Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Возбуждение уголовного дела – понятие сложное, многогранное, имеющее несколько смысловых значений, отражающих сущность данного понятия с разных сторон.
Так, под возбуждение уголовного дела понимается:
уголовно процессуальный институт, нормы которого определяют условия, порядок и иные обстоятельства уголовного дела;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
1.1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
2.1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
ГЛАВА 2. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
2.1. Порядок возбуждения уголовного дела
2.2. Отказ в возбуждении уголовного дела
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
1.1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
2.1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
ГЛАВА 2. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
2.1. Порядок возбуждения уголовного дела
2.2. Отказ в возбуждении уголовного дела
Заключение
Список литературы
ГЛАВА 1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
1.1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
Возбуждение уголовного дела – понятие сложное, многогранное, имеющее несколько смысловых значений, отражающих сущность данного понятия с разных сторон.
Так, под возбуждение уголовного дела понимается:
уголовно процессуальный институт, нормы которого определяют условия, порядок и иные обстоятельства уголовного дела;
отдельный процессуальный акт
(однократное процессуальное действие),
выражающийся в вынесении надлежащими
должностными лицами решения о том,
что по данному конкретному
этап уголовного процесса, в ходе которого решаются вопросы, связанные с рассмотрением и разрешением первичных сведений о преступлении и возникают общественные правоотношения.
Институт возбуждения уголовного дела берёт своё начало в истоках советского уголовного процесса. Однако таким, каким он является в настоящее время, данный институт был не всегда. К примеру, в 1917 г. ещё не был урегулирован вопрос о приёме заявлений о преступлениях.
То же самое можно было отметить и в отношении процессуальной формы акта возбуждения уголовного дела или отказа в таковом. Вместе с тем, даже в условиях отсутствия каких-либо нормативных указаний, многие местные следственно-судебные учреждения с первых же дней оформляли эти акты постановлением.
Возбуждение уголовного дела – это начальная стадия уголовного процесса, на которой полномочные государственные органы или должностные лица, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие основания для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Существует определение возбуждения уголовного дела, обозначающее некоторый круг лиц участников данной стадии:
Возбуждение уголовного дела – это первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для производства предварительного расследования.
Обязанность осуществления уголовного преследования, возложенная на, орган дознания и дознавателя, выражается, согласно в ч. 2 ст. 21 УПК, в принятии ими предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления. Эта обязанность может быть реализована не иначе, как путём возбуждения уголовного дела, создающего необходимые предпосылки для принятия вышеуказанных мер.
Стадия возбуждения уголовного
дела имеет чётко выраженные границы,
начальный и конечный моменты
уголовно-процессуальной деятельности,
определяющей её содержание. Она начинается
с момента получения и
Специфичны круг участников данной стадии и возникающие между ними правоотношения. Так, здесь отсутствуют традиционные для многих последующих стадий участники судопроизводства: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, потерпевший, гражданские истец и ответчик, свидетель и др. Основные правоотношения, возникающие между следователем, оранном дознания, дознавателем, с одной стороны, и прокурором – с другой, а также между указанными должностными лицами и заявителем о преступлении. В случае производства осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела участниками процессуальных отношений в рассматриваемой стадии становятся понятые, специалисты.
Специфика процессуальной деятельности
в стадии возбуждения уголовного
дела выражена в ограниченности задач,
пределов и средств доказывания.
Устанавливается лишь в общих
чертах наличие или отсутствие некоторых
признаков состава конкретного
преступления как предпосылки
Данная стадия характеризуется также определёнными временными рамками, в течение которых следователь, дознаватель, прокурор должны принять решение по поступившему заявлению или сообщению о совершенном или готовящемся преступлении.
В практике возбуждения уголовного
дела сложилось несколько
Вторая тенденция практики
заключается в следующем. Получив
заявление о преступлении, некоторые
органы дознания и следователи требуют
от заявителей приобщения комплекта
документов, обосновывающих достоверность
изложенных в заявлении сведений.
