Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:27, курсовая работа
Цель данной работы – изучение проблем связанных с деятельностью по возбуждению уголовного дела
Для достижения цели ставиться ряд задач, которые формулируются следующим способом:
Уяснить сущность, задачи и основные черты стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве.
Рассмотрение проверки сообщения о преступлении как этапа возбуждения уголовного дела.
Анализ отдельных проверочных действий.
Введение. 3
Глава I. Сущность стадии возбуждения уголовного дела. 5
§ 1. Понятие стадии возбуждение уголовного дела. 5
§ 2. Значение стадии возбуждения уголовного дела. 13
Глава II. Понятие и значение проверки сообщений о преступлениях. 18
§ 1. Понятие сообщения о преступлении. 18
§ 2. Сроки проверки сообщения о преступлении 20
§ 3. Субъекты, производящие проверку сообщения о преступлении. 23
§ 4. Проверка сообщений о преступлении в отношении отдельных лиц. 25
Глава III. Проверочные действия в стадии возбуждения угловного дела 30
§1. Получение объяснений как проверочное действие на стадии возбуждения уголовного дела. 31
§2. Производство документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов. 33
Заключение. 39
Список использованной литературы. 44
В итогах следует указать, что сообщение о преступлении включает в себя информацию, полученную из заявлений о преступлении, рапорте об обнаружении признаков преступления, явки с повинной и иных источников, за исключением анонимных. Итогами получения должного сообщения о преступлении является основание проведения проверки, а в последующем, при подтверждении сообщения и возбуждение уголовного дела.
Качество предварительного расследования и дальнейшего хода уголовного дела в большой степени зависит не только от качества и полноты полученной информации в ходе проверки сообщения о преступлении, но и оперативности данной проверки.
В статьи 144 УПК РФ указаны сроки рассмотрения сообщения. По общему правилу на проверку отводиться не более 3 суток. Данный срок в большинстве случаев является достаточным, ведь большое количество уголовных дел возбуждается в течение дежурных суток следователем или дознавателем входящих в следственную оперативную группу органа внутренних дел.
Однако данный срок может быть всего 3 часа. Это в случае фактического задержания лица застигнутого на месте совершения преступления. В соответствии с частью 1 статьи 91 после доставления задержанного у следователя, дознавателя имеется 3 часа для составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Если уголовное дело не было возбуждено, указанные лица в пределах трех часов должны не только провести проверочные действия, но и возбудить уголовное дела, составить протокол задержания лица, а при необходимости произвести личный обыск. Таким образом, срок проверки сводиться к минимуму, а в некоторых случаях и вовсе отсутствует.
Законодатель так же предоставляет право продления указанного срока на 10 суток, по мотивированному постановлению следователя или дознавателя. В случаях, когда необходимо производство документальных проверок, ревизий, исследовании документов, предметов, трупов срок может быть продлен на 30 суток.
В
этой же части ст. 128 УПК закреплено
также правило, согласно которому, если
окончание срока приходится на нерабочий
день, то последним днем срока считается
первый, следующий за ним рабочий день.
Буквальное толкование данного положения
закона не позволяет признать нарушением
срока стадии возбуждения уголовного
дела вынесение постановления о возбуждении
уголовного дела или об отказе в его возбуждении,
в случае соблюдения следователем (дознавателем
и др.) данного правового условия.
Решение о передаче сообщения по подследственности в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 145 УПК не завершает течение срок стадии возбуждения уголовного дела и поэтому никак не влияет на течение срока рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении.26
Противоположную точку зрения высказал Калиновский К.Б. Он считает, что «если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново - с момента получения сообщения другим органом расследования»27.
С данным подходом трудно согласиться. Как правильно замечает Шевчук А.Н., «законом не предусмотрена возможность исчисления рассматриваемых сроков заново (речь идет об исчислении срока предварительной проверки после получения переданного по подведомственности сообщения о преступлении - А.Р.) при поступлении заявления в орган или должностному лицу по подведомственности: Однако получение таким порядком заявления может служить основанием для продления 3-х дневного срока его рассмотрения»28.
В случае, когда поступает несколько сообщений о преступлении, срок исчисляется с момента первого сообщения.
Благодаря установлению достаточно сжатых сроков проверочных действия успевает закрепиться большое количество информации о преступлении, которое в последующем может стать основой доказательства по уголовному делу. Но вместе с тем возможность продления сроков проведения проверок сообщения о преступлении говорит о заинтересованности законодателя в качестве и полноте собранной информации.
В части 1 статьи 144 УПК РФ законодатель закрепляет круг субъектов обязанных принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовившемся преступлении. Речь идет о дознавателе, органе дознания, следователе и, руководителе следственного органа.
Именно поэтому большинство авторов в своих комментариях к настоящей статье тоже ограничивают субъектов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность на стадии возбуждения уголовного дела, только указанными должностными лицами и органами29. А некоторые более того говорят обо всех сотрудниках правоохранительных органов, как о лицах, на которых возлагается обязанность принятия заявления (сообщения) о преступлении30. Однозначно согласиться с одним или другим подходом сложно.
В соответствии с пунктом 2.1 инструкцией о прядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях должностное лицо органов внутренних дел, наделенное соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии. В соответствии с пунктом 9 вышеуказанной инструкции вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации «О полиции», при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации. Иными словами принять сообщение о преступлении может любой сотрудник органов внутренних дел, не зависимо от замещаемой должности, местонахождения и времени суток, что гораздо шире круга лиц предусмотренных статьей 144 УПК РФ.
