Судебный контроль за органами и учреждениями исполняющими наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно – исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Работа состоит из  1 файл

Судебный контроль за органами и учреждениями исполняющими наказание.docx

— 51.37 Кб (Скачать документ)

К этой же группе следует  отнести решение суда о, возвращении  осужденной, которой была предоставлена  отсрочка отбывания наказания в  связи с беременностью или наличием малолетних детей, в соответствующее учреждение для отбывания неотбытой части наказания8).

Суд может контролировать персонал при решении вопросов, связанных  с изменением условий отбывания  наказания. В соответствии с законом  такие вопросы могут возникать  при исполнении только лишения свободы.

Так, учитывая поведение  осужденного в местах лишения  свободы, суд решает вопросы изменения  условий содержания отбывающим лишение  свободы путем перевода осужденных из одного вида исправительных учреждений в другой, с менее или более  строгим режимом (ст. 78 УПК). Кроме  того, по достижении несовершеннолетними  осужденными 18-летнего возраста, если нет основании для оставления их в вое питательно и колонии, суд принимает решение о переводе их в исправительную колонию общего режима (ст. 140 УПК).

Последняя группа – это  вопросы, связанные с местом и  временем отбывания (исполнения) наказания. Согласно ч. 7 ст. 20 УПК учреждения и  органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и  месте отбывания наказания в  виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения  свободы. В отношении таких наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение  воинского специального или почетного  звания, классного чипа и государственных  наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и конфискации имущества, суд  информируется об окончании их исполнения.

В суд, вынесший приговор, сообщается об исполнении смертной казни.

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УПК. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации нрава осужденного на обращение  в суд.

Так, в ч. 4 ст. 15 УПК говорится, что предложения, заявления и  жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению  свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее  одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Предложения, заявления и  жалобы могут быть вручены осужденными  непосредственно судье. На основании  п. «г» ч. 1 ст. 24 УПК судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и  органы, исполняющие наказания, при  исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального па это разрешения. Предложения и  заявления осужденных рассматриваются  судом в обычном для всех государственных  органов порядке. Для рассмотрения жалоб на действия персонала учреждений и органов определен особый, процессуальный порядок, который, согласно ч. 2 ст. 20 УПК  применяется и в случаях, установленных  законодательством РФ.

    1. Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре  Российской Федерации» прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих  наказания, поднадзорна органам  прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п9).

Надзор за оперативно –  розыскной деятельностью этих учреждений и органов, согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности», осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах.

Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания. 

Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора  полномочия, так и специальные  полномочия, предоставленные прокурору  как субъекту надзора за исполнением наказания.

Одним из полномочий прокурора  является проверка порядка и условий  исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое  время учреждения и органы, исполняющие наказания (ч. 1 ст. 24 УИК).

В процессе личных посещении  прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос  осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых  и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.

Прокурор вправе проводить  проверку соответствия закону приказов, распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностных лиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.

Предложения, жалобы и заявления  осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат (ч. 4. ст. 15 и ч. 2 ст. 91 УИК). Они могут  подаваться в письменном виде или  излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при  опросе осужденных, проводимом во время  прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся  прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие  предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом  сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.

Одной из основных форм предупреждения нарушении законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих  наказания является санкционирование прокурором некоторых действии его  должностных лиц. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях этих лиц, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы: задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК), на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и т.д.

Важной формой устранения нарушений законности являются предложения  прокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания  наказания. Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны к исполнению10).

Другим средством устранения нарушений законности являются постановления  прокурора, в их числе предусмотренные  ст. 33 Закона «О прокуратуре» права  по освобождению каждого содержащегося  без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение  закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. 

1.3 Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Ведомственный контроль за деятельностью уголовно – исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется путем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.

Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправительные учреждения, исправительные центры, арестные дома)11).

Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п. «в» ч.1 ст. 24 УПК осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятельности администрации, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т. д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личными делами осужденных, и т.п.

Предложения, заявления и  жалобы на действия администрации могут  быть поданы на личном приеме осужденных, их родственников, иных граждан, который, как правило, осуществляется в процессе проведения комплексного инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, либо их целевой проверки. Кроме того, личный прием может осуществляться и в процессе повседневной деятельности, вне связи с инспекторскими или целевыми проверками деятельности персонала.

При всей значимости указанных  выше форм ведомственного контроля наиболее важной формой является инспектирование  учреждений и органов, исполняющих  наказания, которое осуществляют центральные  органы уголовно-исполнительной системы  Минюста России12).

В процессе проведения инспектирования  проверяется вся деятельность персонала  учреждении и органов, исполняющих  наказания, в комплексе. Так, применительно  к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово – хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.

 

 

 

 

 

 

2 Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля13).

Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания). 

Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.

Вторая и третья формы  международного контроля появились  в 1991 году в результате признания  нашим государством компетенции  Комитета ООН по правам человека и  Комитета ООН против пыток принимать  и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории России. Эта форма международного контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК, в которой установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства их правовой защиты. Посещения членами Европейского Комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы в России стали возможными после ратификации в 1998 году Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающею достоинство обращения или наказания (СЗ РФ 1998, № 13, ст. 1466).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание

Общественный контроль – это деятельность граждан, объединенных в общественные и иные некоммерческие организации, для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы14).

Правовую основу общественного  контроля и попечения составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный Кодекс, Федеральный Закон «Об общественных объединениях», другие Федеральные законы и иные не противоречащие им правовые акты Российской Федерации. Общественный контроль осуществляется на принципах законности, гласности, приоритета прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и осужденных.

Предметом общественного  контроля является обеспечение прав и законных интересов лиц, находящихся  в местах содержания под стражей  и учреждениях, условий их содержания, обращения (в том числе применения наказания), труда, соблюдение требований, касающихся развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, прав и обязанностей персонала уголовно-исполнительной системы, а также контроль за выполнением  требований и решений по социальной реабилитации лиц, освобождающихся  из мест лишения свободы.

Информация о работе Судебный контроль за органами и учреждениями исполняющими наказание