Возбуждение уголовного дела поводы и основания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание

Возбуждение уголовного дела – понятие сложное, многогранное, имеющее несколько смысловых значений, отражающих сущность данного понятия с разных сторон.
Так, под возбуждение уголовного дела понимается:
уголовно процессуальный институт, нормы которого определяют условия, порядок и иные обстоятельства уголовного дела;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
1.1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
2.1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
ГЛАВА 2. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
2.1. Порядок возбуждения уголовного дела
2.2. Отказ в возбуждении уголовного дела
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая ВУД.docx

— 62.91 Кб (Скачать документ)

В учебной и научной  юридической литературе часто высказывается  и иное мнение - под поводом понимается не информация, а источник, из которого ее получают. Такое не совсем удачное  истолкование имеет под собой  определенное основание. Оно - результат  буквального понимания сказанного в ст. 140 УПК, где при характеристике поводов акцент делается на видах  источников, их перечислении, а не на получаемой с их помощью информации. Подобный подход можно было бы объяснить  не недооценкой значения содержания и характера информации, а стремлением  законодателя обеспечить положение, при  котором сведения (информация) получались бы из доброкачественных источников, а не, скажем, из неизвестно кем распространяемых слухов либо вымыслов "модных" в  наши дни экстрасенсов, парапсихологов, ясновидцев, шаманов и даже обычных  гадалок.

В названной статье УПК  приведен перечень поводов для возбуждения  уголовных дел, состоящий из 3-х  пунктов, в которых названы:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Анализ этого перечня  дает основание говорить, прежде всего, о том, что законодатель не преследовал  цели возведения "китайской стены" между сведениями и их источниками. К примеру, совершенно ясно, что обстоятельством, побуждающим компетентные органы приступить к решению вопроса о возбуждении уголовного дела, может служить как сам по себе факт получения заявления или письма конкретного гражданина, так и то, о чем говорится в нем. Прокурор или иное должностное лицо, уполномоченное решать вопрос о возбуждении уголовного дела, "подталкивают" к выполнению соответствующих действий попавшие в их поле зрения сведения, полученные из заслуживающего доверия источника.

Наиболее распространенным поводом является заявление о  преступлении. В соответствии со ст. 141 УПК заявления могут быть устными  и письменными.

Устные заявления должны оформляться протоколами, в которых  отражаются т.н. установочные данные (время  и место составления протокола, сведения о должностном лице, составившем  протокол, о заявителе и др.), факт предупреждения заявителя об уголовной  ответственности за ложный донос, которая  предусматривается ст. 306 УК, а также  изложение содержания сделанного заявления (заносится в протокол от первого  лица). Подписывается протокол заявителем и составившим протокол должностным  лицом компетентного правоохранительного  органа.

Заявления о преступлении, которые делаются в ходе производства по возбужденному уголовному делу (при  совершении какого-то следственного  действия - скажем, при предъявлении к опознанию - или в ходе судебного  заседания), должны заноситься соответственно в протокол следственного действия либо судебного заседания (ч. 4 ст. 141 УПК РФ).

Что касается письменных заявлений, то уголовно-процессуальное законодательство, формулируя требования, предъявляемые  к ним, говорит лишь о том, чтобы  они были подписаны заявителями.

В связи с характеристикой  рассматриваемого повода к возбуждению  уголовного дела важно иметь в  виду, по крайней мере, еще три  положения.

Первое из них касается особенностей обращения с анонимными заявлениями, т.е. заявлениями, не подписанными либо имеющими вымышленные подписи. Согласно ч. 7 ст. 141 УПК анонимные  заявления не могут рассматриваться  в качестве поводов к возбуждению  уголовных дел.

Но это не означает, что  заявления такого рода должны всегда и полностью игнорироваться. В  тех случаях, когда в анонимном  заявлении речь идет о событиях или  деяниях, содержащих признаки преступления и требующих реагирования компетентных государственных органов, то сказанное  в нем должно быть проверено в  установленном порядке, в том  числе с осуществлением оперативно-розыскных  действий.

Второе положение связано  с особенностями производства по делам, возбуждение которых ставится в зависимость от волеизъявления потерпевших от преступления. Это, прежде всего, неоднократно упоминавшиеся  выше дела частного и частно - публичного обвинения.

По правилу, установленному в ст. 23 УПК, дела такого рода подлежат возбуждению при наличии заявления  руководителя ст. 221 УПК той организации, которой причинен вред, или с его согласия. Дальнейшее производство по такому делу после его возбуждения, по идее, должно осуществляться в общем порядке, т.е. по правилам, установленным для дел публичного обвинения ст. 222 УПК.

