Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:16, курсовая работа
Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно – исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.
К этой же группе следует отнести решение суда о, возвращении осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием малолетних детей, в соответствующее учреждение для отбывания неотбытой части наказания8).
Суд может контролировать персонал при решении вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие вопросы могут возникать при исполнении только лишения свободы.
Так, учитывая поведение
осужденного в местах лишения
свободы, суд решает вопросы изменения
условий содержания отбывающим лишение
свободы путем перевода осужденных
из одного вида исправительных учреждений
в другой, с менее или более
строгим режимом (ст. 78 УПК). Кроме
того, по достижении несовершеннолетними
осужденными 18-летнего возраста, если
нет основании для оставления
их в вое питательно и колонии,
суд принимает решение о
Последняя группа – это вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания. Согласно ч. 7 ст. 20 УПК учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. В отношении таких наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение воинского специального или почетного звания, классного чипа и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и конфискации имущества, суд информируется об окончании их исполнения.
В суд, вынесший приговор, сообщается об исполнении смертной казни.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УПК. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации нрава осужденного на обращение в суд.
Так, в ч. 4 ст. 15 УПК говорится, что предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
Предложения, заявления и жалобы могут быть вручены осужденными непосредственно судье. На основании п. «г» ч. 1 ст. 24 УПК судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального па это разрешения. Предложения и заявления осужденных рассматриваются судом в обычном для всех государственных органов порядке. Для рассмотрения жалоб на действия персонала учреждений и органов определен особый, процессуальный порядок, который, согласно ч. 2 ст. 20 УПК применяется и в случаях, установленных законодательством РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При этом почти вся деятельность
учреждений и органов, исполняющих
наказания, поднадзорна органам
прокуратуры. Так, в порядке общего
надзора органы прокуратуры контролируют
соблюдение законов в финансовой,
хозяйственной и
Надзор за оперативно – розыскной деятельностью этих учреждений и органов, согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности», осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах.
Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания.
Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением наказания.
Одним из полномочий прокурора является проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания (ч. 1 ст. 24 УИК).
В процессе личных посещении
прокурор непосредственно знакомится
с деятельностью администрации,
в частности проверяет
Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностных лиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.
Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат (ч. 4. ст. 15 и ч. 2 ст. 91 УИК). Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросе осужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.
Одной из основных форм предупреждения нарушении законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях этих лиц, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы: задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК), на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и т.д.
Важной формой устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны к исполнению10).
Другим средством устранения нарушений законности являются постановления прокурора, в их числе предусмотренные ст. 33 Закона «О прокуратуре» права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
1.3 Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Ведомственный контроль за деятельностью уголовно – исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны. Так, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется путем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.
Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (исправительные учреждения, исправительные центры, арестные дома)11).
Одной из форм ведомственного контроля является посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п. «в» ч.1 ст. 24 УПК осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В процессе таких посещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятельности администрации, условиями содержания осужденных и правопорядком во время исполнения наказания и т. д. Во время посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимыми документами, например личными делами осужденных, и т.п.
Предложения, заявления и жалобы на действия администрации могут быть поданы на личном приеме осужденных, их родственников, иных граждан, который, как правило, осуществляется в процессе проведения комплексного инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, либо их целевой проверки. Кроме того, личный прием может осуществляться и в процессе повседневной деятельности, вне связи с инспекторскими или целевыми проверками деятельности персонала.
При всей значимости указанных выше форм ведомственного контроля наиболее важной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осуществляют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России12).
В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово – хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.
2 Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание
Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля13).
Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).
Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.
Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.
Вторая и третья формы
международного контроля появились
в 1991 году в результате признания
нашим государством компетенции
Комитета ООН по правам человека и
Комитета ООН против пыток принимать
и рассматривать сообщения
Общественный контроль – это деятельность граждан, объединенных в общественные и иные некоммерческие организации, для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы14).
Правовую основу общественного контроля и попечения составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный Кодекс, Федеральный Закон «Об общественных объединениях», другие Федеральные законы и иные не противоречащие им правовые акты Российской Федерации. Общественный контроль осуществляется на принципах законности, гласности, приоритета прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и осужденных.
Предметом общественного
контроля является обеспечение прав
и законных интересов лиц, находящихся
в местах содержания под стражей
и учреждениях, условий их содержания,
обращения (в том числе применения
наказания), труда, соблюдение требований,
касающихся развития несовершеннолетних
подозреваемых и обвиняемых, прав
и обязанностей персонала уголовно-
Информация о работе Судебный контроль за органами и учреждениями исполняющими наказание