеличено до 30 суток. В 2009 г. список составов преступлений был увеличен (Организация преступного сообщества (преступной группы) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ)). Не исключена тенденция на постепенное увеличение числа составов преступлений, в соответствии с которыми лицу, подозреваемому в совершении преступлений, может быть увеличен срок нахождения данного лица в статусе подозреваемого, что, прежде всего, предполагает нахождение его под стражей.

Допустимость содержания под стражей лица, которому нет  оснований предъявить обвинение  в совершении преступления более 10 суток пока еще не подвергалась серьезному и всестороннему анализу, в силу новизны данной нормы.

Ст. 100 УПК РФ существенно  затрагивает наиболее значимые права  и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, что  обуславливает актуальность написания  данной работы.

Основная  цель работы заключалась в рассмотрении существующего порядка избрания мер пресечения в отношении подозреваемого, а так же законодательной обоснованности избираемых мер.

Объектом  исследования являются общественные отношения направленные на ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования является порядок избрания меры пресечения в отношении подозреваемого.

Данное  исследование базируется на изучении и анализе широкого круга законодательного материала, литературно-научных источников имеющих отношение к теме.

 

Глава 1. Правовая характеристика института избрания меры пресечения в отношении подозреваемого

 

§1. Значение и общая характеристика мер пресечения

 

Термин  «мера пресечения» трижды использован  в ч. 1 ст. 100 УПК РФ и столько же раз в ч. 2 данной статьи. Анализируя контекст, мера пресечения – это применяемые следователем (дознавателем и др.) к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на него определенное психологическое воздействие или ограничивающие личную свободу подозреваемого в совершении преступления лица с целью лишения его возможности скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью или воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Будучи  терминами государственного принуждения, применяемые в уголовном судопроизводстве меры пресечения характеризуются особой целенаправленностью на ограничение свободы определенных участников судопроизводства. Кроме ярко выраженного принудительного характера, меры пресечения носят превентивный, то есть предупредительный, характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны не допустить возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они применяются.

Таким образом, применение мер пресечения связано  с прогнозированием предполагаемого  противоправного поведения подозреваемых  на основе собранных по уголовному делу доказательств.

Поскольку меры пресечения, как уже замечено, существенно ограничивают конституционные  права и свободы граждан, то действующее  уголовно-процессуальное законодательство устанавливает важные процессуальные гарантии, обеспечивающие законность их применения.

  1. Меры пресечения, в отличие от иных мер процессуального принуждения (таких как освидетельствование, осмотр помещения, являющегося местом происшествия, доставление подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору), могут приниматься только по возбужденному уголовному делу.
  2. Закон обозначает исчерпывающий и достаточно узкий круг лиц, в отношении которых они могут быть применены (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный до вступления приговора в законную силу).

3.  Наличие предусмотренных законом оснований и условий их применения (ст. 97 и 99 УПК РФ).

4.   Строгая законодательная регламентация порядка их применения (гл. 13 УПК РФ).

5.   Прокурорский надзор и судебный контроль за их применением (ст. 10,19, 29, 37, 123-125 УПК РФ и др.)

6. Наиболее строгие меры пресечения применяются либо с согласия прокурора, либо на основании судебного решения (залог, заключение под стражу, домашний арест - ст. 22, 23, 25 Конституции РФ, ст. 29, 106, 107, 108, 109 УПК РФ).

В некоторых  работах авторы ориентируют правоприменителя лишь на избрание в отношении подозреваемого лишь заключения под стражу. «Если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления, а не в отношении данного конкретного лица, то до предъявления обвинения к нему может быть применена только одна мера пресечения – заключение под стражу»1. Такая рекомендация не соответствует ни букве, ни духу закона. Она основана на не действующей редакции ч.1 ст. 46 УПК РФ.

 

 

§2. Система мер пресечения и особенности их применения в отношении подозреваемых

 

УПК РФ содержит следующий перечень мер пресечения, составляющих действующую систему  мер уголовно-процессуального принуждения:

1) подписка  о невыезде и надлежащем поведении  (ст. 102 УПК РФ);

2) личное  поручительство (ст. 103 УПК РФ);

3) наблюдение  командования воинской части  (ст. 104 УПК РФ);

4) присмотр  за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ);

5) залог  (ст. 106 УПК РФ);

6) домашний  арест (ст. 107 УПК РФ);

7) заключение  под стражу (ст. 108, 109 УПК РФ). 2

Систематизация  мер пресечения складывается на основе нескольких их классификаций. Условно  меры пресечения можно разделить  на две группы: общие - подписка о  невыезде, домашний арест, личное поручительство, залог, заключение под стражу, которые  могут быть применены к любому подозреваемому или обвиняемому; специальные - наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, применяемые к отдельным субъектам.3

Более подробно систему мер пресечения можно  представить следующим образом. По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психолого-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения - заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ) и домашний арест (ст. 107 УПК РФ) - физически ограничивают личную свободу обвиняемого, изолируя его от общества. Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения. С тяжестью данных мер пресечения связано и специальное ограничение срока их применения (ст. 109 УПК РФ). Остальные меры пресечения относятся к психологически-принудительным. Они ограничивают личную свободу обвиняемого психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только по их ходатайству), без специально установленного срока. Избрание и применение психолого-принудительных мер пресечения регулируется Стандартными минимальными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Согласно п. 3.4 этих Правил не связанные с тюремным заключением меры, которые налагают какое-либо обязательство на обвиняемого (подозреваемого) и применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия обвиняемого (подозреваемого).4

Итак, суть психолого-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого  возлагается моральное обязательство  надлежащего поведения. Однако эта  санкция преследует скорее не карательные, а восстановительные цели - обеспечение  надлежащего поведения обвиняемого.

