Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 15:31, реферат
Деятельность правоохранительных органов призвана решать проблемы
государства:
- экономики,
- политики,
- развития культуры,
- образования,
- поддержание обороноспособности
и многие другие функции.
Деятельность правоохранительных органов призвана решать проблемы
государства:
- экономики,
- политики,
- развития культуры,
- образования,
- поддержание обороноспособности
и многие другие функции.
Таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.
Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по
обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека и
гражданина. Охрана прав и законных интересов государственных и
негосударственных предприятий.
Обеспечением
правопорядка и законности
меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для
выполнения такой роли.
Их принято именовать - органами охраны порядка
которые призваны охранять установленный Конституцией Р.Ф. другими законами
жизнь и деятельность государства и общества, Российских граждан и других
лиц проживающих в России.
Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка понятие
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ.
ПРИЗНАКИ
правоохранительной
Один из них проявляется в том ,что такая деятельность может
осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения Юридических
мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и
взыскания, регламентируемые Законом.
Вторым существенным признаком
правоохранительной
то, что принятые в ходе ее осуществления
Юридические меры воздействия должны строго соответствовать
предписаниям Закона или иного правового акта.
Только Закон или иной правовой акт могут служить основанием
применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание.
В-третьих,
характерным для
то, что она реализуется
в установленном законом
определенных процедур.
Наконец существенным признаком является то, что ее реализация возлагается
прежде всего на специально уполномоченные государственные органы,
комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими-юристами,
специалистами в других областях.
Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике
к ней следовало бы относить такую государственную деятельность,
которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными
органами путем применения юридических мер воздействия в строгом
соответствии с Законом и при неукоснительном соблюдении установленного им
порядка.
Вопрос о задачах
понятии и содержании, пока что в законодательном порядке специально не
решен.
Но задачи есть:
- личность ее права и свободы;
- общество- его материальные и духовные ценности;
- государство -его конституционный строй;
- суверенитет и территориальная целостность.
Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии
содержания задач правоохранительной деятельности.
Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны
охраняться.
По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные
органы, в том числе, и на правоохранительные.
Это и составляет
суть задач последних.
глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы”
§ 1.
Правоохранительная
деятельностью: ее признаки,
понятие и задачи
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.
Одно из центральных
мест в ней занимает выполнение задач
по обеспечению правопорядка и законности,
защите, прав и свобод человека, охране
прав и законных интересов государственных
и негосударственных
Для подавляющего
большинства государственных
Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.
Весьма близко
к понятию органов охраны правопорядка
примыкает понятие
Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование – "правоохранительная деятельность". Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это “младенческий” возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие “правоохранительная деятельность” еще не “устоялось”. Вокруг него идут активные споры, высказываются разные суждения. А вместе с этим и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.
В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.
Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.
Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.
В-третьих, характерным
для правоохранительной деятельности
является и то, что она реализуется
в установленном законом
Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.
С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Вопрос о задачах
правоохранительной деятельности, как
и вопрос о ее содержании, пока что
в законодательном порядке