Второй подход не является верным в силу того, что под сотрудниками правоохранительных органов понимается, помимо указанных в 144 статье УПК РФ:
Большинство
сотрудников указанных
Проверять сообщения может гораздо уж круг субъектов, это только те участники уголовного процесса, которые наделены правом возбуждать уголовное дело. Это руководитель следственной группы в соответствии со статьей 163 УПК и начальник подразделения дознания в соответствии с частью 2 статьи 40.1 УПК РФ.
Подводя выводы можно сказать, что субъектами принятия сообщения о преступлении, выступают помимо следователя, дознавателя, органа дознания, руководителя следственного органа, так и иные сотрудники правоохранительных органов, на которых в соответствии с УПК РФ и иными нормативно правовыми актами возложена обязанность принимать сообщения о преступлениях. Круг субъектов, которые могут проверять сообщение о преступлении, составляют следователь, руководить следственного органа, руководитель следственной группы, дознаватель, орган дознания, начальник подразделения дознания.
В разделе XVII УПК РФ приведен перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, в том числе особый порядок возбуждения уголовного дела.
Важным является то, что в УПК РФ закреплен данный перечень, это означает, что его изменение может быть только впоследствии издания федерального закона. Так же, по мнению Халикова А. Н. не большое количество лиц входящих в указанный перечень: «одно из главных качеств рассматриваемой новеллы»31.
В статье 448 УПК РФ указанны особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц. В ней не имеется информации о особенностях проведения проверки сообщения о преступлении совершенных указанными лицами.
Однако,
учитывая, что речь идет о должностных
лицах, в отношении которых
Халиков А. Н. следователь по особо важным делам Прокуратуры Республики Башкортостан обосновывает необходимость введения особой нормы посвященной особому порядку проверки сообщений в отношении должностных лиц указанных в 447 статье.32
Во-первых,
при решении вопроса о
При этом закон должен исключить случаи, когда кто-либо, без наличия к тому законных оснований, отказывается давать пояснения, представлять информацию и иные данные, необходимые для объективного исследования материалов проверки. Это необходимо как с позиции определения признаков состава преступления, так и установления отсутствия этих признаков.
Во-вторых,
данная норма более четко закрепит
права и обязанности как
В-третьих, если в обычном режиме расследования решение о возбуждении уголовного дела - это только начало предварительного следствия, то в данном случае, когда вопрос может стоять о высших представителях государственной власти, возбуждение уголовного дела - это совокупность данных, указывающих как на факт самого преступления, так и на причастность к нему должностного лица. Тем самым, значение стадии возбуждения дела здесь намного выше, чем при совершении преступлений обычными гражданами.
Практика показывает, что должностные лица, перечисленные в статье 447 УПК, часто отказываются давать какие-либо объяснения даже по поводу обстоятельств дел, которые вообще не затрагивают их профессиональной деятельности, ссылаясь при этом на свою неприкосновенность.33 Однако понятие неприкосновенности распространяется на момент возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица и связанные с этим следственные действия. Допустим, судьи, согласно ст. 10 Закона РФ "О статусе судей", не обязаны давать объяснения только по рассматриваемым им уголовным делам. Ничего иного закон не предусматривает.
Исходя из выше сказанного проверка сообщения о преступлении – это деятельность уполномоченных лиц, урегулированная УПК РФ и другими нормативно-правовыми актами, направленная на соотношение с действительностью обстоятельств изложенных в сообщении о преступлении, закреплении первоначальной информации о преступлении процессуальным и не процессуальным способами для дальнейшего использования при расследовании уголовного дела.
В соответствии со статьей 144 УПК РФ в число прямо уполномоченных законом должностных лиц по проверке сообщений о преступлении являются следователь, дознаватель, орган дознания. Однако анализ иных норма УПК РФ позволяет отнести к данным лицам и начальника подразделения дознания, и руководителя следственной группы, и руководитель следственного органа, это обусловлено правом данных должностных лиц, возбуждать уголовное дело.
Данная деятельность урегулирована статьей 144 УПК РФ, большим количеством приказов, в том числе Министерства Внутренних дел РФ, Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности. Значит что эта деятельность не абсолютно уголовно процессуальная. Но поскольку порядок, сроки, основания определены в УПК РФ, порядок отдельных проверочных мероприятий прямо урегулирован уголовно-процессуальным законом, круг лиц имеющих право осуществлять проверку также указан в УПК РФ данный вид деятельности следует относить именно к уголовно-процессуальному.
Целью проверки является выявление признаков преступления. Выявление признаков преступления не означает установления состава преступления – субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны. Для наличия оснований к возбуждению уголовного дела достаточно выявить лишь общие признаки объективной стороны преступления, то есть внешние признаки события преступления. Все остальные юридически значимые обстоятельства проверяются на следующей стадии – стадии предварительного расследования. Выявление производиться на основании информации изложенной в сообщении о преступлении, иными словами сравнение данной информации с действительностью. В случае, когда информация в сообщении совпадает, то подтверждается тот или иной повод к возбуждению уголовного дела.
Информация о работе Уголовно-процессуальная деятельность на стадии возбуждения уголовного дела