Наконец, третье положение, касающееся рассматриваемого повода к возбуждению  уголовного дела (заявлений о преступлениях), заключается в том, что при  характеристике данного повода весьма важно знать правила работы с  заявлениями о преступлениях, подаваемыми  в органы внутренних дел. Именно в  эти органы чаще всего идут люди с заявлениями подобного рода.

Порядок работы с ними (такими заявлениями) установлен Инструкцией  о порядке приема, регистрации  и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях  и иной информации о правонарушениях, утвержденной приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158.

Она предусматривает, в частности, что при подаче гражданином заявления  или поступлении иного сообщения  о совершенном преступлении оно  должно быть зарегистрировано, а его  автору вручен талон-уведомление, подтверждающий факт подачи заявления. О подаче заявления  информируется руководство соответствующего органа внутренних дел, и оно дает указания о том, что следует предпринять. В милиции существуют специальные  подразделения (дежурные части), на которые  возложено осуществление незамедлительных мер по проверке поступивших заявлений  и принятию неотложных мер.

Явка с повинной - добровольное личное обращение (явка) лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в органы, производящие дознание, следствие, в прокуратуру, суд с намерением предать себя в руки правосудия. В уголовно-процессуальном праве РФ явка с повинной - один из поводов к возбуждению уголовного дела. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление: где, когда и при каких обстоятельствах совершено преступление, какими данными оно подтверждается, мотивы, побудившие лицо явиться с повинной, и др.  Протокол подписывается явившимся с повинной и лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судьей, составившим протокол. Уголовное право РФ рассматривает явку с повинной как обстоятельство, смягчающее ответственность или освобождающее (при наличии указанных в законе условий) от нее.

Сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, - это сведения о  преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных  обязанностей от любого физического  или юридического лица. К этой группе поводов могут быть отнесены сообщения, непосредственно не адресованные органам  дознания, следствия, прокуратуры, но содержащиеся в различных средствах массовой информации или в иных источниках, о совершенном или готовящемся  преступлении. Несмотря на то, что эти  сведения непосредственно не адресованы органам дознания, следствия, прокуратуры, последние обязаны проверить  содержащиеся в них сведения.

Данная система поводов  к возбуждению уголовного дела существенным образом отличается от системы поводов, существовавшей в предшествующих процессуальных кодексах. Принципиальное отличием- наличие  в ней «свободного» повода, каковым, по мнению некоторых процессуалистов  является «сообщение о совершённом  или готовящемся преступлении, полученное из иных источников».( п. 3 ч. 1 ст.140 УПК  РФ).6

Такой подход к формированию системы поводов вновь возвращает нас к проблеме конкуренции двух важнейших методологических установок  уголовного процесса: свободы и формы. Вся история развития судопроизводства питалась энергией конкуренции свободного и формального начал. Ярким примером этого является две противоборствующие концептуальные системы: формальная и  свободная оценка доказательств. Казалось бы, принцип свободы одержал победу над формальным началом. Однако новый  УПК РФ закрепляет существенные отступления  от этого правила, и ст. 75 УПК РФ прекрасное тому подтверждение.

Имеются иллюстрации и  обратного свойства. Система доказательств, определённая со свое формальной строгостью, включает в себя относительно свободные  элементы, таковыми являются «иные  документы».

Из сказанного выше, можно  сделать вывод о том ,что система  поводов стремится быть эффективной  для этого в ней должен содержаться  такой элемент, который позволял бы оперативно учитывать меняющуюся информационную обстановку. К примеру,  анонимные сведения: прямо такая  использоваться не может, так как  формально не отвечает требованиям, предъявляемым к заявлению. Однако уголовный процесс не может игнорировать данную информацию: он перерабатывает её через другие поводы, это позволяет  сделать сигнал, указанный в п.3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Иными словами  речь идёт о необходимости такого источника, который мог претендовать на статус универсального или свободного повода.

Для проверки нашей гипотезы рассмотрим развитие системы поводов  в отечественном судопроизводстве.

Ст. 108 УПК РСФСР 1960 г. К  поводам к возбуждению уголовного дела причисляются:

заявления и письма граждан;

 сообщения профсоюзных  и комсомольских организаций,  народных дружин по охране  общественного порядка, товарищеских  судов и других общественных  организаций;

 сообщения предприятий,  учреждений, организаций и должностных  лиц;

 статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

 явка с повинной;

 Непосредственное обнаружение  органом дознания, следователем, прокурором  или судом признаков преступления.

