Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:23, реферат
Смена законодательства всегда порождает изменения в юридической терминологии. Тем более существенны эти изменения, когда происходит не просто смена закона, а меняется тип права.
Принятие уголовно процессуального кодекса РФ представляет собой серьезную попытку реформирования российского уголовно-процессуального права в состязательном направлении. Переход от «инквизиционной» правовой идеологии к состязательной отразился в понятийном аппарате и в средствах юридической техники.
I Введение
II Главная часть
1. Социальная обусловленность, правовые основы, сущность и значение уголовного преследования.
2. Виды обвинения и уголовного преследования.
3. Субъекты уголовного преследования.
III Заключение
Только прокурор вправе предъявить обвиняемому или лицу, которое несет имущественную ответственность за действия последнего, иск в защиту интересов: 1)пострадавшего, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами предъявить и поддерживать иск; 2)государства.
Прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя. По основаниям и в порядке, установленным законом, может отказаться от уголовного преследования и обвинения вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, либо удаления присяжных заседателей для постановления вердикта, вправе принести в вышестоящий суд протест на судебные решения.
2.Следователь. Государственное должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь прокуратуры, следователь органов внутренних дел, следователь органов государственной безопасности, следователь органов налоговой полиции. Он вправе возбуждать уголовное дело, производить по нему предварительное следствие и выполнять все следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.
Следователь обязан принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, избрания ему в соответствии с законом меры пресечения, составления обвинительного заключения и передачи дела прокурору для направления его в суд. В предусмотренных законом случаях он может и отказывать в возбуждении производства по уголовному делу.
Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела следователь вправе предоставить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. По расследуемым им делам следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий. Следователь имеет право возражать против любых незаконных указаний прокурора, а также против указаний прокурора об избрании, изменении или отмене меры пресечения.[12]
3.Начальник следственного отдела. Это начальник следственного комитета, управления, отдела, отделения органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и прокуратуры, их заместители. В этом проекте, как и в МУПК, его полномочия не определены. Но согласно ст.1271 УПК РСФСР начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам. Он вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя. [13]
При изучении данного вопроса следует иметь в виду, что существует Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 23 ноября 1998г. В нем обозначены основные функции органов предварительного следствия: анализ следственной практики, организации и результатов деятельности следователей системы МВД; разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучение, обобщение и рекомендация к внедрению положительного опыта предварительного следствия; разработка для использования на практике современных методик расследования отдельных видов преступлений; организация взаимодействия следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; обеспечение эффективной кадровой политики, подбор, расстановка и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организация рассмотрения и разрешения в соответствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
4.Орган дознания. Полиция и другой государственный орган, сотрудники которого уполномочены осуществлять дознание. Органами дознания являются: милиция; органы Федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; органы налоговой полиции - по делам, отнесенным к их ведению; таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК РФ; органы государственной пожарной службы - по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами; органы юстиции - по делам о преступлениях, связанных с проявлением неуважения к суду и нарушениями порядка исполнения судебных решений; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов, территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы - по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; органы пограничной охраны - по делам о нарушениях режима Государственной границы; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных гражданским персоналом вооруженных сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и руководители геологоразведочных партий в период отсутствия транспортных сообщений (ст.117 УПК РСФСР, ч.2 ст.38 ПУПК РФ, ч.2 ст.65 УПК РК).[14]
На органы дознания возлагается: принятие в соответствии с установленной законом компетенцией необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений, выполнение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных действий в порядке, предусмотренном законом, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в порядке, предусмотренном законом; производство предварительного следствия в случаях, предусмотренных законом (ст.118 УПК РСФСР, ч.1 ст.38 ПУПК РФ, ч.1 ст.65 УПК РК). [15]
5.Начальник органа дознания. Начальник органа внутренних дел, начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, начальник территориального (линейного) отдела (отделения) милиции, командир отдельного (специализированного) строевого подразделения, начальник Государственной инспекции безопасности дорожного движения, начальник органа управления или подразделения государственной противопожарной службы, начальник органа государственной безопасности, начальник органа налоговой полиции, начальник таможенного органа, начальник оперативного органа пограничной службы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, начальники учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, руководители органов юстиции (п.15 ст.5 ПУПК РФ).
