Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:45, доклад
Сегодня идея активного использования в уголовном процессе результатов ОРД, вплоть до придания им значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит свое выражение на практике, где наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования данных ОРМ в уголовном процессе.
Оптимальным
вариантом вовлечения результатов
оперативно-розыскных
Гущин А.Н. полагает в своей диссертации, что ст. 86 УПК РФ целесообразно дополнить ч. 4 следующего содержания: «Предметы и документы, отражающие результаты оперативно-розыскных мероприятий, могут быть истребованы от органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 ст. 86 УПК РФ дополнить следующим положением: «Доказательства, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут быть использованы в доказывании по уголовным делам после их представления в уголовный процесс с указанием их происхождения и отражения этих обстоятельств в протоколе представления предметов и документов, оформленном в соответствии с требованиями настоящего Кодекса».
Особую сложность представляет вопрос о возможности использования в уголовно-процессуальном доказывании предметов и документов, полученных в результате проведения негласных, законспирированных оперативно-розыскных мероприятий с использованием конфиденциального сотрудничества и специальной техники, фиксирующей неясное визуальное или аудиовизуальное наблюдение, связанных с вторжением в область охраняемых Конституцией РФ прав и свобод граждан. Правовая природа представления предметов и документов (доказательств) оперативно-розыскным органом является совершенно иной, нежели при представлении их другими участниками процесса. Она определяется тем, что оперативно-розыскные органы, осуществляя возложенную на них государством функцию по борьбе с преступностью, обязаны представлять доказательства органам ведущим производство по делу, в то время как в ч. 2 ст. 86 УПК РФ речь идет о праве представления доказательств. Общим в этих случаях является лишь то, что фактически представляются не доказательства, а предметы и документы, которым еще предстоит получить статус доказательств.
Из сказанного следует, что норма о представлении доказательств (ч. 2 ст. 86 УПК РФ) требует дополнения, закрепляющего обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представить органу предварительного следствия, прокурору, суду находящиеся в их распоряжении оперативные материалы, имеющие доказательственное значение, по чьей бы инициативе они не происходили, при условии, если это не нарушит правила конспирации.
Несмотря
на то, что вопрос о представлении
материалов, добытых в результате
проведения оперативно-розыскных
Кроме оперативных материалов, являющихся результатами оперативной фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, могут быть представлены и документы, полученные в процессе оперативно-розыскной деятельности; акты (протоколы) проведения ОРМ, к которым могут быть приложены копии накладных, отражающих движение материальных ценностей, ставших предметом преступных посягательств, ксерокопии почтовых отправлений, справки о производстве специальных исследований и так далее.
Представленные материалы
Процессуальные аспекты применения оперативно-розыскной информации при производстве по уголовному делу
Оперативно-розыскная
деятельность по своему характеру и
особенностям (негласность ряда проводимых
оперативно-розыскных
В действующем законодательстве предусмотрены и на практике применяются две формы использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам.
Это во-первых,
использование результатов
Во-вторых, представление соответствующими органами данных (информации), полученных в ходе ОРД, об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу и используемых в соответствии с уголовно-процессуальным законом для формирования доказательств.
Проблема состоит в том, чтобы использовать эти данные, не расшифровывая негласного способа их получения. Следователю могут сообщаться данные о еще не доказанных процессуальным путем обстоятельствах преступления, о сообщниках подозреваемого (обвиняемого), о месте нахождения похищенного или орудий преступления и т.д. Получив такие данные, следователь может соответствующим образом построить допрос подозреваемого (обвиняемого), правильно произвести обыск, получив в результате этих следственных действий необходимые доказательства.
Наибольшие проблемы вызывает использование результатов ОРД в качестве доказательств по уголовным делам, т.к. в этом случае необходимо, сохраняя конспиративный характер ОРМ, найти способы интерпретации их результатов и преобразования оперативной информации в доказательства.
Как отмечалось, оперативные данные имеют тот же первоисточник, что и доказательства (результаты следственных действий), однако их форма существенно отличается от доказательств. Различия проводятся прежде всего по степени достоверности содержащейся в них информации. Однако это суждение нуждается в уточнении, ибо достоверность степеней не имеет. Поэтому различие состоит в том, что полученные в результате этой деятельности оперативные данные не могут использоваться в уголовно-процессуальном доказывании непосредственно, а должны преобразовываться в доказательства в соответствии с процессуальным законом.
Материалы ОРД можно подразделить на следующие направления:
1) указывающие на местонахождение информации;
2) предметы
и документы, полученные в
3) сигналы (информация, полученная от сторонних лиц и негласных сотрудников).
Указанные материалы могут быть реализованы в качестве:
а) повода для возбуждения условного дела по ст. 140 УПК РФ;
б) ориентирующей информации при подготовке и проведении следственных действий, если закон не связывает такое решение с наличием доказательств;
в) источников сведений (фактических данных) после их получения в установленном УПК порядке.
Названные группы материалов могут использоваться по всем направлениям за исключением первой и третьей. Как отмечается в литературе они не могут быть использованы в качестве фактических данных, а лица, их сообщившие, подлежат допросу в качестве свидетелей.
Основной
способ реализации оперативной информации
в ходе доказывания по уголовным
делам – это инициативное представление
её следователю органами дознания либо
истребование таких материалов самим
следователем. Полученным таким образом
сведениям может быть придана
соответствующая процессуальная форма
(«вещественное доказательство»
Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что основное назначение уголовно-процессуальной деятельности состоит вовсе не в проверке результатов ОРД, а в том, что в ходе ее формируется доказательство, которое может быть использовано в доказывании по уголовному делу.
Принятие решения об использовании результатов ОРД в доказывании по уголовному делу должно включать не только положительные ответы на вопросы связанные с относимостью к уголовному делу данных, которые содержатся в делах оперативного учета. Невозможностью без них установить существенные обстоятельства, выбором вида доказательств, через которые они будут введены в уголовный процесс, но и с представлением органам расследования сведений, необходимых для формирования, проверки и оценки соответствующих доказательств в процессе доказывания. Отрицательный ответ, хотя бы на один из перечисленных вопросов должен вести к отказу от использования результатов ОРД в процессе доказывания, что, однако не исключает их использования для поиска возможных источников доказательств, выработки тактики и методики расследования.
Информация о работе Проблемы использования оперативно-розыскной деятельности в доказывании