Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:19, реферат
На наших глазах Россия превращается в демократическое правовое государство. Принятая в 1993 году Конституция при всех своих недостатках имела серьезнейшее достоинство - она закрепила этот прорыв в будущее, которое рождается уже сегодня. Наше будущее - в людях, которые не просто наделены многочисленными свободами, которые не просто слышали о своем праве на власть, но дорожат этим правом и умеют им пользоваться.
Введение
Конституция о государственной власти в России
Три главных участника законотворчества
Совет Федерации
Государственная Дума
Законодательный процесс изнутри
Президент - гарант соблюдения Конституции
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Конституция о государственной власти в России
Три главных участника законотворчества
Совет Федерации
Государственная Дума
Законодательный процесс изнутри
Президент - гарант соблюдения Конституции
Заключение
Список использованной литературы
На наших глазах Россия превращается в демократическое правовое государство. Принятая в 1993 году Конституция при всех своих недостатках имела серьезнейшее достоинство - она закрепила этот прорыв в будущее, которое рождается уже сегодня. Наше будущее - в людях, которые не просто наделены многочисленными свободами, которые не просто слышали о своем праве на власть, но дорожат этим правом и умеют им пользоваться.
"Общество имеет право, а государство обязано" - такова формула правового демократического государства. Это означает, что государственная власть в любой своей ипостаси должна контролироваться обществом и быть зависимой от него. Одним из путей к этому идеалу стал знаменитый принцип разделения властей, согласно которому у каждой ветви власти - свои собственные, четко определенные задачи и цели. Судебная власть отвечает за правосудие, исполнительная - за исполнение законов, а законодательная власть создает законы и представительствует.
Работа парламента напрямую затрагивает каждого гражданина. Соответственно каждый россиянин обладает правом избирать и быть избранным в высший законодательный орган страны. Но избирают далеко не всех. А влиять на работу парламента нам хочется не только раз в четыре года, опуская бюллетень в избирательную урну. Благодаря Конституции у каждого из нас есть такая возможность. Правда, далеко не все ее используют, но она есть, она закреплена в Основном законе государства. Степень влияния гражданина на собственную представительную власть - показатель гражданской зрелости общества. Деятельный гражданин прямо заинтересован в работе своего парламента. Ему необходимо уметь взаимодействовать с этим институтом власти. Ему недостаточно парламентских дебатов, транслируемых по телевидению, он нуждается в том, чтобы и депутаты слышали его. Пытаясь защитить собственные интересы, он становится человеком, способным влиять на жизнь своей страны.
законодательный процесс российская федерация
Однако, не обладая хотя бы минимумом знаний о работе парламента, о его процедурах и внутренних законах, реализовать эту возможность не удастся. Рождение закона - сложный, специфичный процесс.
В ст.3 Конституции содержится один из самых основных принципов конституционного строя Российского государства - принцип народовластия. Согласно этому принципу, носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ. Кроме того, определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Что такое формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти? Прежде всего, это референдум и выборы. Если референдум население использует не так часто, то выборы - наиболее широко и часто применяемая форма непосредственной демократии. Именно с помощью выборов формируются представительные законодательные органы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, представительные и другие выборные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральными законами избираются Президент Российской Федерации, а также нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации - Государственная Дума.
Таким образом, народ участвует в управлении делами государства через своих представителей.
Важнейшей идеей Конституции (ст. ст.10 и 11) является положение о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды. Иными словами, из этих норм Конституции видно, что имеются три основные функции государственной власти, и каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Данную систему взаимоотношений принято называть системой сдержек и противовесов.
Приведенный в Конституции Российской Федерации перечень органов государственной власти является закрытым, т.е. не подлежит пересмотрам и изменениям. Это сделано для создания стабильной и работоспособной конструкции государственной власти в России. Выполняя свои задачи, органы государственной власти взаимодействуют друг с другом. При этом каждая ветвь государственной власти ограничивает другую и сдерживает ее.
Роль Президента в нашей конституционной системе нуждается в особых комментариях. Конституцией страны предусмотрено, что государственную власть осуществляет Президент Российской Федерации. Являясь главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом, однако, Президент России выведен за рамки системы разделения власти - обладая внушительным объемом полномочий, он выступает в роли арбитра, разрешающего споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов. В тех случаях, когда договориться не удается, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Вместе с тем, у Президента есть право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если эти документы противоречат Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или же нарушают права человека и гражданина.
