Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:27, курсовая работа
Цель данной работы – изучение проблем связанных с деятельностью по возбуждению уголовного дела
Для достижения цели ставиться ряд задач, которые формулируются следующим способом:
Уяснить сущность, задачи и основные черты стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве.
Рассмотрение проверки сообщения о преступлении как этапа возбуждения уголовного дела.
Анализ отдельных проверочных действий.
Введение. 3
Глава I. Сущность стадии возбуждения уголовного дела. 5
§ 1. Понятие стадии возбуждение уголовного дела. 5
§ 2. Значение стадии возбуждения уголовного дела. 13
Глава II. Понятие и значение проверки сообщений о преступлениях. 18
§ 1. Понятие сообщения о преступлении. 18
§ 2. Сроки проверки сообщения о преступлении 20
§ 3. Субъекты, производящие проверку сообщения о преступлении. 23
§ 4. Проверка сообщений о преступлении в отношении отдельных лиц. 25
Глава III. Проверочные действия в стадии возбуждения угловного дела 30
§1. Получение объяснений как проверочное действие на стадии возбуждения уголовного дела. 31
§2. Производство документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов. 33
Заключение. 39
Список использованной литературы. 44
Это явилось одной из причин увеличения почти в два раза количества нераскрытых преступлений (с 881,4 тысячи в 2001 году до 1659 тысяч в 2005 году), что фактически повлекло значительный рост нарушений конституционных прав граждан (ст.ст. 2, 17, 35, 45, 46, 53 Конституции Российской Федерации) на их защиту от преступных посягательств.13
Однако
федеральным законом от 5 июня 2007
года № 87 в статью 147 УПК РФ были внесены
изменения, которые заменили необходимость
согласия прокурора на необходимость
в его уведомлении о
Впервые уголовно-процессуальный закон вводит такое понятие как возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, однако в случае непричастности данного лица к уголовному делу, уголовное преследование в отношении него прекращается, а уголовное дело, возбужденное в отношении него продолжает существовать.
Итоговыми документами данной стадии являются, исходя из принятого решения:
Постановление о возбуждении уголовного дела. Данное постановление содержит: дату, время и место его вынесение, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения уголовного дела, пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если в результате проверочных действий преступление не установлено, либо имеются обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, дознаватель, следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Содержание данного постановления схоже с постановлением о возбуждении уголовного дела и включат в себя: дату, время и место его вынесение, кем оно вынесено, повод и основание для отказа в возбуждения уголовного дела, а также результаты проведенной проверки в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о совершении преступления.
Постановление о передаче заявления по подследственности или подсудности.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что возбуждение уголовного дела – это стадия уголовного процесса, которая является обязательной и самостоятельной. А по стольку это начальная стадия, то значение ее для осуществления задач уголовно-процессуального права, и уголовной процессуальной деятельности является крайне существенным.
В чем же состоит значение стадии возбуждения уголовного процесса? Профессор Саратовского Юридического института Министерства Внутренних Дел РФ В.М. Быков дает следующий ответ: «Мы видим значение этой стадии в том, что она обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, защищает права и законные интересы граждан, которые в случаях необоснованного возбуждения уголовного дела могли бы оказаться нарушенными, так как ряд граждан оказались бы неизбежно необоснованно втянутыми в процедуры расследования преступления. Стадия возбуждения уголовного дела также ограждает дознавателя и следователя от расследования по уголовным делам, не имеющим никакой судебной перспективы, что отвлекало бы их, как и весь следственный аппарат, от расследования действительно опасных и тяжких преступлений»14.
Уголовно-процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела определяется тем, что она является обязательной самостоятельной стадией уголовного судопроизводства и позволяет четко установить процессуальные границы стадий уголовного судопроизводства, а также наличие процессуальных условий для осуществления последующей стадии процесса, является основанием для производства процессуальных и, главное, следственных действий и применения мер пресечения в стадии предварительного расследования и определяет его начальный момент. Если исследуемая стадия заканчивается принятием решения о возбуждении уголовного дела, в ней устанавливается территориальная и, по некоторым категориям уголовных дел, персональная подследственность.
