Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа
Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод . Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и содержание прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………4
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………4
1.2 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………7
2 Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………………..11
2.1 Работа прокурора с обращениями граждан………………………………...11
2.2 Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….16
Библиографический список………………………………………………………..17
Не менее важна и вторая часть надзорной деятельности — реагирование на нарушения законности и обусловившие их обстоятельства. Ни одно правонарушение не должно оставаться без надлежащего воздействия со стороны прокуратуры. Только при этом условии возможно реальное укрепление законности в нашем государстве. Реагирование осуществляется двумя способами:
1) непосредственное устранение нарушений законности самим прокурором;
2) обращение прокурора к соответствующим компетентным органам, должностным лицам с требованием о принятии необходимых мер по устранению нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств. Иногда в литературе выделяется и третья часть прокурорского надзора – предупреждение правонарушений. Для устранения нарушений прав граждан, их причин и условий, восстановления нарушенных прав, прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления, возбуждает уголовное дело или производство по делам об административных правонарушениях, принимает меры к привлечению лиц, нарушивших закон, к иным видам ответственности, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В целях предупреждения нарушения прав граждан прокурор объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Наряду с названными полномочиями,
прокурор наделен правами, свойственными
только данному направлению
В случаях причинения гражданам ущерба прокурор ставит вопрос перед виновными должностными и иными лицами или органами о возмещении ущерба, при необходимости обращается в суд с исками.
В тех случаях, когда нарушение
прав и свобод человека и гражданина
носит характер административного
правонарушения, прокурор возбуждает
производство по делу об административном
правонарушении или незамедлительно
передает сообщение о правонарушении
и материалы проверки в орган
или должностному лицу, которые правомочны
рассматривать дела об административных
правонарушениях
В случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в судах общей юрисдикции и арбитражных судах иски в интересах пострадавших. Этим правом прокурор пользуется, как правило, тогда, когда пострадавший по своему состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде общей юрисдикции или арбитражном суде свои права и свободы. Прокурор предъявляет и поддерживает также иски в судах в тех случаях, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда нарушение приобрело (получило) особое общественное значение (общественный резонанс)6.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает предусмотренные законом меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.
Особенностью организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является необходимость широкого внедрения в деятельность прокуроров принципа гласности. Таким образом, прокуроры наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им надежно отстаивать права и свободы человека и гражданина. Эти полномочия рассчитаны на активное их применение прокурорами.
2 Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
2.1 Работа прокурора с обращениями граждан
Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов.
Работая с обращениями граждан, прокуроры и следователи получают ценную информацию:
1) о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
2) о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
3) об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
4) об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е. не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.
В органы прокуратуры поступает также информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры.
Генпрокурор РФ в своём приказе требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательно разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса7.
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан по приёму посетителей организует и контролирует прокурор – руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. В составе Генпрокуратуры РФ имеется отдел писем и приёмная, а в прокуратурах субъектов Федерации – отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приёму граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генпрокурора РФ, регулирующих этот участок работы.
В органах прокуратуры также осуществляется личный приём граждан. Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генпрокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.
После регистрации все
поступившие в орган
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки – 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.
Безотлагательно также рассматриваются обращения, поступающие от Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, Уполномоченного по правам человека в России, руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлён прокурором или его заместителем.
Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считается разрешёнными8.
По требованию заявителя
ему предоставляется для
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки.
2.2 Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Защита прав и свобод всех категорий граждан средствами прокурорского надзора уже сама по себе является основным приоритетным направлением в деятельности прокуроров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Однако предметом особой заботы прокурора является соблюдение прав и свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. Речь в первую очередь идет о больных, прикованных к постели, в особенности страдающих опасными заболеваниями, ведущими к летальному исходу, психически больных, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными; инвалидов первой и второй групп; престарелых, в особенности одиноких, нуждающихся в уходе. Сюда же следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или брошенных (оставленных) ими; женщин-одиночек, имеющих малолетних детей. В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения, как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по независящим от них причинам, которые нуждаются в социальной защите. В центре внимания прокурора должны находиться семьи и отдельные граждане, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, а также от преступных посягательств.
В поле зрения прокурора должно находиться также соблюдение прав лиц, отбывающих наказания, назначаемые судом, а также задержанных и заключенных под стражу следственными, судебными и иными органами.
В связи с этим предметом
особой заботы прокуроров является исполнение
законодательства о гражданстве, о
льготах и пособиях, пенсионного
законодательства, законодательства о
материнстве и детстве, о несовершеннолетних,
о ветеранах, о занятости населения,
о беженцах и вынужденных переселенцах,
о труде, об обороне, о борьбе с
наркоманией. При наличии сведений
о нарушении этого
Сокращение продолжительности жизни россиян, рост заболеваемости населения, в том числе и в результате загрязнения окружающей среды, коммерциализация медицинских услуг и их недоступность для бедной части населения делает особо актуальным надзор за исполнением законодательства о здравоохранении и об охране окружающей природной среды.
Многочисленные нарушения
законодательства об образовании, рост
числа подростков, оставивших общеобразовательные
учебные заведения, подчеркивает необходимость
активизации прокурорского
В поле постоянного внимания прокурора должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие руководители (владельцы) предприятий, учреждений, организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.
Работа по надзору за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина
находит отражение в текущих
и перспективных планах работы прокуратуры.
Мероприятия по защите их прав и
свобод обычно включаются во все разделы
планов работы. Эти мероприятия могут
быть сгруппированы в
Заключение
Таким образом, изучив данную тему, использовав нормативные акты, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод: многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последнее время, недостатки в работе судов (волокита) вследствие возросшего количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Библиографический список:
1. Нормативно-правовые акты и материалы судебной практике:
1.1 Конституция Российской Федерации 1993 года. Официальный текст. М.: Буквица. 1996. 48с.
1.2 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 2004. №35. Ст. 3607.
1.3 Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. № 3).