Суд присяжных в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:19, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является исследование особенностей уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть историю возникновения и становления института присяжных в России;
• проанализировать понятие и определить место суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве;
• провести исследование правового статуса присяжных заседателей в Российской Федерации;
• определить особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием, организацией и деятельностью института суда присяжных заседателей в России.
Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального права, а также нормы законодательства о судебной системе и судоустройстве, с помощью которых определяются правовой механизм и особенности организации деятельности института суда присяжных в России.

Содержание

Глава 1. Суд присяжных: история и современность
Глава 2. Процедура формирования коллегии присяжных заседателей
Глава 3. Специфика производства судебного следствия с участием присяжных заседателей

Работа состоит из  1 файл

к-р.docx

— 76.17 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     В 2011 году исполнится 18 лет со дня введения в современной России суда присяжных заседателей. В ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции РФ предусмотрено создание суда с участием присяжных заседателей, как постоянно действующего правового института.1 За это время суд присяжных прочно утвердился в отечественной судебной системе, стал неотъемлемой ее частью. Широкие дискуссии, которые ведутся на данную тему, только подтверждают это. Был накоплен определенный опыт в области делопроизводства с участием присяжных, и наступило время подвести некоторые итоги. У суда присяжных появилось немало и сторонников и противников, а аргументы у них практически те же, что и сто лет назад.

     Традиционно основную роль суда присяжных в уголовном  судопроизводстве видят в обеспечении  права человека быть признанным виновным в преступлении не иначе как по решению равных обвиняемому людей, народных представителей. Суд с участием присяжных заседателей, по сути, представляет собой еще одну форму реализации права гражданина участвовать в  отправлении правосудия, фактически это одна из форм контроля общественности за данным видом деятельности.

     Конституционный статус института суда присяжных  заседателей является важнейшей  гарантией, защищающей от возможности  конъюнктурного отказа от него в интересах  очередного руководства страны в  целом или отдельной ветви  власти, т.к. не может быть изменен  обычным законом, а только конституционным, принимаемым в порядке усложненной  процедуры.

     Институт  суда присяжных основывается на принципах  и постулатах, которые до последнего времени либо считались чуждыми  нашему уголовному процессу (определение  функции суда как арбитра, а не активного участника процесса доказывания, обязанного осуществлять собирание  доказательств по своей инициативе) либо трактовались в несколько ином свете (принцип состязательности). Новизна проявляется в отходе от роли суда как правоохранительного органа, вменения ему обязанности борьбы с преступностью, появлении институтов разграничения функции вынесения решения, функций обвинения, защиты. Особенности проявляются и в оценке доказательств, в напутственном слове, в формировании вопросного листа и др. Сказанное предопределяет теоретическую и чисто практическую значимость вопросов, затронутых в исследовании.

     Целью контрольной работы является исследование особенностей уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.

     В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

     • рассмотреть историю возникновения  и становления института присяжных  в России;

     • проанализировать понятие и определить место суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве;

     • провести исследование правового статуса  присяжных заседателей в Российской Федерации;

     • определить особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных  заседателей.

     Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием, организацией и деятельностью института суда присяжных заседателей в России.

     Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального права, а также нормы законодательства о судебной системе и судоустройстве, с помощью которых определяются правовой механизм и особенности организации деятельности института суда присяжных в России. 
 
 

 

     Глава I. СУД ПРИСЯЖНЫХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

    1.1 Исторические аспекты развития суда присяжных в России

       Знала суд присяжных дореволюционная Россия. Введенный в действие уставами Александра II в период великой судебной реформы 1864 г. суд присяжных стал, бесспорно, прогрессивным явлением для судебной системы России того времени. Сущность суда присяжных в России заключалась в разделении суда на два состава: 12 присяжных заседателей (коллегия присяжных) и профессиональный судья. Присяжные заседатели большинством голосов решали вопрос о виновности или не виновности подсудимого, после чего профессиональный судья назначал подсудимому наказание, если тот был признан виновным.

         Деятельность суда присяжных  в первое время после его  введения характеризовалось очень  высоким процентом оправдательных  приговоров (около 80%).2 Правда к окончанию XIX века подсудность суду присяжных уголовных дел была резко уменьшена.

         После ликвидации суда присяжных  в советский период, право граждан  России на рассмотрение дела  этим судом было провозглашено  лишь 13 ноября 1989 года - с момента  принятия Верховным Советом СССР  Основ Союза ССР и республик  о судоустройстве, статья 11 которых  гласила: " в порядке, установленном  законодательством союзных республик,  по делам о преступлениях, за  совершение которых законом предусмотрена  смертная казнь либо лишение  свободы на срок свыше 10 лет,  вопрос о виновности подсудимого  может решаться судом присяжных  (расширенной коллегией народных  заседателей).