Начальник органа дознания организует принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений. По делам о преступлениях, подследственных органам предварительного следствия, он обеспечивает проведение дознавателями неотложных следственных действий и выполнение поручений следователя, прокурора и суда. По делам о преступлениях, досудебное производство по которым ведется органами дознания в форме дознания или предварительного следствия, он осуществляет контроль за своевременностью и законностью действий дознавателей и вправе проверять находящиеся в их производстве дела; давать указания о производстве отдельных следственных и процессуальных действий, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела и материалов, передаче дела (материалов) от одного дознавателя к другому, поручать расследование нескольким дознавателям, а также лично проводить расследование, приняв при этом дело к своему производству или выполняя отдельные следственные или иные процессуальные действия.
Начальник органа дознания утверждает постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о производстве обыска и наложении ареста на имущество, привлечении в качестве обвиняемого, об отстранении обвиняемого от должности, избрании, изменении или отмене в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде заключения под стражу, прекращении, приостановлении, возобновлении производства по делу, направлении обвиняемого (подозреваемого), не находящегося под стражей, в медицинское учреждение для производства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, продлении срока содержания под стражей, объявлении розыска обвиняемого, а также протоколы о задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, утверждает постановление об окончании дознания, обеспечивает принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. С согласия начальника органа дознания уголовное дело с обвинительным заключением направляется прокурору.
6.Дознаватель. Должностное лицо органов дознания, либо иное лицо, которому начальником органа дознания поручено досудебное производство по делу. Согласно ст.87 МУПК дознаватель является государственным должностным лицом, которое, будучи сотрудником полиции или другого органа дознания, уполномочено в пределах своей компетенции осуществлять дознание по уголовному делу. По УПК РФ (ст.67) дознаватель - должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции. [16]
Дознаватель вправе принимать решение о начале и осуществлении досудебного производства в формах, определенных УПК, самостоятельно принимать решения и проводить следственные и другие процессуальные действия, за исключением случаев, когда законом предусмотрено утверждение их начальником органа дознания, санкция прокурора или решение суда. Постановления дознавателя, вынесенные в соответствии с требованиями УПК по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Перейдем к характеристике участников уголовного преследования, защищающих свои или представляемые права и интересы.
1.Потерпевший. Это лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непосредственно преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Им может быть и лицо в случаях, когда вред ему нанесен запрещенным Уголовным кодексом деянием, совершенным невменяемым (ст.49 ПУПК РФ, ст.75 УПК РФ). Моральный вред выражается в нравственных страданиях и душевных переживаниях лица в связи с преступными действиями; физический - в причинении вреда здоровью или нанесении побоев; имущественный - в причинении материального ущерба путем хищения, повреждения или уничтожения имущества.
О потерпевшем существуют международные акты и отечественные законодательные положения, гарантирующие его права. По Конституции РФ государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда.
Лицо признается в уголовном процессе потерпевшим с момента вынесения предусмотренного законом постановления дознавателем, следователем, прокурором, судьей, или определения - судом.
Потерпевшему обеспечивается возмещение материального вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием на предварительном следствии и в суде, включая расходы на представителя, по правилам, установленным УПК.
Потерпевший имеет право: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; иметь представителя; знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с его участием, и подавать на них замечания; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; знакомиться по окончании расследования со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении дела, копию обвинительного заключения, а также копию приговора, решений суда апелляционной и кассационной инстанций; участвовать в судебном разбирательстве дела в суде первой инстанции; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение, в том числе и в случае отказа государственного обвинителя от обвинения; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор и определения суда, постановления судьи; знать о принесенных по делу жалобах и протестах и подавать на них возражения; участвовать в судебном рассмотрении заявленных жалоб, ходатайств и протестов в апелляционной и кассационной инстанциях[17].
Потерпевший обязан: явиться по вызову дознавателя, следователя, прокурора и суда, правдиво сообщить все известные по делу обстоятельства и ответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения об обстоятельствах, известных ему по делу; соблюдать установленный порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания.
По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего осуществляют близкие родственники умершего (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг).