Надзор Прокуратуры и Судебный контроль за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание

Законность и правопорядок... Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства.

Содержание

Введение
Прокуратура: понятие, значение, виды надзора.
Деятельность прокурора при надзоре за исполнением законов органов дознания и предварительного следствия.
Полномочия суда за органами предварительного следствия и дознания.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по угол-процесс.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Смоленский филиал

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему № 10: «Надзор Прокуратуры и Судебный контроль за деятельностью органов дознания и предварительного следствия»

 

 

 

 

 

Подготовил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск, 2002г.

План

Введение

  1. Прокуратура: понятие, значение, виды надзора.
  2. Деятельность прокурора при надзоре за исполнением законов органов дознания и предварительного следствия.
  3. Полномочия суда за органами предварительного следствия и дознания.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Законность и правопорядок... Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. И именно по этому соблюдение законности в деятельности самими органами призванными защищать данные понятия является осн6овным гарантом функционирования и развития правового государства и благосостояния его народа.

Однако, выполняя такую достаточно ответственную функцию, как охрана закона, выявление и расследование фактов его нарушения не может обходиться без контроля со стороны других органов.

Именно эту функцию и призваны обеспечить такие органы государственной власти, как суд и прокуратура.

В связи с развитием нашего государства, мы всё дальше отходим от законодательного «наследия» Советского Союза, которое действовало достаточно долгий период на территории нашей страны и по которому действуют правоохранительные органы и по сей день (новый УПК РФ вступит в действие с 1 июля 2002 года). Именно по этому перед новым законом будет стоять задача сохранения ранее накопленного положительного опыта по сохранению законности и правопорядка.

Новый УПК РФ в своих изменениях коснулся и данной сферы многие функции, ранее принадлежащие прокуратуре согласно новому закону, переданы суду. 

В данной работе делается попытка анализа функций Прокуратуры и Суда РФ по надзору за деятельностью органов предварительного следствия и дознания по соблюдению законности.

Ведь только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОКУРАТУРА: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕИЕ, ВИДЫ НАДЗОРА.

Понятие и назначение прокуратуры.

В соответствии с Законом "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 1), прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры в центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Действуя в пределах своей компетенции, определенной законом, прокуратура выполняет возложенные на нее задачи и функции в строгом соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации независимо от органов государственной власти и управления, политических партий и других общественных объединений, должностных лиц и граждан. Вмешательство в законную деятельность органов прокуратуры, от кого бы оно ни исходило и в какой бы форме ни выражалось, недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность.

Особенности задач и функций прокуратуры, ее места в системе государственных органов обусловливают и специфику принципов построения ее органов и назначения прокуроров. Важнейшие из этих принципов установлены в ст. 129 Конституции.

Существование и успешная деятельность прокуратуры Российской Федерации как специфического самостоятельного государственного органа возможны, если все ее органы составляют, как это определено в ст. 129, единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законов независимо от каких бы то ни было других государственных органов и должностных лиц.

Во исполнении Конституции РФ, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

      надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

      надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

      надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

      надзор за исполнением законов судебными приставами;

      надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

      уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

      координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Понятие прокурорского надзора и его основные направления

  Прокурорский надзор – это надзор за точным и единообразным исполнением законов. Основываясь на Законе "О прокуратуре Российской Федерации", можно выделить четыре основных направления прокурорского надзора:

      надзор за исполнением законов;

      надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

      надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

      надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме этих направлений прокурорского надзора его задачи также раскрываются и в специальном приказе Генерального прокурора РФ от 21 февраля 1995 г.  "Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений". В нем конкретизируются задачи прокурорского надзора на современном этапе они формулируются как::  "Защита граждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдение конституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия и дознания требующие решительного улучшения постановки прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений".

 

 

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Этому виду прокурорского надзора посвящена глава 3 Закона. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. О надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия  Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.

Об организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью также Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ и приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 г. N 48

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при продлении сроков предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под стражей указание Генеральной прокуратуры РФ от 18 июня 1998 г. N 38/36.

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ.

Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в Уголовно–процессуальном кодексе, указаниях и приказах Генерального прокурора РФ.

              Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в этой стадии процесса с тем, чтобы:

ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;               задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке» по основаниям, установленным законом;

              никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или незаконному ограничению в правах;

              никто не подвергался аресту без судебного решения;

              соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан;

              при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

              выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

              Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного, следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе, исходят из закона, опираются на закон.

              Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует» производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.

Информация о работе Надзор Прокуратуры и Судебный контроль за деятельностью органов дознания и предварительного следствия