          Радикальным шагом по возвращению  в Россию суда присяжных стала  разработка Концепции судебной  реформы, в которой суду присяжных  было отведено центральное место  в демократизации уголовной юстиции.  Реализацией идеи возрождения  суда присяжных стало внесение  положений о возможности рассмотрения дел в этой форме судопроизводства в Конституцию РСФСР 1978 года (изменения в части 1 статьи 166, внесенные 1 ноября 1991 года) и упоминание о суде присяжных в Декларации прав и свобод человека и гражданина принятой 22 ноября 1991 года. Статья 166 Конституции РСФСР в результате указанной поправки стала содержать следующие положения: "рассмотрение гражданских и уголовных дел осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.3

     24 октября 1991 года Верховный Совет  РСФСР принял постановление " О концепции судебной реформы  в РСФСР ", в п. 3 которого  отмечалось, что в качестве важнейшего  направления судебной реформы  в России следует рассматривать  " признание права каждого лица  на разбирательство его судом  присяжных». В Концепции отмечалось, что к достоинствам суда присяжных  относятся: "…- привнесение в  атмосферу казенной юстиции житейского  здравого смысла и народного  правосознания: - стимулирование состязательности  процесса; - способность испытывать  правоту законов применительно  к конкретному случаю".4       

          Суд присяжных рассматривался  Концепцией как средство "…разрешения  нестандартных ситуаций, где из-за  тяжести возможных последствий  опаснее погрешить против справедливости, нежели против веления абстрактной  правовой нормы".

     В Декларации прав и свобод человека и гражданина рассмотрение дела в  суде присяжных впервые было названо  объектом самостоятельного права человека, привлекаемого к уголовной ответственности. Связь между правами человека и судом присяжных отраженная в Декларации, подчеркивала преимущество этой формы судопроизводства перед  традиционным порядком рассмотрения дел, указывала на гуманистический правозащитный характер новой формы судопроизводства.

     16 июля 1993 года Закон РФ "О внесении  изменений и дополнений в Закон  РСФСР "О судоустройстве", Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР, Уголовный кодекс  РСФСР и Кодекс РСФСР об  административных правонарушениях"5 возродил в России суд присяжных - самую демократическую форму судопроизводства.  

     1.2. Суд присяжных в современной России

     В Конституции РФ, принятой 12 декабря  1993 г., суду присяжных отведено место важнейшей гарантии прав и свобод человека, в том числе и права на жизнь, так как именно возможность выбора этой формы судопроизводства законодатель называет обязательным условием применения самой жесткой меры наказания - смертной казни. Так же как и ранее действовавшая конституционная норма, ст. 20 Конституции РФ гарантирует право каждого обвиняемого на рассмотрение дела судом присяжных в случаях, предусмотренных федеральным законом.6

     Одной из проблем суда с участием присяжных  заседателей явилось затянувшееся его поэтапное введение на всей территории Российской Федерации, что создавало  конституционное неравенство граждан, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений против жизни, за которые  возможно назначение исключительной меры наказания - смертной казни. Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П признано недопустимым назначение наказания в виде смертной казни до введения соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом предусмотрена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом присяжных7. Эти положения нашли отражение при принятии нового УПК РФ8, с введением которого суд с участием присяжных заседателей должен был начать действовать на всей территории Российской Федерации с 1 января 2003 г. Однако Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»9 было установлено поэтапное введение в действие ч. 2 п. 2 ст. 30 УПК РФ о рассмотрении уголовных дел судом в составе судьи и коллегии из 12 присяжных заседателей - с 1 января 2003 г. в перечисленных в этом Законе 70 регионах, с 1 июля 2003 г. - еще в 14 регионах, с 1 января 2004 г. - в 4 регионах и с 1 января 2007 г. в последнем регионе - в Чеченской Республике10.

     20 августа 2004 г. принят Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»11. В нем указаны суды, рассматривающие дела с участием присяжных заседателей, и требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели, порядок и сроки исполнения гражданами обязанностей присяжных заседателей, гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей.

     Главная сущность суда с участием присяжных  состоит в том, что разрешение вопроса о виновности является исключительной прерогативой народных представителей, а не профессиональных судей.12

     Суд присяжных является весьма специфичной  формой осуществления правосудия, что  прослеживается через перечень присущих ему признаков:

     1) сочетание профессионального и  народного элементов (соответственно  судья и коллегия присяжных  заседателей), среди которых функции  разделены: уголовный закон применяется  профессиональным судьей (то есть  именно он решает вопросы права), а вердикт о виновности или  невиновности лица, который служит  основанием для применения уголовного  закона, принимается не профессиональным  судьей, а специально призванными  для этих целей гражданами;

     2) неоднородность коллегии присяжных  заседателей по своему составу,  поскольку она может быть представлена  гражданами различного социального  статуса, имущественного положения,  уровня правосознания и правовой  культуры, возрастных категорий;

     3) существование особого порядка  избрания присяжных заседателей,  причем их функции не являются  пожизненными или долгосрочными,  а реализуются единожды при  рассмотрении конкретного уголовного  дела;

     4) принятие вердикта присяжными  заседателями на основании тех  доказательств, которые были исследованы  на стадии судебного разбирательства,  производимого на основании принципа  состязательности, под руководством  профессионального судьи;

     5) вынесение вердикта присяжными  заседателями без объяснения  мотивов принятого решения.

     Процедура рассмотрения дел с участием присяжных  включает несколько этапов: подготовительная часть, формирование коллегии, совещание  и т. д., которые подробно изложены в Уголовно - процессуальном кодексе  РФ.

 

     Глава II. ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕГИИ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

     2.1 Право обвиняемого  на рассмотрение  его дела судом  с участием присяжных  заседателей

     Обвиняемый  может воспользоваться правом на рассмотрение его дела коллегией  в составе двенадцати присяжных  заседателей прежде всего тогда, когда он не признает себя виновным в совершении инкриминируемого ему  органом следствия преступления или признает свою виновность в совершении менее тяжкого преступления, нежели то, которое ему вменяется.

Информация о работе Суд присяжных в России