Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод . Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и содержание прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………4
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………4
1.2 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………7
2 Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………………..11
2.1 Работа прокурора с обращениями граждан………………………………...11
2.2 Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….16
Библиографический список………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

Контр. раб.Прокурорский надзор.docx

— 41.71 Кб (Скачать документ)

Не менее важна и  вторая часть надзорной деятельности — реагирование на нарушения законности и обусловившие их обстоятельства. Ни одно правонарушение не должно оставаться без надлежащего воздействия  со стороны прокуратуры. Только при  этом условии возможно реальное укрепление законности в нашем государстве. Реагирование осуществляется двумя способами:

1) непосредственное устранение нарушений законности самим прокурором;

2) обращение прокурора к соответствующим компетентным органам, должностным лицам с требованием о принятии необходимых мер по устранению нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств. Иногда в литературе выделяется и третья часть прокурорского надзора – предупреждение правонарушений. Для устранения нарушений прав граждан, их причин и условий, восстановления нарушенных прав, прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления, возбуждает уголовное дело или производство по делам об административных правонарушениях, принимает меры к привлечению лиц, нарушивших закон, к иным видам ответственности, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В целях предупреждения нарушения прав граждан прокурор объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Наряду с названными полномочиями, прокурор наделен правами, свойственными  только данному направлению деятельности органов прокуратуры, отражающими  особенности защиты средствами прокурорского  надзора прав и свобод граждан.

В случаях причинения гражданам  ущерба прокурор ставит вопрос перед  виновными должностными и иными  лицами или органами о возмещении ущерба, при необходимости обращается в суд с исками.

В тех случаях, когда нарушение  прав и свобод человека и гражданина носит характер административного  правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно  передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган  или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях соответствующих  составов.

В случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет  и поддерживает в судах общей  юрисдикции и арбитражных судах  иски в интересах пострадавших. Этим правом прокурор пользуется, как правило, тогда, когда пострадавший по своему состоянию здоровья, возрасту или  иным причинам не может лично отстаивать в суде общей юрисдикции или арбитражном  суде свои права и свободы. Прокурор предъявляет и поддерживает также  иски в судах в тех случаях, когда нарушены права и свободы  значительного числа граждан  либо когда нарушение приобрело (получило) особое общественное значение (общественный резонанс)6.

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и  свобод человека и гражданина носит  характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает предусмотренные  законом меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

Особенностью организации  прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина является необходимость широкого внедрения  в деятельность прокуроров принципа гласности. Таким образом, прокуроры  наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им надежно отстаивать права и свободы человека и  гражданина. Эти полномочия рассчитаны на активное их применение прокурорами.

 

2 Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

2.1 Работа прокурора с обращениями граждан

 

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать  и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

Работая с обращениями  граждан, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

1) о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;

2) о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;

3) об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;

4) об органах и должностных лицах, не выполняющих требования  законодательства об обращениях граждан, т.е. не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

В органы прокуратуры поступает  также информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры.

Генпрокурор РФ в своём  приказе требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательно разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса7.

Работу по рассмотрению и  разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан по приёму посетителей организует и контролирует прокурор – руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. В составе Генпрокуратуры РФ имеется отдел писем и приёмная, а в прокуратурах субъектов Федерации – отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приёму граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генпрокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

В органах прокуратуры  также осуществляется личный приём граждан. Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генпрокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации все  поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору - руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять решение.

Поступающие в прокуратуру  заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки – 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.

Безотлагательно также рассматриваются  обращения, поступающие от Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, Уполномоченного по правам человека в России, руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

Срок разрешения обращений  при наличии оснований может  быть продлён прокурором или его заместителем.

Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или  жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считается разрешёнными8.

По требованию заявителя  ему предоставляется для ознакомления материалы проверки. По результатам проверки, проведённой по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействительным, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства об административном правонарушении или уголовного дела.

В органах прокуратуры  не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки.

 

2.2 Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Защита прав и свобод всех категорий граждан средствами прокурорского  надзора уже сама по себе является основным приоритетным направлением в  деятельности прокуроров. В связи  с этим, чьи бы права и свободы  ни были нарушены, прокурор не может  оставаться безучастным. Он обязан принять  все предусмотренные законом  меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Однако предметом особой заботы прокурора является соблюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. Речь в первую очередь идет о больных, прикованных к постели, в особенности страдающих опасными заболеваниями, ведущими к летальному исходу, психически больных, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными; инвалидов первой и второй групп; престарелых, в особенности одиноких, нуждающихся в уходе. Сюда же следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или брошенных (оставленных) ими; женщин-одиночек, имеющих малолетних детей. В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения, как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по независящим от них причинам, которые нуждаются в социальной защите. В центре внимания прокурора должны находиться семьи и отдельные граждане, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, а также от преступных посягательств.

В поле зрения прокурора  должно находиться также соблюдение прав лиц, отбывающих наказания, назначаемые  судом, а также задержанных и  заключенных под стражу следственными, судебными и иными органами.

В связи с этим предметом  особой заботы прокуроров является исполнение законодательства о гражданстве, о  льготах и пособиях, пенсионного  законодательства, законодательства о  материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужденных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с  наркоманией. При наличии сведений о нарушении этого законодательства прокурорские проверки следует проводить  в первоочередном порядке либо поручать проведение проверок другим органам.

Сокращение продолжительности  жизни россиян, рост заболеваемости населения, в том числе и в  результате загрязнения окружающей среды, коммерциализация медицинских  услуг и их недоступность для  бедной части населения делает особо  актуальным надзор за исполнением законодательства о здравоохранении и об охране окружающей природной среды.

Многочисленные нарушения  законодательства об образовании, рост числа подростков, оставивших общеобразовательные  учебные заведения, подчеркивает необходимость  активизации прокурорского надзора  за исполнением этого законодательства. Нуждаются в защите средствами прокурорского  надзора также политические, экономические  и иные права граждан.

В поле постоянного внимания прокурора должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие  руководители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные  на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений  и иных обращений населения и  работников, во многом зависит состояние  соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при  наличии оснований прокуроры  планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб  и заявлений.

Работа по надзору за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина находит отражение в текущих  и перспективных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защите их прав и  свобод обычно включаются во все разделы  планов работы. Эти мероприятия могут  быть сгруппированы в самостоятельные  разделы планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом,  изучив  данную  тему,  использовав  нормативные  акты, литературу  ведущих  правоведов  можно  сделать  вывод:  многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последнее время, недостатки в работе судов (волокита) вследствие возросшего количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1. Нормативно-правовые акты и материалы судебной практике:

1.1 Конституция Российской Федерации 1993 года. Официальный текст. М.: Буквица. 1996. 48с.

1.2 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 2004. №35. Ст. 3607.

1.3 Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. № 3).

Информация о работе Прокурорский надзор