Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:26, курсовая работа
Целью данной работы является уяснение темы «Прокурор в уголовном процессе», рассмотрение правового положения прокурора и его функций.
Работа разбита на главы. В первой главе рассматривается значение прокурора в качестве субъекта уголовно-процессуальной деятельности.
Вторая глава посвящена процессуальному положению прокурора на стадии досудебного разбирательства.
В третьей главе дается описание компетенции прокурора.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Прокурор как субъект уголовно процессуальной деятельности……………………………………………………………….
2. Процессуальное положение прокурора на стадии досудебного разбирательства………………………………………………
3. Компетенция прокурора………………………………………
4. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия…………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Прокурор как субъект уголовно процессуальной деятельности………………………………………………
2. Процессуальное положение прокурора на стадии досудебного разбирательства………………………………………
3. Компетенция прокурора………………………………………
4. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Прокурор в уголовном судопроизводстве несомненно выполняет важную роль как в ходе досудебного производства (проверяет исполнение закона при приемке, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях), так и в ходе судебного производства осуществляет функции государственного обвинителя. Прокурор также осуществляет надзор за соблюдением закона при исполнении судебного приговора. Законодатель также выделил специальную главу в законе о прокуратуре, которая так и называется «надзор прокурора за исполнением законов администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера».
Большие усилия направлены на решение проблемы по обеспечению конституционных прав граждан, обеспечению защиты граждан от преступных посягательств. Органы прокуратуры ориентированы на то, чтобы вследствие установления прокурорского надзора по каждому сообщению и заявлению о совершенном преступлении, обеспечивалась неотвратимость наказания, потерпевшей стороне возмещался материальный ущерб, а также строго соблюдалась законность при производстве предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности.
Целью данной работы является уяснение темы «Прокурор в уголовном процессе», рассмотрение правового положения прокурора и его функций.
Работа разбита на главы. В первой главе рассматривается значение прокурора в качестве субъекта уголовно-процессуальной деятельности.
Вторая глава посвящена процессуальному положению прокурора на стадии досудебного разбирательства.
В третьей главе дается описание компетенции прокурора.
Четвертая глава носит название «Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия».
В работе использованы действующие нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности органов прокуратуры, научные статьи, практика Верховного суда и специальная литература.
Глава I. Прокурор как субъект уголовно-процессуальной деятельности
Содержательным моментом в установлении полномочий прокурора как участника уголовного процесса содержится в ст. 37 УПК РФ.
В статье законодатель определил основные направления деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве: осуществление от имени государства уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства, обеспечение надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Прокурор в ходе предварительного следствия контролирует исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений.
Кроме того, без согласия прокурора нельзя возбудить уголовное дело, также без согласия прокурора нельзя возбудить перед судом ходатайства об избрании или отмене меры пресечения. Прежде чем возбудить уголовное дело, необходимо проверить имеются ли основания для отмены судебного решения или наличие обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности. Для прекращения процессуальных действий необходимо, чтобы прокурор утвердил постановление о прекращении производства по уголовному делу, также прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт, затем прокурора направляет уголовное дело в суд.[1]
При направлении уголовного дела в суд, прокурор уделяет также внимание на соблюдение правил о подсудности.
Но прежде, чем уголовное дело направить в суд, прокурор при недостаточности доказательств имеет право возвратить уголовное дело следователю или дознавателю о производстве дополнительного расследования со своими указаниями. Письменные указания прокурора обязательны и в случае их обжалования вышестоящему прокурору не приостанавливается исполнение обжалуемых указаний за исключением случаев, предусмотренных в 38 УПК РФ:
- если речь идет о привлечении в качестве обвиняемого;
- о квалификации преступлений;
- об объеме обвинения;
- об избрании меры пресечения или отмене или изменении,
- об отказе прокурора в дачи согласия на возбуждения перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;
- о направлении уголовного дела в суд или о его прекращении;
- об отводе следователю;
- о передачи уголовного дела другому следователю.
Вышестоящий прокурор, которому подана жалоба отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство другому следователю.
Прокурор обладает также полномочиями по изъятию уголовного дела у органа дознания или от органа предварительного следствия, передаче дела следователю, в этом случае необходимо укать основания передачи, прокурор уполномочен также отменять незаконные и необоснованные постановления, только прокурор уполномочен продлевать срок предварительного расследования.
В уголовно-процессуальном кодексе статус прокурора в судебном производстве определяет положение в состязательном судопроизводстве в форме поддержания государственного обвинения. Обвинительная деятельность прокурора – это форма уголовного преследования с целью изобличения лица в качестве обвиняемого и совершении преступления.[2]
Это не лишает прокурора на основании п.5 ст. 37 УПК РФ отказаться от государственного обвинения на любой стадии судебного производства, так, например, дело из Бюллетеня верховного суда Понкратов осужден Тверским областным судом по ст. 316 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к штрафу в доход государства. Судебная коллегия приняла надзорное представление прокурора на основании которого по п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ за истечение давности уголовного преследования производство по делу прекращено. Преступление, совершенное Понкратовым относится к категории преступлений небольшой тяжести. По ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекло два года, в отношении несовершеннолетних этот срок сокращается до одного года. Панкратов совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте 6 января 2003 г, приговор вступил в силу по истечении более 1 года, при этом сроки течения срока давности не приостанавливались. В приведенном примере прокурор воспользовался своим правом отказа от государственного обвинения, так как имелись достаточные к этому доказательства. Таким образом, прокурора без злоупотребления другими полномочиями по государственному обвинению принял решение в соответствии со здравым смыслом, со своим внутренним убеждением и, самое главное, на основании закона.