Значительное распространение эта
практика получила в отношениях органов
расследования с
Другие, напротив, утверждают, что истребование материалов на стадии возбуждении уголовного дела не может носить принудительного характера, а предполагает согласие владельца на передачу органу дознания , следователя. 3
Третьи предполагают понимать принудительность истребования материалов на стадии возбуждения уголовного дела как особую инициативу органов дознания, следователя, прокуратуры и суда, то есть «истребование по инициативе».4 Ряд процессуалистов настаивает на том, что истребованию подлежат исключительно письменные документы, которые подразделяются на следующие группы: непосредственно связанные с преступным событием, например, документы со следами подчисток, подделок; устанавливающие обстоятельства, о которых сообщалось в заявлении или сообщении, например, справки о причинении материального ущерба, телесных повреждений и т.д.; материалы различного рода проверок. К ним могут относиться материалы об административных правонарушениях, акты ревизий, контрольных закупок.5 Таким образом, истребование доказательств на стадии возбуждения уголовного дела не может носить принудительного характера, а должно содержать согласие на это руководителя учреждения, предприятия или организации, либо согласие должностного лица или гражданина. Также нельзя упускать из виду и следующее: УПК подобных требований не содержит. С этой точки зрения все поводы к возбуждению любого уголовного дела — и заявление ограбленного гражданина в дежурную часть милиции, и официальное сообщение директора государственного предприятия в прокуратуру (например, о крупной недостаче) — юридически равнозначны. Это значит, что правоохранительным органом и тот и другой документ по закону должен быть принят, вне зависимости от комплектности приобщенных к нему материалов, а заявлению и сообщению должен быть незамедлительно дан законный ход. Возвращение документа — повода к возбуждению уголовного дела по мотивам некомплектности представленной документации УПК не предусмотрено.
Явным пробелом УПК РФ является
то, что процессуальный порядок проведения
предварительной проверки информации,
поступившей в
Вместе с тем недостатки и противоречия действующего УПК РФ, регламентирующего стадию возбуждения уголовного дела, таковы, что ученые говорят о "процессуальных ребусах", "серьезных просчетах"ее законодательного регулирования.
Это приводит к тому, что
правоохранительные органы при проверке
заявлений и сообщений граждан
в большинстве случаев
Таким образом, в практической деятельности методами проверки сообщений о преступлениях также являются средства административной и оперативной проверок, на что справедливо указывается в литературе.
Опрос сотрудников оперативных подразделений показал, что 72% не могут разграничить методы административной, оперативной и уголовно-процессуальной проверки, 46% опрошенных испытывали неуверенность в законности своих действий, совершаемых в ходе проверочных действий.
Неуверенность должностных лиц в законности и обоснованности осуществляемых действий является результатом недостаточной правовой регламентации доследственной проверки.
Согласиться с такой практикой
проведения проверки нельзя, поскольку
порядок уголовного судопроизводства
устанавливается только УПК РФ, что
прямо предусмотрено в п. 1 ст.
1 УПК РФ. Это положение закона
говорит о том, что в зависимости
от того, под признаки правонарушения
или преступления подпадает совершенное
деяние, правовые отношения должностных
лиц и участников процесса должны
регулироваться нормами соответствующего
административного или
Изложенное позволяет сделать вывод, что деятельность сотрудников органов дознания и предварительного следствия, заключающаяся в производстве оперативных и административных проверочных действий, вступает в явное противоречие со ст. 1 УПК РФ, а результаты ее деятельности, полученные непроцессуальными способами, не должны иметь юридической силы и последующего доказательственного значения.
Участники стадии возбуждения уголовного дела практически лишены общепризнанных конституционных прав, а также права на защиту от возможного уголовного преследования. Таким образом, в первой стадии уголовного судопроизводства УПК РФ умаляет права и свободы личности и вступает в явное противоречие с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.
В этой связи следует согласиться с С. Вициным, обоснованно характеризующим доследственную проверку как типичный институт инквизиционного процесса, предоставляющий несоразмерные возможности и преимущества стороне обвинения.
Для стадии возбуждения уголовного
дела важно сбалансированное решение
ряда задач. В частности, необходимо
принять меры к обнаружению, фиксации,
изъятию следов преступления и к
быстрому раскрытию преступления по
горячим следам, а для этого
должностные лица правоохранительных
органов должны быть наделены эффективным
инструментарием, позволяющим проводить
проверку сообщений. Методы и порядок
производства проверочных действий
должны максимально защищать права
и законные интересы личности, вовлекаемой
в сферу уголовно-
Представляется, что решение указанных задач может быть достигнуто только при системном законодательном решении следующих направлений деятельности.
Во-первых, необходимо расширить круг следственных действий, которые могут проводиться в стадии возбуждения уголовного дела.
Во-вторых, должны быть закреплены виды и порядок производства процессуальных проверочных действий, не имеющих статуса следственных.
В-третьих, нужно предусмотреть перечень участников этой стадии и наделить их комплексом прав и обязанностей.
Только при таком подходе можно говорить о надлежащем обеспечении прав участников стадии возбуждения уголовного дела.
1.2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
Стадия возбуждения уголовного
дела занимает в досудебном производстве
особое место. На данном этапе уполномоченным
на то органам и должностным лицам
надлежит проанализировать информацию
о преступлении и принять процессуальное
решение о начале предварительного
расследования либо об отказе в возбуждении
уголовного дела. Начинается стадия с
момента получения и
Информация о работе Возбуждение уголовного дела поводы и основания