Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:02, реферат
Противодействие незаконному обороту наркотических средств — одна из наиболее острых и злободневных проблем не только правоохранительной системы, но и всего общества в целом. По данным ГИЦ МВД России, в 2008, 2009 г.г. продолжился рост количества выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и составил в 2008 г. — 232,6 тыс., из них 52,8 % совершены с целью сбыта; в 2009 г. — 238,5 тыс., из них 52,3 % совершены с целью сбыта1. По заявлениям представителей правоохранительной системы в настоящее время каждый 42й осуждённый к л
Основания для уголовно-процессуального задержания приведены в ст. 91 УПК, и данный перечень является исчерпывающим. Проблема в том, что на момент окончания проверочной закупки факт совершения преступления ещё неустановлен, т.к. не известно, относится ли изъятое вещество к наркотическим средствам. О незаконности «личного досмотра» мы уже говорили выше.
Объективный
анализ результатов проверочной
закупки позволяет сделать
Существующая
система косвенных
Показания «незаинтересованных граждан» и оперативных работников также являются только косвенными доказательствами, если они не присутствовали непосредственно при факте передачи и не слышали переговоров закупщика и сбытчика. Кроме того, необходимо отметить, что термин «незаинтересованные граждане» в ФЗ «Об ОРД» не упоминается, более того, в некоторых документах данные граждане названы понятыми. Анализ разъясняемых им прав позволяет сделать однозначный вывод о том, что их функции равнозначны функциям понятых в уголовном процессе.
Возникает вопрос: а
зачем же нужны эти самые «
В системе доказательств
по делам о незаконном сбыте наркотических
средств можно выделить ещё ряд
«слабых» мест. Прежде всего, недостоверность
результатов экспертного
Вместе с тем,
в приговоре федерального суда г.
Сызрани указано, что подобные действия
не являются опечатыванием и расцениваются
как нарушение действующих
Анализ заключений судебно-химической экспертизы наркотических средств показал полное отсутствие иллюстрирующих фотоснимков. Вместе с тем, изучение исследовательской части позволяет сделать вывод об их необходимости. Так, например, при исследовании героина методом химических реакций эксперт отмечает «появление сине-фиолетового окрашивания, свидетельствующего о возможном присутствии наркотических алкалоидов опия и их ацетилпроизводных, однако фотоснимков, иллюстрирующих появление данного окрашивания, в заключении нет. Возникает вопрос, а проводились ли вообще экспертом какие-либо исследования, и было ли это окрашивание действительно сине-фиолетовым? Далее проводится исследование вещества методом тонкослойной хроматографии. Данное исследование проводится после химической реакции и заключается в одновременном получении и сравнении хроматограмм исследуемого вещества и свободных образцов ацетилированного опия и героина (с заведомо известным алкалоидным составом) из коллекции лаборатории. «В результате проведённого исследования на хроматограммах экстрактов исследуемых веществ выявлена зона, совпадающая по положению, цвету и интенсивности окраски с зоной диацетилморфина (героина) свободного образца». Эксперт полагает, что данного утверждения достаточно, каких-либо иллюстраций выявленного совпадения в заключении нет. В соответствии со ст. 25 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» материалы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и служат его неотъемлемой частью. По мнению авторов, отсутствие в заключении фотоснимков хроматограмм с разметкой совпадающих зон ставит под сомнение вывод эксперта о том, что исследованное вещество является героином.
Ещё одним слабым местом в системе обвинительных доказательств, сформированной по результатам проверочной закупки, следует признать отсутствие однозначной идентификации личности подозреваемого (обвиняемого) по ряду уголовных дел. В материалах проверочной закупки указано, что она проводится в отношении гражданина Иванова И. И., такого-то года рождения, проживающего по такому-то адресу. Оперативные работники и закупщик в дальнейшем поясняют, что в ходе ОРМ закупщик подошёл к Иванову И. И. и приобрёл у него наркотические средства. «Незаинтересованные граждане» в ряде случаев поясняют, что они видели, как закупщик подошёл к мужчине, который в дальнейшем был задержан и представился Ивановым И. И., или им позже стало известно, что задержанный — Иванов И.И.
