Прокурорский надзор в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание

Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Исходя из этого, в моей работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры;
- показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;
- показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.
Объектом исследования моей работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор в уголовном процессе.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

2. акцентировать внимание на первых ложных показаниях;

3. убеждение допрашиваемого  в необходимости говорить правду;

4. детализация показаний;

5. использование противоречий;

6. оглашение ранее  данных показаний;

7. повторное разъяснение  об уголовной ответственности  за дачу ложных показаний.

Одним из важных следственных действий в судебном разбирательстве  является производство экспертизы.

Экспертиза в судебном заседании назначается в следующих  случаях:

1. В ходе судебного  разбирательства выявлены факты,  для исследования которых требуется производство экспертизы (часто связано с неполнотой предварительного следствия);

2. Суд по ходатайству  участников процесса или по  собственной инициативе признаёт  необходимым производство экспертизы  в суде экспертом, осуществлявшими  её на предварительном следствии;

3. Суд сочтёт заключение  экспертизы проведённой на предварительном  следствии или ранее в судебном  заседании, недостаточно ясным  или полным и выносит определение  о проведении дополнительной  экспертизы;

4. Суд признаёт имевшиеся  в деле заключения экспертизы недостаточными или вызывающими сомнение в правильности и назначает повторную экспертизу29.

В указанных ситуациях  прокурор вправе ходатайствовать о  проведении экспертизы в суде или  в судебном учреждении. При обсуждении вопроса о назначении экспертизы прокурору следует дать оценку возможности её проведения. Экспертиза может быть назначена в любой момент судебного следствия.

Важное значение для  установления фактических обстоятельств  уголовного дела и правильного его  разрешения имеет исследование вещественных доказательств, осмотр места происшествия, эксперимент. Судебный осмотр местности и помещения производится тогда, когда есть необходимость получить дополнительные сведения об обстановке, в которой произошло преступление. Судебный осмотр позволяет суду и участникам процесса непосредственно воспринять и изучить обстановку совершения преступления. Прокурору следует ходатайствовать о проведении осмотра в случаях, когда отдельные обстоятельства дела не могут быть правильно поняты без непосредственного ознакомления с обстановкой места происшествия, либо в суде выяснились новые обстоятельства, проверка которых невозможна без изучения определенной местности или помещения.

Ходатайствуя о проведении осмотра, обвинитель должен не только указать обстоятельства, требующие его проведения, но и сформулировать конкретные цели осмотра, а именно: изучить и оценить обстановку на месте; зафиксировать или изъять следы или иные вещественные доказательства, сохранившиеся на месте и не изъятые следователем; уяснить условия, способствовавшие совершению преступления.

Государственный обвинитель вправе ходатайствовать о проведении осмотра вещественных доказательств  в любой момент судебного следствия, когда в этом возникает необходимость. Следует учесть, что результаты осмотра могут быть использованы при производстве других следственных действий - допросах подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов.

Вопрос о целесообразности производства следственного эксперимента в ходе судебного заседания у  государственного обвинителя может возникнуть в случаях, когда:

1. В материалах предварительного  следствия имеются пробелы, для  устранения которых нужен эксперимент;

2. При изучении и  оценки результатов следственного  эксперимента возникли сомнения  в их достоверности;

3. В ходе судебного следствия выявлены новые обстоятельства дела, нуждающиеся в экспериментальной проверке.

Следственные эксперименты в ходе судебного заседания могут  быть следующих видов:

1. Эксперименты возможности  восприятия (видеть, слышать) какого-либо  события;

2. Эксперименты по  выяснению возможности совершения  каких-либо действий;

3. Эксперименты по  проверке наличия у лица определённых  навыков30

После рассмотрения всех доказательств председательствующий опрашивает участников процесса, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно.

Дополнение судебного  следствия выражается в самых  различных формах: в постановке вопросов допрошенным лицам и заявлении  ходатайств об оглашении показаний, не явившихся свидетелей, документов, характеризующих личность подсудимого, в допросе новых свидетелей и представлении новых документов.