Так
же возбуждение уголовного дела является
своеобразным рубежом, как писал
средневековый писатель Данте Алигьери,
описывая надпись над воротами в ад:
«За мною - мир страданий и мучений,
За мною – скорбь и слезы без конца,
Мир падших душ, печальных приведений»15.
Так и здесь за стадией возбуждения уголовного дела, начинается, неприятное для лица совершившее преступление, уголовное преследование, с ограничением прав, в том числе установленных конституцией и международными нормативно-правовыми актами. Конечно, помимо обязанностей и ограничений лица, вовлеченные в уголовный процесс, наделяются правами.
Данная стадия при ее законном осуществлении в полной мере обеспечивает доступ к правосудию или защиту от незаконного привлечения к уголовной ответственности.
При рассмотрении значении акта возбуждения уголовного дела, то он представляет собой точку отсчета при исчислении срока предварительного расследования. Данные сроки дисциплинируют, следственны аппарат и являются важными гарантиями прав участников процесса, заинтересованных в быстроте расследования.16
При возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, одновременно вводит данное лицо в статус подозреваемого в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 46 УПК РФ. Это означает, что данное лицо в соответствии с постановлением о возбуждении уголовного дела приобретает целый ряд прав и обязанностей, одной из которых является право обжаловать данное постановление. Так же данное лицо может быть задержано в порядке 92 статьи УПК РФ, и даже в отношении него может быть применена мера такая пресечения как заключение под стражу в порядке 108 статьи УПК РФ.
Важным так же являться то, что на данной стадии собирается первоначальная информация, которая в последующем послужит отправной точкой в расследовании уголовного дела. Качество данной информации напрямую отразиться на качестве предварительного расследования. Вышеуказанная информация собирается при помощи проверочных действий.
В соответствии с п.4 ч. 2 ст. 146 УПК РФ, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается статья уголовного закона, на основании которой возбуждается уголовное дело. Это свидетельствует об обязанности государственных органов и должностных лиц, возбуждающих уголовное дело, применить уголовный закон и дать юридическую оценку совершенному деянию как преступлению. 17
Социальное значение возбуждения уголовного дела заключается в том, что с помощью акта о возбуждении уголовного дела компетентные государственные органы официально (публично) уведомляют о реагировании государства на признаки преступления, начале производства по расследованию обстоятельство конкретного преступления и, таким образом, выполняется обязанность государства по защите нарушенных прав и законных интересов граждан, объединений и организаций.18 Так же это указывает на намерение государства привлекать лиц совершивших преступление к уголовной ответственности, что обличает этот факт как превентивная мера государственного регулирования.
Итак, термин «Возбуждение уголовного дела» может пониматься по разному, в данной работе под ним понимается самостоятельная обязательная стадия уголовного судопроизводства. Не смотря на ожесточенные споры о целесообразности наличевствование данной стадии в уголовном процессе, мы придерживаемся точки зрения законодателя. Нашу точку зрения мы подкрепим мнением А. Р. Михайленко, он указывал, что если согласиться с тем, что возбуждение уголовного дела не является самостоятельной стадии, «то началом предварительного расследования следует считать принятие заявления или сообщения о преступлении. Этим снимается запрет совершать следственные действия до вынесения акта о возбуждении уголовного дела... Кроме того, сроки предварительного расследования нужно будет исчислять с момента поступления первичного материала о совершенном преступлении, а не с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела».
Вывод о том, что возбуждение уголовного дела – это самостоятельная стадия, указывает на две черты – это обязательность и самостоятельность. Под обязательностью понимается такая черта указанной стадии, которая не позволяет продолжение уголовно-процессуальной деятельности. В УПК приводиться немало доказательств, так например, почти все следственные действия производиться только после возбуждения уголовного дела, применение мер пресечения возможно тоже только после возбуждения уголовного дела. Самостоятельность заключается в наличии собственных задач, сроков, общих условия, поводов и оснований, субъектов, процессуальной формы и итоговый документ.