Четкое и полное описание внешности сбытчика нигде и никем не приводится, его опознание участниками проверочной закупки также не проводится. В результате складывается парадоксальная ситуация: в материалах уголовного дела отсутствуют доказательства того, что обвиняемый Иванов И. И. и гражданин, задержанный при проведении проверочной закупки такого-то числа и представившийся Ивановым И. И., действительно одно и то же лицо. Единственный способ восполнить данный пробел — проведение опознания обвиняемого всеми участниками проверочной закупки с соблюдением необходимых процессуальных требований и с детальным описанием внешности задержанного в протоколах допросов.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что сформировавшаяся
в настоящее время следственная
и судебная практика использования
результатов проверочной
Авторы:
Андрей Юрьевич Шапошников, старший преподаватель кафедры криминалистики Самарского филиала ГОУ ВПО «Саратовский юридический институт МВД России», кандидат юридических наук
Ирина Анатольевна Шапошникова, адвокат Самарской коллегии адвокатов «Эгида» Палаты адвокатов Самарской области.
------------------------------
------------------------------
К анализу Андрея и Ирины Шапошниковых хотелось бы добавить, что в сложившейся системе доказывания существую и другие слабые места.
Заключение эксперта.
Эксперты не имею
права проводить исследования, процедура
которых предусматривает
Нарушение правил использования и уничтожения наркотических средст образует состав преступления, предусмотренного ст. 228.2.
Осмотр места происшествия (ОМП).
Этим следственным действием обычно оформляется изъятие наркотических средств. Но как и любое следственное действие, осмотр должен проводиться только по возбужденному уголовному делу. Исключение составляют случаи "не терпящие отлагательств". Между тем, оперативные сотрудники, проводящие ОМП, в предваряющих осмотр документах практически никогда не приводят причину безотлагательности, как это, например, делают следователи в своих постановлениях, обосновывая безотлагательный обыск без санкции судьи.
Кроме того, ОМП, как следует из ст. 176 УПК, производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. То есть ОМП не может производиться с посторонними, не имеющими отношения к уголовному делу целями.
Уголовно-процессуальное законодательство (ст 140 УПК) очерчивает перечень поводов (закрытый, без всяких "и т.п.") для возбуждения УД , то есть фактически, для проведения следственных действий. Отсюда вытекает, что для проведения ОМП, как минимум, необходимо наличие поводов. Иными словами, чтобы осмотреть место происшествия, происшествие должно случится и о нем должно быть заявлено установленным способом. Одним из поводов может быть Рапорт об обнаружении признаков преступления. В единстве и взаимодействии с нормами, определяющими порядок регистрации сообщений о преступлении, Рапорт должен быть зарегистрирован (за исключением оговоренных инструкциями ситуаций, когда регистрация невозможна), проще говоря, рапорт должен быть проштампован печатью "зарегистрировано в КУСП".
На практике же ОМП чаще всего предваряется Рапортом о получении оперативной информации (не являющимся Рапортом об обнаружении признаков преступления и поэтому не "проштампованым"). В самом протоколе ОМП основанием указывается также "наличие опреативной информации".
Если разбираться детальнее, подшитый в уголовное дело непосредственно перед протоколом ОМП Рапорт о наличии оперативной информации на самом деле не обосновывает (оперативная информация это признак преступления) и часто процессуально не предваряет протокола ОМП, поскольку составляется в процессе оперативно-розыскной деятельности и легализуется (и приобщается) на более поздних стадиях. Именно по этим причинам первый легальный заштампованный рапорт появляется только по итогам ОМП. То есть, повод к проведению следственных действий возникает ПОСЛЕ следственного действия. Парадоксально, но факт.
Информация о работе Проверочная закупка не доказывает факта сбыта наркотических средств