Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Конституционное право"
*Решение вопроса об
импичменте Президента
*Кадровые назначения, указанные в пп. «ж» и «з», осуществляются по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83).
*Счетная палата — специальный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета.
К полномочиям ГосДумы Конституция относит ст. 103.
*К п. «б» - согласно
Конституции Правительство РФ
ответственно перед
*К п. «д» - этот
институт (УПЧ) является новым
для РФ, однако в большинстве
развитых стран он давно
*Амнистия - акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления.
*К п. «ж» - нижней
палате российского парламента
предоставлено право лишь
43. Законодательный процесс.
1 стадия – Законодательная инициатива.(Ст. 104). Ее формы:
внесение в ГД законопроектов и поправок к законопроектам;
законодательное предложение о разработке и принятии новых ФКЗ и ФЗ;
внесение изменений
и дополнений в действующее законодательство
в форме предложений о поправках и пересмотре положений ФКЗ.
Необходимые условия:
предоставление текстов законопроектов;
обоснование необходимости его принятия;
предоставление справок о состоянии законодательства в этой сфере;
предоставление финансового и экономического обоснования.
2 стадия – Рассмотрение законопроекта ГосДумой.
Регламентом ГД детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.
3 стадия - Принятие закона ГосДумой.
Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД. В течение 5 дней передаются в Совет Федерации. См. ч. 4 ст. 105. Могут вноситься поправки, после чего законопроект возвращается в Комиссию, ответственную за него. Далее отправляют к инициатору и депутаты ГД рассматривают его во втором чтении. Принятый во втором чтении, он отправляется в ответственный Комитет ГД для устранения возможных внутренних противоречий (перестановка слов) – 7 дней. Потом в Совет ГД для включения в рассмотрение вопросов.
4 стадия – Рассмотрение и одобрение Советом Федерации. Законопроект поступает в ответственный Комитет СФ, Председатель которого в 6 дн. срок принимает решение (одобрить или отклонить). СФ может сразу одобрить, а может обсудить, либо отклонить без обсуждения
5 стадия – Преодоление разногласий между СФ и ГД - В случае отклонения…(см. ч. 4 ст. 105). По результатам работы согласительной комиссии составляется протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При повторном рассмотрении ФЗ обсуждаются только предложения, указанные в протоколе. В случае отклонения хоть одного пункта – СК продолжает работу. Если при повторном рассмотрении ГД не приняла предложений СК – закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3.
6 стадия - Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ. См. ст. 107.
Сущ. ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ», в соотв. с которым на территории РФ применяются только те законы, которые были официально опубликованы (Российская газета, Сборник законодательства), вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней.
*Если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон…(см. ч.3 ст. 107)
ФКЗ считается принятым…(ч. 2 ст. 108). Принятый ФЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.
44. Правовой статус депутата.
Правовое положение депутата определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.
Основные принципы, касающиеся статуса парламентария:
1. Принцип независимости: юридически депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов государственной власти. Они рассматриваются как представители всей нации, а не одного избирательного органа. Парламентарии в своей деятельности должны руководствоваться только конституцией и своей совестью. Это так называемый принцип свободного мандата.
Принцип независимости включает также парламентские привилегии, и прежде всего, иммунитет, важнейшими элементами которого являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность.
Депутат не м.б. привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата. Депутатская неприкосновенность (индемнитет) — означает, что член парламента не м.б. подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления.
2. Принцип недопустимости совмещений постов: депутаты являются профессиональными парламентариями. В силу этого депутатский мандат несовместим ни с какой государственной или иной должностью. Единственным исключением является право занятия министерских должностей в парламентских республиках.
3. Принцип равноправия депутатов выражен в праве избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов, в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и голосовании.
Этому принципу подчинено и прекращение срока действия мандата. Он м.б. прекращен по окончании срока полномочий депутата; вследствие смерти депутата; в результате лишения мандата; в результате признания выборов недействительными.
45. Конституционный статус Правительства РФ.
Правительство РФ — федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. Источники: Конституция РФ (глава 6), ФКЗ «О Правительстве РФ», Регламент заседаний Совета Министров.
Правительство России — орган коллегиальный. Согласно конституции в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры.
См. статьи 110, 115, 117.
Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которую оно осуществляет путем внесения в ГосДуму законопроектов.
Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаимодействию.
46. Порядок формирования и состав Правительства РФ.
Правительство России — орган коллегиальный. Согласно конституции в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры.
1. Председатель правительства – см. статьи 111, 112, 113.
2. Заместители – 6 чел., в т.ч. 2 первых (ст. 112 п. 1).
3. Федеральные министры – лица, занимающие эту должность в Министерствах, а также руководители др. ОИВ, статус которых приравнен к статусу федерального министра.
Конституция не определяет численный состав Правительства. Фактически это делает Президент РФ, который вправе назначить федеральным министром и лицо, не возглавляющее федеральное министерство (например, руководителя аппарата правительства).
См. статьи 111, 116, 117.
Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакой другой должности в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе и политических партиях.
Члены Правительства не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Член Правительства не может одновременно быть и депутатом Государственной Думы.
Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
47. Компетенция Правительства РФ.
Полномочия Правительства РФ охватывают, по существу, все сферы жизни и деятельности общества.
В сфере экономики федеральное Правительство
разрабатывает программы экономического развития;
осуществляет регулирование экономических процессов;
обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране;
прогнозирует социально-экономическое развитие страны;
обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;
осуществляет управление федеральной собственностью;
проводит единую политику
цен, рационального
вырабатывает государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества.
В сфере социальной политики федеральное Правительство разрабатывает
программы социального развития;
обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, науки, образования, культуры;
руководит социальным обеспечением и способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан федеральное Правительство
участвует в разработке программ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
В сфере
обороны и государственной
принимает меры по обеспечению обороны страны;
меры по обеспечению государственной безопасности;
соц. гарантии военнослужащим;
меры по охране гос. границы.
В сфере внешней политики:
представляет интересы страны в международных организациях;
заключает международные договоры РФ в соответствии со своей компетенцией;
регулирует внешнеэкономическую деятельность;
осуществляет контроль в этой области.
Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которую оно осуществляет путем внесения в ГосДуму законопроектов.
Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаимодействию.
48. Сроки полномочий
и условия отставки Правительст
Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
1) Правительство само подает в отставку и Президент принимает ее (он может и отклонить);
2) Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;
3) Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент объявляет об отставке Правительства;
4) Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, и Дума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент принимает решение об отставке Правительства.
В случае отставки правительства,
как и при сложении полномочий
перед вновь избранным Президен
Наряду с коллективной
отставкой правительства
49. Конституционный статус судебной системы РФ.
Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы.
Его базис образует нормы Конституции, содержащиеся в гл. 1, 2 и главным образом гл. 7, которая называется «Судебная система», совокупность ФКЗ, обычные федеральные законы и иные правовые акты. В их числе законы о статусе судей, о прокуратуре в РФ, процессуальные кодексы, указы Президента, регулирующие отдельные аспекты организации и функционирования судебной системы. М.б. выделены три блока вопросов конституционного регулирования судебной системы.
Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности, гражданина России с судебной властью (ст. 46—54 Конституции).