Анализ Лесного Кодекса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:25, контрольная работа

Описание

Новый Лесной кодекс Российской Федерации принят Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, введен в действие в соответствии с Законом N 201-ФЗ с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.Общие положения лесных отношений…………………………………...6

2.Использование лесов. Порядок его ограничения и приостановления..12

3.Охрана и защита лесов……………………………………………...……14

4.Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности 4.1Договор аренды …………………………………………………………15

4.2 Организация и проведение аукционов………………………………...18

5.Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления……………………………………………………………..20

6.Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов……………………………………………………..23

7. Государственный лесной контроль и надзор…………………………..24

8. Отнесение лесов и их участков к защитным и особо защитным……..25

9. Ответственность за нарушение лесного законодательства…………...26

Заключение………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Анализ лесного кодекса.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

    Теперь  в Лесном кодексе предусмотрено, что граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 Лесного кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Указанной статьей установлено несколько видов использования лесов. Применительно к гражданам здесь целесообразно указать следующие виды: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.

    Право собственности на древесину, которая  получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. ст. 43 46 Лесного кодекса принадлежит Российской Федерации. Указанными статьями установлен порядок использования лесов: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов.

    В соответствии со ст. 15 Закона N 201-ФЗ Правительство  РФ должно до 1 февраля 2007 г. обеспечить переход права собственности  Российской Федерации на лесхозы  к субъектам РФ.

    Следует также отметить, что в соответствии со ст. 93 Лесного кодекса право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Право постоянного (бессрочного) пользования  лесными участками, право ограниченного  пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом (ст. 9).

    Лесным  кодексом установлены общие правила, регулирующие порядок:

    -подразделения  лесов по целевому назначению (леса, расположенные на землях  лесного фонда, подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные - ст. 10);

    -пребывания  граждан в лесах (ст. 11);

    -освоения  лесов (оно проводится в целях  обеспечения многоцелевого, рационального,  непрерывного, неистощительного использования  лесов, а также развития лесной  промышленности - ст. 12);

    -создания  лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры (ст. ст. 13 и 14). Этими статьями определено, что в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры лесных дорог, лесных складов. А для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура- объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты;

    -определения  лесорастительных зон в зависимости  от природно-климатических условий  (районирование лесов - ст. 15);

    -рубок,  в том числе выборочных и сплошных, а также подсочки лесных насаждений (ст. ст. 16, 17 и 18);

    -проведения  мероприятий по охране, защите, воспроизводству  лесов (ст. 19);

    -строительства,  реконструкции и эксплуатации  объектов, не связанных с созданием  лесной инфраструктуры (ст. 21). Этой статьей установлено, что указанные виды работ на землях лесного фонда допускаются, в частности, для геологического изучения недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; ведения рекреационной деятельности;

    -ведения  инвестиционной деятельности в  области освоения лесов (ст. 22). Статьей определено, что объектами  капитальных вложений в области  освоения лесов являются объекты  создаваемой и (или) модернизируемой  лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей  инфраструктуры;

    -определения  количества лесничеств, лесопарков  и их границ (ст. 22). Установлено,  что лесничества и лесопарки  являются основными территориальными  единицами управления в области  использования, охраны, защиты, воспроизводства  лесов.

    В прежнем Кодексе не упоминались вопросы создания лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Не определялось и районирование лесов. Что касается инвестиционной деятельности, то в отличие от специальной ст. 22 Лесного кодекса в прежнем Кодексе указывалось, что проведение единой инвестиционной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относилось к полномочиям Российской Федерации.

    2. Использование лесов. Порядок его ограничения и приостановления

    Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (ст. 24 Лесного кодекса).

    Отметим, что Лесным кодексом не определены конкретные случаи ограничения и  приостановления использования  лесов. Так, в ст. ст. 27 и 28 делается отсылка  к другим федеральным законам. Кроме  того, в ст. 28 уточнено, что в некоторых случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

    В ст. 25 приведены 16 видов использования  лесов. Здесь же уточнено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей. В прежнем Кодексе имелась похожая ст. 80 «Виды лесопользования», которая включала в себя семь видов лесопользования. Практически все содержатся в упомянутой ст. 25 Лесного кодекса.

    Особенности некоторых видов использования лесов регулируются отдельными статьями Лесного кодекса. Так, ст. ст. 29 -35 устанавливается порядок заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, а также сбора лекарственных растений. Статьями 36 -38, 40, 41, 43 -44 определяется порядок использования лесов: для ведения охотничьего хозяйства, любительской и спортивной охоты; ведения сельского хозяйства; научно-исследовательской и образовательной деятельности; рекреационной деятельности; выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; религиозной деятельности.

    Кроме того, ст. 48 определено, что в местах традиционного проживания и хозяйственной  деятельности лиц, относящихся к  коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционного образа жизни.

    Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения подается в виде лесной декларации (ст. 26), которая ежегодно представляется в органы государственной власти, местного самоуправления лицами, которые получили лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

    Отдельно  следует упомянуть о правах граждан на заготовку древесины. В соответствии со ст. 30 Лесного кодекса граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и ведущие традиционный образ жизни, имеют право бесплатно заготавливать древесину для собственных нужд исходя из нормативов, установленных законами субъектов РФ.

    В гл. 2 Лесного кодекса следует выделить ст. 50, в соответствии с которой запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов. В силу ч. 4 этой статьи государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    3.Охрана и защита лесов

    Согласно  ст. 51 леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

    4.Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    4.1 Договор аренды

    В соответствии со ст. 71 в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам; в аренду, безвозмездное срочное пользование -гражданам.

    К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом. Также предусмотрено, что предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам происходит в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

    Статьей 72 Лесного кодекса установлено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору этот участок для использования в различных целях. Объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

    Договор аренды заключается на срок от 1 года до 49 лет. Арендатор, надлежащим образом  исполнивший договор аренды, по истечении  его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

    В соответствии со ст. 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы рассчитывается как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; при использовании лесного участка без изъятия ресурсов -как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

    Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

    Согласно  ст. 74 договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением следующих случаев использования лесов:

    -для  выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;

    -строительства  и эксплуатации водохранилищ, иных  искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений;

Информация о работе Анализ Лесного Кодекса РФ