Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Конституционное право"

Работа состоит из  1 файл

ШПОРЫ ПО КП РФ.DOC

— 345.50 Кб (Скачать документ)

*Решение вопроса об  импичменте Президента отнесено  к компетенции Совета Федерации  ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания.

*Кадровые назначения, указанные в пп. «ж» и «з», осуществляются по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83).

*Счетная палата — специальный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета.

К полномочиям  ГосДумы Конституция относит ст. 103.

*К п. «б» - согласно  Конституции Правительство РФ  ответственно перед Федеральным  Собранием РФ, а именно перед  ГосДумой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. Согласно ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. При этом Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству РФ (ст. 117);

*К п. «д» - этот  институт (УПЧ) является новым  для РФ, однако в большинстве  развитых стран он давно играет  важную роль в защите прав человека и гражданина. Как правило, это ведомство рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры.

*Амнистия - акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления.

*К п. «ж» - нижней  палате российского парламента  предоставлено право лишь возбуждения  вопроса об импичменте в то время, как окончательное решение по данному обвинению принимает Совет Федерации.

43. Законодательный процесс.

1 стадия – Законодательная инициатива.(Ст. 104). Ее формы:

внесение в ГД законопроектов и поправок к законопроектам;

законодательное предложение о разработке и принятии новых ФКЗ и ФЗ;

внесение изменений  и дополнений в действующее законодательство;

в форме предложений  о поправках и пересмотре положений  ФКЗ.

Необходимые условия:

предоставление текстов  законопроектов;

обоснование необходимости  его принятия;

предоставление справок  о состоянии законодательства в этой сфере;

предоставление финансового  и экономического обоснования.

2 стадия – Рассмотрение законопроекта ГосДумой.

Регламентом ГД детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

3 стадия - Принятие закона ГосДумой.

Согласно Конституции  РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД. В течение 5 дней передаются в Совет Федерации. См. ч. 4 ст. 105. Могут вноситься поправки, после чего законопроект возвращается в Комиссию, ответственную за него. Далее отправляют к инициатору и депутаты  ГД рассматривают его во втором чтении. Принятый во втором чтении, он отправляется в ответственный Комитет ГД для устранения возможных внутренних противоречий (перестановка слов) – 7 дней. Потом в Совет ГД для включения в рассмотрение вопросов.

4 стадия – Рассмотрение и одобрение Советом Федерации. Законопроект поступает в ответственный Комитет СФ, Председатель которого в 6 дн. срок принимает решение (одобрить или отклонить). СФ может сразу одобрить, а может обсудить, либо отклонить без обсуждения

5 стадия – Преодоление разногласий между СФ и ГД - В случае отклонения…(см. ч. 4 ст. 105). По результатам работы согласительной комиссии составляется протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При повторном рассмотрении ФЗ обсуждаются только предложения, указанные в протоколе. В случае отклонения хоть одного пункта – СК продолжает работу. Если при повторном рассмотрении ГД не приняла предложений СК – закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3.

6 стадия - Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ. См. ст. 107.

Сущ. ФЗ «О порядке опубликования  и вступления в силу ФКЗ», в соотв. с которым на территории РФ применяются  только те законы, которые были официально опубликованы (Российская газета, Сборник законодательства), вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней.

*Если в течение  14 дней Президент отклонит этот закон…(см. ч.3 ст. 107)

ФКЗ считается принятым…(ч. 2 ст. 108). Принятый ФЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

44. Правовой  статус депутата.

Правовое положение  депутата определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.

Основные принципы, касающиеся статуса парламентария:

1. Принцип независимости: юридически депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов государственной власти. Они рассматриваются как представители всей нации, а не одного избирательного органа. Парламентарии в своей деятельности должны руководствоваться только конституцией и своей совестью. Это так называемый принцип свободного мандата.

Принцип независимости  включает также парламентские привилегии, и прежде всего, иммунитет, важнейшими элементами которого являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность.

Депутат не м.б. привлечен  к уголовной ответственности  за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата. Депутатская неприкосновенность (индемнитет) — означает, что член парламента не м.б. подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления.