Современная система поводов  выглядит следующим образом (ст. 140 УПК  РФ):

 заявление о преступлении;

  явка с повинной;

сообщение о совершённом  или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Анализ элементов, входящих в состав описанных систем показывает, что наиболее универсальной является система поводов в УПК РФ. Это достигается за счёт использования в ней повода, названного «свободным» поводом.

         Уголовный процесс – есть постоянно  совершенствующаяся форма. На  наш взгляд, свобода в уголовном  процессе является не точкой  устремлённости, а некоторым временным  состоянием. Там, где уголовный  процесс ещё не приобрёл формально  совершенства, допускается свобода.

         Таким образом, система поводов  должна быть и формальной и  свободной одновременно. Формальную  её часть должны составлять  исторически сформировавшиеся и  эмпирически проверенные поводы. К таковым по праву можно  отнести явку с повинной и  заявление. Полагаем, что в науке  достаточно сделано и для детализации  такого повода, как «непосредственное  обнаружение признаков преступления…»7.

          Там, где форма найдена и  апробирована, она должна быть  установлена в законе. Свободный  же повод, должен рассматриваться  как источник, позволяющий реагировать  на нюансы развития  и уголовного  процесса и социальных процессов.  Иными словами, он должен быть  приемником для тех сигналов  о преступлении, процессуальная  констатация которых ещё не  определена.

 

  Глава 2. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела

1.2. Порядок  возбуждения уголовного дела

При наличии  повода и основания дознаватель  или следователь с согласия прокурора, в пределах своей компетенции  обязаны возбудить уголовное  дело. Решение о возбуждении дела облекается в процессуальную форму  – постановление о возбуждении  уголовного дела.

Под вынесением постановления  о возбуждении уголовного дела понимается его составление и подписание дознавателем, следователем.

Постановление о возбуждении  уголовного дела состоит из трёх частей: вводной, описательно – мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть содержит: наименование постановления; место, дату вынесения  постановления; должность, наименование органа предварительного следствия  или дознания, фамилию и инициалы лица его вынесшего.

В описательно - мотивировочной части излагаются поводы и основание для возбуждения уголовного дела.

Резолютивная часть содержит: решение о возбуждении дела; пункт, часть, статью Уголовного кодекса РФ, на основании которых оно возбуждено; решение о дальнейшем направлении  уголовного дела; сведения о направлении  копии постановления надзирающему прокурору (наименование органа прокуратуры, классный чин, фамилия, инициалы прокурора, дата и время направления); отметка  о том, что о принятом решении сообщено заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело (если оно есть); подпись лица вынесшего постановление.

Если постановление выносится  следователем или дознавателем, то в этом процессуальном документе  должно содержаться решение о  принятии уголовного дела к своему производству.

По общему правилу следователь  и дознаватель вправе возбудить  уголовное дело лишь с согласия прокурора. Между тем, предусмотренный ч. 4 ст. 146 УПК РФ порядок позволяет утверждать, что следователю и дознавателю  не запрещено принимать самостоятельное  решение о вынесении постановления  о возбуждении уголовного дела и  производстве некоторых неотложных следственных действий (осмотр места  происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы) ещё до получения  согласия прокурора.

Хочется прокомментировать  вопрос о проведении отдельных следственных действий в указанной стадии уголовного процесса. Из смысла ч. 4 ст. 146 УПК РФ вытекает разрешение законодателя ещё до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела производить осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. Но если правовое основание на проведение осмотра места происшествия конкретно закреплено в ч. 2 ст. 176 УПК РФ, то для производства освидетельствования и назначения судебной экспертизы в соответствующих нормах Уголовно-процессуального кодекса (ст. 179 и 195 УПК РФ) такого разрешения не имеется. Формальным основанием для проведения указанных следственных действий будет являться постановление о возбуждении уголовного дела и юридическая оговорка законодателя о том, что к этому постановлению, направленному прокурору для получения согласия, прилагаются, помимо материалов проверки сообщения о преступлении, соответствующие постановления и протоколы отдельных следственных дела частно - публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. А по делам частного обвинения потерпевший вообще обращается с заявлением непосредственно в суд. Хотя определенные полномочия прокурору и в этом случае даны. Так, допускается возбуждение уголовного дела частного и частно - публичного обвинения по усмотрению прокурора, если тот считает, что потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам (например, зависимость от обвиняемого) не может защищать свои права и законные интересы (ч. 3 ст. 318 УПК). К примеру, заявление потерпевшей о произведённом над ней насилии может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Для примера обратимся к судебной практике: приговором Шешуйского районного народного суда Адамович осужден по ст. 15 и ч. 1 ст. 17 УК РСФСР (ныне ст.131 УК РФ).

Информация о работе Возбуждение уголовного дела поводы и основания