Следствием обязательности стадии возбуждения уголовного дела является определенные последствия, например следователь, дознаватель после возбуждения уголовного дела наделяются всем перечнем правомочий, по использованию уголовно-процессуальных способов установления истины, поиска доказательств и иного обеспечения производства по делу.
Помимо процессуального значения, возбуждение уголовного дела несет и социальное значение, а именно им государство показывает обществу свое негативную позицию по поводу противоправных деяний, в данном случае преступлений.
Не маловажным является квалификация деяния в постановлении о возбуждении уголовного дела. Ведь указание преступления в большей степени определяет содержание процессуальных и следственных действий, производимых уполномоченными органами и должностными лицами на стадии предварительного расследования, а также их тактику.19
А
для того чтобы квалификация преступления
была правильной, для проведения максимально
быстрого и качественного
Законодатель не дает определение проверки сообщений о преступлениях. Для более полного анализы данного термина необходимо определиться с его основными элементами. В данном случае элементами выступает не только непосредственно проверка, но и наличие сообщения о преступлении. Так же для полного раскрытия понятия проверки сообщения о преступлениях необходимо рассмотрение сроков ее проведения. Немаловажным является круг субъектов, которые проводят проверку.
«Доследственный уголовный процесс может начинаться только при наличии сведений о совершённом или подготавливаемом преступлении. Именно они создают первоначальные (исходные) информационные основы уголовно-процессуальной деятельности».20
Сведения могут получены различными способами. Некоторые ученые высказывают мнение, что количество способов сообщения о преступлении большое. Данной точки зрения поддерживается и Зеленецкий В. С., выделяя более шести способов, среди которых заявление, жалобы, сообщения, заметки и письма, звуковые и световые сигналы и так далее.21
Однако смеем не согласиться с данной точкой зрения.
Под
заявлением о преступлении законодатель
понимает письменное или устное сообщение
государственным органом о
Под сообщением о преступлении пониматься – это сведения о преступлении получено из иных источников. В том числе из средств массовой информации; от заявителя при невозможности предоставить заявление, либо присутствовать при составлении протокола о принятии устного заявления о преступлении; анонимные сообщения о преступлении.
В соответствии с частью 1 статьи 144 УПК РФ должностное лицо обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовившемся преступлении. В данном случае законодатель не разводить понятия сообщения и заявление, в пункте 43 статьи 4 УПК РФ законодатель включает в понятие сообщение о преступлении – заявление, явка с повинной и рапорт об обнаружении признаков преступления. В данном случае с законодателем нельзя не согласиться. Данной точки зрения поддерживаются и такие ученые как Шевчук А. Н.22, Усачев А. А.23 Ковалева М. Г.24
Так же законодатель не ограничивает круг источников, что указывает на осуществление назначения уголовного судопроизводства, а именно каждый совершивший преступление должен понести наказание. Не зависимо от того откуда органы судопроизводства узнали о совершившемся преступлении.
Сложный вопрос остается с обработкой анонимных сообщений о преступлении. В УПК РФ сказано, что анонимные заявления о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Ковалева М. Г. считает, что анонимные источники не могут быть основанием для начала производства процессуальных действия для установления наличия или отсутствия факта преступления.25 На наш взгляд следует отнести анонимные источники о преступлении к иным источникам, а значит прировнять к сообщению. Согласно с пунктом 13 инструкции о прядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях «Анонимные заявления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности». То есть начать уголовную процессуальную деятельность на основании анонимного сообщения можно, но после должной проверки осуществленной в соответствии с Федеральный законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Информация о работе Уголовно-процессуальная деятельность на стадии возбуждения уголовного дела