Таким образом, выполняя функции государственного обвинителя в судебном разбирательстве, прокурор должен и вполне может, как показывает практика, поддерживать обвинение со всей энергией, настойчиво и умело, делать это лишь в меру доказанности, не упуская фактов, говорящих в пользу подсудимого, обязан сам строжайше соблюдать закон, выступать против любых его нарушений.

 

 

Глава 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

 

Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями. Эти прокуроры являются уполномоченными прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

На уполномоченных прокуроров для обеспечения их доступа к  материалам ОРД в установленном порядке оформляется специальный допуск. Перечень уполномоченных прокуроров доводится до соответствующих органов, осуществляющих ОРД.

Указанная организационная  особенность прокурорского надзора  вытекает из требований Закона об ОРД  о том, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскных мероприятий, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну31.

Так же данное положение  закреплено в п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О государственной тайне». Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности входят в перечень сведений составляющих государственную тайну. К ним относятся сведения:

- о силах, средствах,  об источниках, о методах, планах  и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих  или сотрудничавших на конфиденциальной  основе с органами, осуществляющими  разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

- о методах и средствах  защиты секретной информации;

Особенностью, характеризующей  содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов32.

Соблюдение принципа законности заключается в безусловном  исполнении правовой основы ОРД, которую  составляют Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.

Важным моментом в  раскрытии содержания прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими ОРД, является реальное обеспечение органами прокуратуры  установленных Законом об ОРД прав граждан, в отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод33.

Основания прокурорской проверки законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изложены в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.

Проверки исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводить:

а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых  преступлениях или при поступлении  информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;

г) в других случаях, с  учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению  подготавливаемых, совершаемых или  совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Уполномоченный прокурор вправе, не дожидаясь поступления  к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими  оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности34.

Таким образом, полномочия прокурора по надзору за ОРД можно  разделить на пять групп:

1. Полномочия, урегулированные  правовыми нормами института прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Данные полномочия прокурора закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре, согласно которым прокурор вправе:

- беспрепятственно входить  на территорию и в помещения  органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельностью, при предъявлении служебного удостоверения;

- получать доступ (при  наличии соответствующего допуска  к сведениям и материалам, составляющим  государственную тайну) к их  документам и материалам, в том  числе ведомственным правовым нормативным актам, регулирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности;

- проверять исполнение  законов и ведомственных правовых  нормативных актов в связи  с поступившей в органы прокуратуры  информацией о фактах нарушения;

- требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для решения возникших вопросов, проведения проверок, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- возбуждать производство  об административных правонарушениях;

- требовать привлечения  лиц, нарушивших закон, к иной  установленной законом ответственности;

- делать предостережения  о недопустимости нарушения закона  должностным лицам органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность;

- опротестовывать противоречащие  закону правовые акты органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Например, постановления о заведении дел оперативного учета; постановления о продлении сроков производства оперативной проверки (разработки); постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий; постановления о возбуждении ходатайств о даче разрешений на прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных переговоров, снятие информации с технических каналов связи; постановления о прекращении дел оперативного учета; постановления о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (судье);

- вносить представления  об устранении нарушений закона  в органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность.

Протесты, обращения в суд, представления должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводства35.

2. Полномочия, урегулированные  правовыми нормами института  прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре):

- право рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина;

- право разъяснять  пострадавшим порядок защиты  их прав и свобод;

- принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

3. Полномочия, урегулированные  правыми нормами института прокурорского  надзора за следствием и дознанием (ст. 30 Закона о прокуратуре):

4. Полномочия, урегулированные  правыми нормами института прокурорского  надзора за законностью судебных  постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона  о прокуратуре).

Прокурор имеет право:

- участвовать в рассмотрении  судом жалоб граждан на нарушения их прав и свобод, допущенных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

Информация о работе Прокурорский надзор в уголовном процессе