С учетом указанных признаков психолого-принудительные меры пресечения можно разделить  на три группы:

1) основанные на личном обещании самого обвиняемого. Это подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) основанные  на имущественной ответственности  - залог;

3) основанные на действиях третьих лиц. К этой группе относятся личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и залог, вносимый третьим лицом.5

Система различных мер пресечения позволяет  избрать именно ту меру, которая  в каждом конкретном случае обеспечивала бы надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) и при этом минимально ограничивала бы его права и свободы (п. 2.3 Токийских правил).6

Следует отметить, что действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  применение к подозреваемому или  обвиняемому одновременно лишь одной  из указанных мер пресечения (ч. 1 ст. 97 УПК). И данный перечень мер пресечения, установленный уголовно-процессуальным законом (ст. 97 - 110 УПК), расширительному толкованию не подлежит.

Итак, определив  понятие и рассмотрев систему  мер пресечения, перейдем к детальному рассмотрению особенностей каждой меры в отдельности и применения их в отношении подозреваемых.

1. Подписка  о невыезде и надлежащем поведении 

Фактически  данная мера пресечения состоит в  письменном обязательстве подозреваемого выполнять определенные обязанности. При применении данной меры пресечения лицо в принудительном порядке лишается на определенный срок свободы передвижения, и в результате этого его законные интересы не могут быть полностью  удовлетворены.7

Конституционный Суд РФ в своем определении  отметил, что «такая мера процессуального  принуждения, как подписка о невыезде, ограничивает право свободно передвигаться, выбирать место жительства, выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27 Конституции РФ), т.е. порождает  последствия, выходящие за режим  уголовного процесса, при том, что  эти последствия могут иметь  длительный характер, поскольку предельный срок предварительного следствия, в  ходе которого допускается действие этой меры пресечения, ограничен лишь сроками давности (ст.78 УК РФ)».8

Подписка  о невыезде оказывает психическое  давление на подозреваемого, вынужденного получать разрешение всякий раз, когда  у него возникнет необходимость  отъезда по тем или иным причинам. Психическое принуждение здесь выражается еще и в том, что при отобрании подписки о невыезде лицо предупреждается о возможном применении более строгой меры пресечения в случае нарушения условий подписки о невыезде. Других правоограничений для лиц, давших подписку о невыезде, закон не устанавливает.

Специальных оснований для применения данной меры пресечения закон не предусматривает. Между тем, на практике, нарушения  закона в этой сфере связаны именно с основаниями о чем будет сказано ниже.

2. Личное  поручительство

Личное  поручительство по своему содержанию является наиболее демократичной мерой. Однако и она заключает в себе определенные факторы морально-личностного  воздействия. Капинус Н.И. выделяет следующие: а) совместное морально-принудительное влияние поручителей на подозреваемого с использованием различных способов воздействия с учетом личности, имущественного, общественного и семейного положения своего подопечного; б) осознание подозреваемым взаимной зависимости его и поручителей от проявленного им поведения после избрания меры пресечения: поручители могут быть подвергнуты мерам уголовно-процессуальной ответственности, а сам подозреваемый может подлежать изменению данной меры пресечения на более строгую.9

Сущность  такого поручительства состоит в  письменном обязательстве лица, заслуживающего доверие, о том, что оно ручается (своим словом) за выполнение подозреваемым  конкретных обязательств (в назначенный  срок являться по вызовам и т.д.) - ч. 1 ст.103 УПК РФ,

Основа «личного поручительства» - доверие, то есть уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности и основанное на этом отношение к кому-нибудь. Закон говорит только об одном лице, которое должно заслуживать доверия - поручителе (ч.1 ст.103 УПК РФ). Между тем, на эффективность указанной меры пресечения оказывают влияние также: доверие лица, избравшего эту меру пресечения подозреваемому и доверие поручителя к подозреваемому. В основе последнего могут лежать: личностные характеристики подозреваемого и поручителя.

Чем большее  количество заслуживающих доверия  лиц может поручиться за подозреваемого, тем больше уверенности, что цели данной меры пресечения будут достигнуты. Закон устанавливает лишь нижний предел – один ч.2 ст.103 УПК РФ. Установление максимального числа поручителей в законе не обязательно, но подозреваемому всегда должна быть предоставлена возможность обжалования в суд решения следователя (дознавателя и т.д.) о требовании слишком большого числа поручителей, когда имеются достаточные основания полагать, что делается это с целью препятствовать ему применение этой меры.

В качестве специальных условий для избрания меры пресечения в виде личного поручительства выступают требования закона о наличии  письменного ходатайства со стороны  поручителя и согласии лица, в отношении  которого дается поручительство. Для  того, чтобы добиться серьезного отношения поручителя к решению вопроса: сможет ли он действительно гарантировать выполнение подозреваемым своих обязанностей, закон устанавливает для него особую материальную зависимость: «денежное взыскание» ч.4 ст.103 УПК РФ. Данное «денежное взыскание» по своему внутреннему содержанию является не уголовно-процессуальной ответственностью, а условием «договора личного поручительства в уголовном процессе».10

Информация о работе Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого