Меры присечения в уголовном законадательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание

В соответствии со ст.22 Конституции РФ 1993 года каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В данной работе рассматриваются особенности заключения под стражу как меры пресечения.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика мер пресечения 4
2.Понятие «заключение под стражу», основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу 9
3.Порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу 13
4. Сроки содержания под стражей 25
Заключение. 28
Библография 29

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по УПК.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     Исходя  из общих положений уголовно-процессуального  законодательства, определяющих порядок судебного производства, объема прав участников процесса и положений ч.5 ст.108 УПК, порядок рассмотрения материалов досудебного производства, отнесенных к исключительной компетенции суда, имеет следующую последовательность:

     - объявление судьей, какое ходатайство рассматривается судом;

     - доклад секретаря о явке извещенных  лиц;

     - допуск переводчика, в случаях,  предусмотренных ст.59 УПК, разъяснение  ему прав и ответственности;

     - установление личности подозреваемого (обвиняемого), а в случае задержания - времени задержания;

     - объявление состава суда, установление  наличия отводов судье и судебному  секретарю;

     - разъяснение прав и обязанностей  подозреваемому (обвиняемому), а при  наличии - и их законному представителю  (ст.ст.46 и 47 УПК - в мере, относящейся к содержанию заседания);

     - в случае явки потерпевшего, его  законного представителя - разъяснение  им положений ст.ст.42, 45 УПК в  мере, относящейся к содержанию  заседания;

     - оглашение следователем, дознавателем  или прокурором описательно-мотивировочной  и резолютивной частей постановления, предоставление ему права дополнительного обоснования постановления;

     - заслушивание (а не допрос) иных  лиц, явившихся в судебное заседание:  подозреваемого (обвиняемого), их законного  представителя, потерпевшего и  его законного представителя, защитника. Представляется, что в данном судебном заседании именно судья вправе задавать вопросы. К судье должны апеллировать участники процесса, обращая внимание на отдельные обстоятельства дела и неясности позиции другой стороны, что может лишь побудить судью задать стороне соответствующий вопрос.;

     - оглашение материалов, приобщенных  к постановлению органов предварительного  расследования и выслушивание  по ним объяснений участников  процесса;

     - предоставление сторонам права  на заключительные реплики;

     - удаление в совещательную комнату  для вынесения постановления;

     - оглашение постановления, разъяснение  порядка его обжалования.

     В связи с тем, что ч.6 ст.108 УПК  предусматривает по ходатайству  стороны возможность отложения  принятия решения на срок до 72 часов этот срок исчисляется с учетом общего 48-часового срока задержания, т.е. судья вправе продлить истекающие 48 часов не более чем на сутки. В постановлении судьи об избрании меры пресечения (приложение 81) или об отказе в удовлетворении ходатайства (приложение 82) главным является изложение обоснования принимаемого судебного решения. Постановление должно содержать оценку доводов (мотивов) ходатайства и вытекающие из этой оценки аргументы (доводы, мотивы) судебного решения.

     Материальная  основа принятия решения содержится в пп.1, 2 ст.108 УПК существо которой составляет принцип: "невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения".

     Применительно к этому принципу судья должен уяснить в судебном заседании  и оценить в письменном изложении:

     - фактическое процессуальное положение  лица: является он подозреваемым  или обвиняемым;

     - характер и степень общественной  опасности преступления (ий), в совершении  которых подозревается или обвиняется  данное лицо, в соответствии со  ст.15 УК, определяющей категории преступлений;

     - предусматривает ли уголовный  закон, нарушение которого вменяется  лицу, применение наказания, не  связанного с лишением свободы;

     - к какому виду относится вменяемое  преступление по объекту посягательства: против личности, собственности, безопасности и т.д., оценивая указанное обстоятельство относительно наличия фактора агрессивности со стороны подозреваемого (обвиняемого) и, в частности, опасности оставления его на свободе для потерпевшей стороны (по делам о преступлениях против жизни и здоровья и др.);

     - форма вины вменяемого преступления: умышленная или неосторожная;

     - наличие признаков обстоятельств,  исключающих уголовную ответственность  (невменяемость, необходимая оборона,  крайняя необходимость и др. - гл.8 УК);

     - наличие признаков совершения преступления в соучастии с другими лицами, имея в виду степень опасности влияния находящихся на свободе соучастников;

     - наличие обстоятельств, дающих  основания полагать, что лицо, оставаясь  на свободе, будет противодействовать  установлению истины, и что такое  противодействие способно воспрепятствовать  установлению истины по делу (воздействие  на потерпевших, свидетелей, сокрытие следов преступления). В то же время способность лица в соответствии с п."к" ч. 1 ст.61 УК принять меры к добровольному возмещению имущественного и морального вреда и иным действиям, направленным на его заглаживание, могут расцениваться в пользу оставления его на свободе;

     - очевидность наличия признаков  иных обстоятельств, расцениваемых  уголовным законом как смягчающие  наказания (ст.61 УК);

     - очевидность наличия признаков  иных обстоятельств, относимых  уголовным законом к числу  отягчающих наказание (ст.63 УК);

     - обстоятельства прекращения преступных  действий (задержан, оказывал ли  сопротивление при этом; или явился  с повинной и т.п.);

     - степень социальной адаптации:  наличие семьи, необходимости  содержания и ухода за близкими  лицами, нуждающимися в этом, - имея в виду степень неотвратимости негативных последствий изоляции лица для его близких и степень его привязанности к этим заботам; наличие постоянного места жительства; трудовой (служебный) статус - должность, звание, исполнение обязанностей по службе или иной трудовой деятельности; деловая репутация и общая характеристика;6

     - состояние здоровья подозреваемого (обвиняемого);

     - иные обстоятельства, имеющие значение  для разрешения ходатайства следователя  (дознавателя) и могущие свидетельствовать  о том, что лицо может скрыться от следствия и суда.

     Изложенное  вовсе не означает, что в каждом постановлении судьи должны отражаться все указанные вопросы, поскольку  в постановлении по конкретному  делу должны быть оценены лишь те данные, которые применительно к конкретным обстоятельствам имеют непосредственное отношение и имеют существенную значимость или совокупность таких данных.

     Во  всяком случае в постановлении судьи  должны содержаться (с учетом критериев, изложенных выше):

     - оценка тяжести деяния, вменяемого  обвиняемому (подозреваемому);

     - оценка сведений о личности  обвиняемого (подозреваемого);

     - наличие оснований полагать о  том, что обвиняемый (подозреваемый), оставаясь на свободе, будет  противодействовать расследованию  дела или скроется от следствия  и суда.

     Доводы, изложенные в ходатайстве органов предварительного следствия, должны получить соответствующую оценку согласия или несогласия с ними. Предусмотренная п.10 ст.108 УПК возможность обжалования постановления судьи обязывает его к четкому и ясному изложению своих выводов, их конкретности, избегая излишней детализации и общих рассуждений вне терминологии, используемой законодательством.

     Исполнение  постановления состоит в направлении (вручении) его копии, заверенной подписью и гербовой печатью, лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому (3 копии) и подлежит немедленному исполнению органами предварительного расследования, в ведении которых находится подозреваемый или обвиняемый.

     Практические  вопросы исполнения постановления - освобождение лица из-под стражи либо заключения под стражу - относятся к ведению органов предварительного расследования. Реализация их допустима в помещении по месту судебного заседания.

     С организационной стороны важно  также отметить, что согласно ч.2 ст.63 УПК судья не вправе принимать участие в рассмотрении уголовного дела, если в ходе досудебного производства принимал по нему определенное законом решение.

     В случае обжалования судебного решения  суд, извещая об этом остальных участников, направляет материалы в вышестоящий суд.

     Хотя  Законом не установлены сроки  представления материалов в суд  кассационной инстанции, однако из смысла ст.108 УПК, определяющей сокращенные  сроки судебного производства по этим материалам, следует, что указанные  материалы должны направляться в вышестоящий суд не позднее 3-дневного срока со дня поступления кассационной жалобы или представления и не позднее 5-дневного срока при наличии ходатайства участников об ознакомлении с протоколом судебного заседания и рассмотрении судьей поданных ими замечаний.

     Лицо, в производстве которого находится  уголовное дело, незамедлительно  должно уведомить кого-либо из близких  родственников подозреваемого или  обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под страже

     4.  Сроки содержания  под стражей

 

     Содержание  под стражей при расследовании  преступлений по общему правилу не может превышать 2 месяца. Однако в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей верховного суда республики, краевого или областного суда и суда автономного округа или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя, до 18 месяцев. По общему правилу предельный восемнадцатимесячный срок содержания обвиняемого под стражей при расследовании уголовного дела продлению не подлежит и при его истечении обвиняемый освобождается из-под стражи. Но из этого правила сделано одно исключение: восемнадцатимесячный срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен судьей до момента завершения процедуры ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления данного дела в суд по подсудности. В соответствии с ч.5 ст.109 УПК РФ материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей ст.109 УПК РФ. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

     Частями 9, 10 и 11 ст.109 установлены шесть правил суммирования в период предварительного следствия процессуальных сроков содержания под стражей конкретного обвиняемого срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

     В срок содержания под стражей также  засчитывается время:

     1) на которое лицо было задержано  в качестве подозреваемого;

     2) домашнего ареста;

     3) принудительного нахождения в  медицинском или психиатрическом  стационаре по решению суда;

     4) в течение которого лицо содержалось  под стражей на территории  иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 УПК РФ.

     Т.е. предельный срок содержания под стражей при расследовании уголовного дела (за исключением случаев продления срока для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела) составляет 18 месяцев. Однако при рассмотрении уголовного дела судом предельный срок содержания под стражей неограничен, при условии, что судья, рассматривающий дело, каждые три месяца будет выносить определение о продлении содержания под стражей. При этом должно соблюдаться  право заключенного под стражу «на судебное разбирательство в течение разумного срока», гарантированное п.3 ст.5 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека.  Исходя из практики Европейского суда по правам человека, образованного в соответствии с данной конвенцией, можно отметить, что «оценка разумности срока предварительного заключения не может быть дана абстрактно. Вопрос о разумности содержания того или иного обвиняемого под стражей должен быть исследован по каждому делу с учетом особенностей дела. Более длительное содержание под стражей может быть обосновано в каждом конкретном случае только при условии, что имеются конкретные признаки подлинной необходимости ограждения интересов общества, которая – несмотря на презумпцию невиновности – перевешивает принцип уважения свободы личности, записанный в Статье 5 конвенции»7

     Заключение

     В данной работе были рассмотрена такая  мера принуждения как заключение под стражу. Было дано понятие заключения под стражу, порядок избрания меры заключения под стражу и сроки содержания.

Информация о работе Меры присечения в уголовном законадательстве