Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:28, доклад
В историко-правовых исследованиях первым законодательным источником уголовно-процессуального права на земле наших предков называется Русская Правда, или Правда Ярослава (в последней редакции — Пространная Правда), появившаяся в Киевской Руси в 1029 г.
Русская Правда ограничивала обычай кровной мести, законодательно устанавливала возможность ее замены денежным вознаграждением потерпевшему, содержала ряд процессуальных норм о доказательствах в судебном споре и об элементарной организации правосудия.
выступлениях в печати прямо указывали на то, что предпринятые
частные реформы УПК создали непредвиденные перекосы в приме-
нении его норм, которых так или иначе эти реформы коснулись.
В течение первой четверти срока применения УПК РСФСР
1960 г. вопрос о коренном концептуальном реформировании уголовного судопроизводства ни на общесоюзном уровне, ни на уровне
какой-либо из республик, входивших в состав СССР, не поднимался. Кардинального переосмысления всей системы предварительного
расследования, равно как и судебного производства, не предпринималось даже в диссертационных работах. В конечном счете все
предложения de lege ferenda сводились к некоторой дополнительной
отделке уже построенного здания уголовного процесса. Первая публичная попытка принципиально критически взглянуть на всю систему уголовно-процессуальных правоотношений и вообще на систему советской уголовной юстиции была предпринята в 1989 г., когда
на гребне демократических мечтаний о переустройстве российской
действительности группа
видных отечественных ученых-
из ведущих научно-
принадлежности поместила в научном периодическом издании статью под названием «Пути совершенствования системы уголовной
юстиции», в которой в обобщенном и систематизированном виде
убедительно и с высоких гражданских позиций были показаны
принципиальные огрехи советской уголовной юстиции, призванной
«бороться с преступностью», что значит «строить круговую оборону
от общества», когда «прокурор не столько контролирует, сколько
покрывает следователя, суд не столько проверяет, сколько удостоверяет результаты предварительного следствия, кассационная инстанция не столько проверяет и контролирует, сколько подтверждает
выводы суда первой инстанции»1. Авторы в программном стиле выдвигали комплекс взаимосвязанных мер, соответствующих наименованию публикации: решительное повышение роли суда в системе
уголовной юстиции, переоценка целей и критериев оценки деятельности милиции, прокуратуры, исправительных учреждений, совершенствование уголовного процесса на принципах состязательности
сторон и четкого разделения функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела, восстановление подлинного смысла предварительного следствия и дознания, прежде всего — милицейского;
учреждение судебного контроля за следственной деятельностью; упрочение юридических гарантий свободы и неприкосновенности личности в уголовном процессе; возрождение суда присяжных2. В 1990 г.
в Институте государства и права Академии наук СССР была разработана и опубликована теоретическая модель Основ уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР3.
Практическая дорога к новому уголовно-процессуальному законодательству России оказалась трудной и долгой. Сказались постоянные отвлечения законодателя от планового законотворчества, а
также накопившееся за долгие десятилетия взаимное брезгливое отчуждение теории законодательства и практики, которые существовали сами по себе. Юридическая наука, несмотря на внешне буйный
расцвет (только диссертации исчисляются десятками тысяч), не
смогла представить
ясную, отвечающую мировым стандартам теоретическую модель законопроекта, которая в своей объективной обоснованности убеждала бы всех и каждого, подобно тому как убеждает, например, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева'. Разработка нового УПК годами вязла в болоте множества различных,
несовпадающих, чаще всего прямо противоположных обыденных
мнений, суждений, предположений, умозаключений, озарений, позиций, базирующихся на ведомственных интересах, а также на начальственных и корпоративных амбициях.
Между тем встревоженному обществу становилось все яснее, что
система правоохранительных органов государства, вооруженная
советским законодательством, испытания небывалым накатом организованной преступности выдержать не может, потому что она рас-
считана на иные условия — всеобщего страха перед государством и
всеподменяющего тотального контроля государственной машины за
каждым шагом и каждой мыслью гражданина. Органы внутренних
дел, находящиеся на переднем крае противостояния уголовному
миру, от бессилия перед обнаглевшим противником впали в генетически привычную форму ожесточения: в практику дознания и следствия возвратилась пытка. Уже в 1994 г. этот вывод находит отражение в официальных документах общероссийского масштаба. В Федеральной программе действий в области прав человека, принятой
Общественной палатой при Президенте Российской Федерации, прямо указывается: «...все большее распространение получают преступления работников МВД против задержанных (вымогательство, грабеж,
телесные повреждения и т. п.), пытки и истязания в ходе дознания и
следствия в отделениях милиции, отделах внутренних дел и изоляторах временного содержания...»2 Впоследствии данная тема дважды
поднималась в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который констатировал, что в милиции по-прежнему практикуются пытки и что нарушения прав человека сотрудниками органов внутренних дел являются одной из
серьезнейших проблем российского общества2.
Предельное осложнение криминогенной обстановки в стране вообще отодвинуло уголовную юстицию с позиций главного инструмента разрешения общественных коллизий на второй план. Она уступила место облавам, засадам, захватам, штурмам, а на Кавказе — войне с применением всей мощи вооруженных сил. Все яснее
становилось и то, что укрепление позиций государства в противостоянии с преступным миром зависит не только и не столько от обновления уголовно-процессуального законодательства, сколько от
«евроремонта» судебной системы и системы правоохранительных органов. Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса России
затянулось.
На таком социальном фоне под эгидой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств был разработан Модельный уголовно-процессуальный кодекс
для государств — участников СНГ, во второй половине 90-х гг. прошлого века началась практическая работа по подготовке проекта нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В
мае 1997 г. этот проект был одобрен Государственной Думой в первом чтении, в июне 2001 г.— во втором, а 22 ноября 2001 г. принят
окончательно и введен в действие.
Информация о работе Краткий очерк истории отечественного уголовно-процессуального права