2. Принцип недопустимости совмещений постов: депутаты являются профессиональными парламентариями. В силу этого депутатский мандат несовместим ни с какой государственной или иной должностью. Единственным исключением является право занятия министерских должностей в парламентских республиках.

3. Принцип равноправия депутатов выражен в праве избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов, в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и голосовании.

 Этому принципу  подчинено и прекращение срока  действия мандата. Он  м.б. прекращен по окончании срока полномочий депутата; вследствие смерти депутата; в результате лишения мандата; в результате признания выборов недействительными.

45. Конституционный статус  Правительства РФ.

Правительство РФ — федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.  Источники: Конституция РФ (глава 6), ФКЗ «О Правительстве РФ», Регламент заседаний Совета Министров.

Правительство России — орган коллегиальный. Согласно конституции в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры.

См. статьи 110, 115, 117.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которую оно осуществляет путем внесения в ГосДуму законопроектов.

Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаимодействию.

46. Порядок формирования  и состав Правительства РФ.

Правительство России — орган коллегиальный. Согласно конституции в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры.

1. Председатель правительства – см. статьи 111, 112, 113.

2. Заместители – 6 чел., в т.ч. 2 первых (ст. 112 п. 1).

3. Федеральные министры – лица, занимающие эту должность в Министерствах, а также руководители др. ОИВ, статус которых приравнен к статусу федерального министра.

Конституция не определяет численный состав Правительства. Фактически это делает Президент РФ, который вправе назначить федеральным министром и лицо, не возглавляющее федеральное министерство (например, руководителя аппарата правительства).

См. статьи 111, 116, 117.

Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакой другой должности в государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе и политических партиях.

Члены Правительства не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Член Правительства не может одновременно быть и депутатом Государственной Думы.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

47. Компетенция  Правительства РФ.

Полномочия Правительства РФ охватывают, по существу, все сферы жизни и деятельности общества.

В сфере  экономики федеральное Правительство

разрабатывает программы экономического развития;

осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране;

прогнозирует социально-экономическое развитие страны;

обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной  и денежной политики;

осуществляет управление федеральной собственностью;

проводит единую политику цен, рационального природопользования; разрабатывает и представляет ГосДуме  федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

вырабатывает государственную  политику в сфере международного экономического сотрудничества.

В сфере  социальной политики федеральное Правительство разрабатывает

программы социального  развития;

обеспечивает проведение в стране единой государственной  политики в области здравоохранения, социального обеспечения, науки, образования, культуры;

руководит социальным обеспечением и способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительности.

В сфере  обеспечения законности, прав и свобод граждан федеральное Правительство

участвует в разработке программ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и  общественного порядка, борьбе с преступностью.

В сфере  обороны и государственной безопасности федеральное Правительство

принимает меры по обеспечению  обороны страны;

меры по обеспечению  государственной безопасности;

соц. гарантии военнослужащим;

меры по охране гос. границы.

В сфере  внешней политики:

представляет интересы страны в международных организациях;

заключает международные договоры РФ в соответствии со своей компетенцией;

регулирует внешнеэкономическую деятельность;

осуществляет контроль в этой области.

Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которую оно осуществляет путем внесения в ГосДуму законопроектов.

Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаимодействию.

48. Сроки полномочий  и условия отставки Правительства РФ.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

1) Правительство само подает в отставку и Президент принимает ее (он может и отклонить);

2) Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;

3) Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент объявляет об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, и Дума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент принимает решение об отставке Правительства.

В случае отставки правительства, как и при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, оно продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового состава правительства.

Наряду с коллективной отставкой правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов, которые могут освобождаться от должности Президентом.

49. Конституционный статус судебной системы РФ.

Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы.

Его базис образует нормы Конституции, содержащиеся в гл. 1, 2 и главным образом гл. 7, которая называется «Судебная система», совокупность ФКЗ, обычные федеральные законы и иные правовые акты. В их числе законы о статусе судей, о прокуратуре в РФ, процессуальные кодексы, указы Президента, регулирующие отдельные аспекты организации и функционирования судебной системы.  М.б.  выделены три блока вопросов конституционного регулирования судебной системы.

Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности, гражданина России с судебной властью (ст. 46—54 Конституции).

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"