В этой вполне складной на первый взгляд картине есть свои недостатки. Первый из них заключается в том, что правовой статус Президента Российской Федерации ничем, кроме Конституции Российской Федерации, не регулируется. А в Конституции, между тем, детально определяется компетенция главы государства, но нет механизма реализации многих вопросов. Поэтому исключительно необходима разработка закона "О Президенте Российской Федерации", который снял бы многочисленные неясности и двусмысленности.
Законодательство о судебной ветви власти, в которую входят Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный Суд и иные федеральные суды, обновляется более успешно. К настоящему времени приняты Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", Федеральные законы "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", "Об арбитражных судах Российской Федерации" и целый ряд других.
Что же касается Федерального Собрания - парламента России, то кроме конституционного регулирования полномочий палат в настоящее время действует Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Помимо этого, каждая палата имеет свой регламент, в котором отражен законодательный процесс применительно к задачам палаты. Здесь уместно сказать несколько слов о юридическом статусе регламентных норм. Прежде всего, Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы - это не законы, но подзаконные акты. Вместе с тем, в жизни парламента оба документа играют огромную роль: они во всех деталях и подробностях определяют структуру и внутренний распорядок соответствующей палаты. Там описывается процедура рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции палаты, порядок формирования ее органов, их полномочия и т.п. Регламент обычно принимается новым составом депутатов на первом заседании каждой из палат, в связи с чем оформляется специальное постановление.
Действующая российская Конституция четко определила трех участников законодательного процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума.
Согласно Конституции, право принятия федеральных и федеральных конституционных законов принадлежит исключительно Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат. Государственная Дума - нижняя палата - отражает прямое представительство всего населения страны. Что же касается Совета Федерации, то структура верхней палаты основана на федеративном устройстве нашего государства. Конституцией оговорено, что палаты работают раздельно; при этом даже заседают они в различных зданиях Москвы. В то время как депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе, члены Совета Федерации являются, фактически, совместителями, собираясь на заседания примерно раз в два месяца. Происходит это по утвержденному палатой плану с 1 октября по 31 июля. Дума же в течение года проводит две сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июля и осеннюю - с 1 октября по 25 декабря.
В Государственной Думе 450 депутатов, из которых 225 имеют мандаты от партий и политических движений и избирались по партийным спискам, а еще 225 проходили в Думу через одномандатные округа. Все депутаты обладают одинаковыми полномочиями.
В Совете Федерации 178 членов; в него ходят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органа власти, т.е. вакансии в верхней палате замещаются по должности. В отличие от депутатов Государственной Думы члены Совета Федерации занимаются законотворчеством лишь эпизодически, приезжая в столицу из своих регионов и отвлекаясь от непосредственных должностных обязанностей.
Палаты Федерального Собрания имеют общую задачу - принятие законов, хотя круг ведения и полномочия каждой палаты при этом различны.
Что же касается Президента Российской Федерации, то за ним Конституция закрепила право подписания и обнародования принятых двумя палатами законов, тем самым сделав его полноправным участником законотворческого процесса.
Федеральное Собрание - высший представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из депутатов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения адресуются государству в целом.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Согласно ст.102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отстранение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Счетная палата - это вспомогательный орган парламента (Федерального Собрания), осуществляющий контроль за исполнением федерального бюджета. Совет Федерации назначается на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.
Парламентская сессия - период времени, в течение которого происходят пленарные заседания палаты.
Пленарные заседания означают, что палата парламента собирается в полном составе.
Внеочередная (чрезвычайная) сессия - это сессия парламента, на которой рассматривается только определенная повестка дня и которая закрывается, когда повестка дня исчерпана.
Совет Федерации избирает из своего состав тайным голосованием Председателя Совета Федерации и трех его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ.
Совет Федерации собирается на свое первое заседание на тридцатый день после его избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ, а затем заседание ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до тех пор, пока не будет избран и не приступит к исполнению своих обязанностей Председатель Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов палаты. Депутаты Совета Федерации обязаны присутствовать на заседаниях Совета Федерации.
Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях тайным или открытым голосованием.
Деятельность Совета Федерации обеспечивается его вспомогательным аппаратом: организацией государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь палате в целом, комитетам (комиссиям) и парламентариям. Аппарат СФ состоит из аппаратов комитетов, Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационно-технологического и финансово-хозяйственного обеспечения кадровой службы, секретариата руководителя аппарата и других обеспечивающих служб.
Информация о работе Законодательный процесс Российской Федерации