На этом полномочия прокурора не исчерпываются, перечень полномочий, указанных в ст. 37 уголовно-процессуального кодекса является открытым, кроме этого законодатель указывает, что прокурор имеет право исполнять свои полномочия, предусмотренные кодексом.
Также законом о прокуратуре определен круг полномочий прокурора в сфере уголовно-процессуальной деятельности.
Кроме вышеперечисленных полномочий и прав, наделенных законом, прокурор имеет также и обязанности: он обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, кто содержится без законных на то оснований в учреждениях, исполняющих наказание.
«Каждое осуждение невиновного – трагедия не только для несчастного осужденного, но и для должностных лиц, коими оно оговорено. Часто встречаются позиции привлечения к уголовной ответственности самого неловкого или тот, кого по каким-либо причинам легче привлечь»[3].
Глава II. Процессуальное положение прокурора на стадии досудебного разбирательства
Правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве определено статьей 37 УПК РФ. Анализ положений указанной статьи позволяет прийти к выводу, что вся деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве имеет одностороннюю направленность – на обвинение, что является грубым искажением основных конституционных принципов.
В соответствии с ФЗ «О прокураторе Российской Федерации», уголовное преследование возложено на прокуратуру как орган государственной власти, а опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений осуществляется отдельными прокурорами как представителями органов прокуратуры. При этом поддержание государственного обвинения является лишь частью функции уголовного преследования.
УПК РФ, в сравнении с УПК РСФСР значительно расширил процессуальные полномочия государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве. Так, особенности, вытекающие из ведомственного статуса прокурорского работника, не могут не оказывать влияния на характер процессуальных взаимоотношений государственного обвинителя с другими представителями органов прокуратуры, в первую очередь – с прокурором, утвердившим обвинительное заключение и направившим уголовное дело в суд. В целях преодоления этой проблемы, УПК РФ предусматривает, что свои функции государственный обвинитель осуществляет самостоятельно. В слу этого прокурор, утвердивший обвинительное заключение (обвинительный акт), как и вышестоящий прокурор, не вправе оттенить или заменить принятое государственным обвинителем то или иное решение. К примеру, несогласие государственного обвинителя с ходатайством обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства исключает возможность постановления судом приговора без проведения судебного разбирательства в полном объеме, и прокурор, утвердивший обвинительное заключение, не вправе изменить данное решение государственного обвинителя. Также процессуальная независимость государственного обвинителя от прокурора выражается и в том, что он в соответствии с ч. 5 ст. 37 УПК не связан с выводами обвинительного заключения (обвинительного акта). Потому, если он в ходе судебного разбирательства уголовного дела придет к иному выводу, чем тот, который изложен в обвинительном заключении (обвинительном акте), он вправе полностью или частично отказаться от дальнейшего поддержания обвинения, что автоматически влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полостью или в соответствующей его части. Вместе с тем, дабы предупредить злоупотребление самостоятельностью со стороны государственного обвинителя, последний в соответствии с требованиями закона должен изложить суду мотивы полного или частичного отказа от обвинения со ссылкой на предусмотренные законом основания. Судебное решение, принятое в связи с полным или частичным отказом государственного обвинителя от обвинения, может быть обжаловано участниками судебного разбирательства или вышестоящим прокурором в апелляционном или кассационном порядке. Те же правила распространяются и на изменение обвинения государственным обвинителем в сторону смягчения.
В современном российском уголовном процессе отделение процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения дела друг от друга в соответствии с принципом состязательности и равноправия сторон не означает, что собирание и представление оправдательных доказательств, выявление обстоятельств дела, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его наказание, является проблемой, решаемой исключительно самим обвиняемым и его защитником. Обязанностью прокурора в суде первой инстанции является не только доказывание виновности подсудимого, но и предупреждение необоснованного, при отсутствии достаточных доказательств, признания подсудимого виновным и его наказания. Прокурор, следовательно, выступает также гарантом прав и свобод подсудимого, как и всех других граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, т.е. осуществляет правозащитную функцию. Такое понимание функций прокурора в суде соответствует конституционному положению о том, что признание, соблюдение и защита прав и свод человека и гражданина являются обязанностью государства. Кроме того, он реализует в суде профилактическую и правовоспитательую функции. На этом фоне представление о прокуроре в суде только как о «государственном обвинителе» не соответствует многофункциональному характеру его деятельности и сводит ее до односторонней обвинительной функции, справедливо отождествляемой с так называемым обвинительным уклоном.
Прокурор не может и не должен быть заинтересован в осуждении невиновного, так как в отличие от защитника участвует в уголовном судопроизводстве не в личном качестве, а как представитель государства, что накладывает на него особые обязанности: содействовать всестороннему и объективному предварительному расследованию и разрешению уголовного дела, реагировать на любые нарушения закона, чьи бы интересы они не ущемляли, отказаться от обвинения в случае, когда оно не нашло подтверждения в суде, и т.д.
Согласно ч.4 ст.37 и ч. 4 ст. 246 УПК, прокурор поддерживает в суде государственное обвинение. Это означает, что обвинение подсудимого исходит, по общему правилу, не от прокурора, он лишь «поддерживает» обвинение, идущее от органа предварительного следствия.
Право прокурора вступать в дело частного обвинения на тапе судебного производства законом прямо не предусмотрено. Это значит, что в дела частного обвинения прокурор вправе вступить только в предусмотренном законом порядке, а именно – путем возбуждения и расследования их на досудебном производстве. По таким делам, рассматриваемым в суде, прокурор участвует только как государственный обвинитель, т.е. реализует единую публично-правовую роль, возложенную на него законом в судебном разбирательстве уголовных дел. Эта идея четко изложена в ч. 2 ст. 246 УПК, согласно которой участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.