Прокурорский надзор в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание

Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Исходя из этого, в моей работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры;
- показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;
- показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.
Объектом исследования моей работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор в уголовном процессе.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

- участвовать в рассмотрении  судьей ходатайств органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение  конституционных прав граждан (на обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);

- предъявлять в суды  общей юрисдикции и арбитражные суды иски, как в интересах граждан, так и в интересах предприятий, учреждений, организаций;

- приносить кассационные  и частные протесты на незаконные  или необоснованные решения, приговоры,  определения суда или постановления  судьи;

- истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу36.

5. Полномочия, урегулированные  иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона  «Об оперативно-розыскной деятельности»,  приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

Прокурор вправе проверять:

а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка  заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;

б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении  оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий  и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

в) соблюдение обязательности регистрации дел оперативного учета  и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с  оперативного и иных видов учета  лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;

г) соответствие оперативно-розыскных  мероприятий целям и задачам  оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и  технических средств, наносящих  ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, а также принимающих  решения о заведении, продлении  сроков и прекращении ведения  дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;

е) соблюдение определенного  Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;

ж) наличие оснований  для проведения оперативно-розыскных  мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

з) своевременность уведомления  судей органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи  в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме37.

К полномочиям прокурора  при осуществлении им проверки и  восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как:

1) ознакомление с документами,  содержащими сведения об основаниях, порядке и объективности проведения ОРМ;

2) дача письменных  указаний об осуществлении по  уголовным делам оперативно-розыскных  мероприятий, расширении их комплекса  либо требования их прекращения;

3) отмена необоснованных  постановлений органа дознания, следователя о возбуждении уголовного дела, вынесенных в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

4) направление в суд  жалоб, проверка которых относится  к исключительной компетенции  судей;

5) требование письменных  объяснений от должностных лиц,  осуществляющих ОРД и допускающих  нарушение закона при проведении ОРМ;

6) опротестование противоречащих  закону приказов и указаний  руководителей органов, осуществляющих  ОРД;

7) внесение представлений  по поводу выявленных нарушений  закона должностными лицами этих  органов с выражением требования  отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок;

8) при обнаружении  признаков преступления проведение  проверок в соответствии с  требованиями ст. 144 УПК РФ и  принятие соответствующих решений  (п. 9 Приказа Генерального прокурора  № 207).

Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.

 

 

Заключение

 

В ходе исследования вопросов поставленных в данной работе, пришли к следующим выводам:

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность, рассмотренные в данной работе.

Осуществляя уголовное  преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.

Уголовное преследование  прокуратуры - это процессуальная и  организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной  ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами.

Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное  следствие, касается исключительно  их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Закон обязывает прокуроров строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось в точном соответствии с установленным процессуальным порядком.

Рассмотренные в данной работе, полномочия прокурора являются уголовно-процессуальными средствами прокурорского надзора и обеспечивают возможность активного и действительного  надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. При выявлении нарушений законности органами дознания предварительного следствия, допущенных при производстве по уголовному делу, прокурор обязан применять средства и способы прокурорского реагирования, направленные на их устранение.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном  УПК РФ, являются обязательными и  подлежат безусловному исполнению в  установленный срок.

Обжалование данных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ (ч. 3 ст. 38).

Неисполнение указаний прокурора следователем, дознавателем, а равно иными должностными лицами является нарушением закона и может  повлечь дисциплинарную ответственность  виновных должностных лиц.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации  // "Российская газета" от 22 декабря  2001 г.

3. Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ" //Консультант Плюс.

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»// Консультант Плюс.

5. Приказ председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. №5 «О мерах по организации процессуального контроля»// Консультант Плюс.

6. Айвар Л.К., Ахтырская Н.Н., Бордиловский Э.И. Уголовный процесс. М.;2007.

7. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М. 1985.

8. Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. 2002. №2.

9. Божьев М.И.Уголовный процесс. М.; 2004.

10. Винокурова М.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.; 2008.

11. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. М., 2008.

12. Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. М.; 2008.

13. Мартемьянов В.К. Подследственность прокуратуры // Законность 2003 № 9.

14.Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб.; 2001.

15. Петрухин И.Л. Уголовно - процессуальное право Российской Федерации. М.; 2006.

16. Поляков М.П. Прокурорский надзор. М.; 2009.

17. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М.; 2007.

18. Скворцов К.Ф. Эффективность прокурорского надзора. М.; 1977.

19. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.; 2006.

20. Сухарев А.Я. Российский прокурорский надзор. М.; 2001.

21. Трикс А.В. Справочник прокурора. СПб.; 2007.

22. Чернов Р.П. О фигуре и статусе прокурора в уголовном процессе //Адвокат.№ 12.2005.

23. Чувилев И.Л.Прокурорский надзор Российской Федерации. М.; 2003.

24. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. М.; 2001.

1 ч. 2 ст.1 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" // Консультант Плюс.

2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ //"Российская газета" от 22.12.2001.

3 ст. 4 ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" // Консультант Плюс.

4 См.: Мартемьянов В. Подследственность прокуратуры.// Законность. 2003. №. 9.

5 ст. 11 КРФ//"Российская газета" от 25 дек. 1993.

Информация о работе Прокурорский надзор в уголовном процессе