Государственная и муниципальная жилищная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 00:13, реферат

Описание

Решение жилищной проблемы – важнейшая социальная задача практически во всех муниципальных образованиях и городах страны. Острота этой проблемы обусловлена тем, что в целом по России не имеют жилья или остро нуждаются в улучшении жилищных условий более 8 миллионов человек, а в неблагоустроенных квартирах проживает до 30% населения страны.
Жилищную политику города составляет концептуальная стратегия развития поселения и реализующих ее законодательных, социальных, организационных, градостроительных, экономических мероприятий, назначение которых состоит в удовлетворении потребностей граждан в жилье. В соответствии с общими правовыми аспектами этой политики нужно формулировать основные принципы ее реализации для конкретных социально-экономических условий. Жилищная политика, таким образом, представляет собой систему, охватывающую перспективные направления и первоочередные мероприятия при ориентации на рыночные методы решения жилищной проблемы за счет изменения структуры нового строительства, включения в рыночный оборот средств социальных групп со средними доходами и изменением подходов к формированию структуры управления МО.

Содержание

Введение 3
1 Основы жилищной политики
1.1 Понятие и причины возникновения жилищной политики 4
1.2 Модели государственной и муниципальной жилищной политики 5
2 Государственная и муниципальная жилищная политика в России 6
3 ТСЖ как перспективное направление реформы ЖКХ 8
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Государственная и муниципальная жилищная политика в России.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение  3

1 Основы жилищной  политики

  1.1 Понятие и причины возникновения жилищной политики 4

  1.2 Модели государственной и муниципальной жилищной политики 5

2 Государственная  и муниципальная  жилищная политика  в России 6

3 ТСЖ как перспективное направление реформы ЖКХ 8

Заключение 16

Список  литературы 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Решение жилищной проблемы – важнейшая социальная задача практически во всех муниципальных образованиях и городах страны. Острота этой проблемы обусловлена тем, что в целом по России не имеют жилья или остро нуждаются в улучшении жилищных условий более 8 миллионов человек, а в неблагоустроенных квартирах проживает до 30% населения страны.

     Жилищную  политику города составляет концептуальная стратегия развития поселения и реализующих ее законодательных, социальных, организационных, градостроительных, экономических мероприятий, назначение которых состоит в удовлетворении потребностей граждан в жилье. В соответствии с общими правовыми аспектами этой политики нужно формулировать основные принципы ее реализации для конкретных социально-экономических условий. Жилищная политика, таким образом, представляет собой систему, охватывающую перспективные направления и первоочередные мероприятия при ориентации на рыночные методы решения жилищной проблемы за счет изменения структуры нового строительства, включения в рыночный оборот средств социальных групп со средними доходами и изменением подходов к формированию структуры управления МО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Основы жилищной  политики

     1.1 Понятие и причины возникновения жилищной политики

     Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является сегодня мощным фактором, определяющим современное состояние экономики.

     Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека. По данным социологических обследований в целом по России на конец 2005г. жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46% (1).

     Отсутствие жилья и плохие жилищные условия – одна из главных причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, детской беспризорности.

     Потребность человека в жилье зависит от многих факторов и в принципе безгранична (7). Поэтому суть жилищной политики составляют концептуальные стратегии развития городов и реализующие их законодательные, социальные, организационные, градостроительные, экономические мероприятия, назначение которых состоит в удовлетворении потребностей граждан в жилье. В соответствии с общими правовыми аспектами этой политики нужно формулировать основные принципы ее реализации для конкретных социально-экономических условий. Жилищная политика, таким образом, представляет собой систему, охватывающую перспективные направления и первоочередные мероприятия при ориентации на рыночные методы решения жилищной проблемы за счет изменения структуры нового строительства, включения в рыночный оборот средств социальных групп со средними доходами и изменением подходов к формированию структуры управления муниципального образования (8). 
 

     1.2 Модели государственной и муниципальной жилищной политики

     Итак, под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище. В разных странах существуют различные варианты (модели) жилищной политики: либерально-реформистский, неоконсервативный и патерналистский (7).

     Либерально-реформистский  подход заключается в выделении государственных ассигнований на строительство жилья и сдаче его в наем за умеренную плату. Проведение такой политики позволяет решить проблему нехватки жилья, однако не решает проблемы его качества, так как решить ее в полном объеме за счет государственных средств практически невозможно. Более того, проведение либерально-реформистской политики в течение длительного времени порождает социальное иждивенчество в жилищной сфере и неэффективное использование финансовых ресурсов (7).

     Неоконсервативный подход характеризуется тем, что основным способом решения жилищной проблемы является расширение индивидуального домовладения, приватизация государственного и муниципального жилья и передача управления жильем частным компаниям. Такая политика позволяет значительной части населения (среднему классу) стать собственниками жилья, однако малоимущее население имеет весьма ограниченный доступ к жилью. При реализации неоконсервативной политики ограничиваются бюджетные расходы на жилищные программы, что приводит к обострению дефицита дешевого жилья при значительных масштабах пустующего дорогого жилья.

     Патерналистский подход к жилищной политике конституирует жилье как важнейшее социальное благо, которое должно предоставить государство или предприятие-работодатель бесплатно и распределить в порядке жилищной очереди. Жилье в данном случае является не товаром, а продуктом наделения, тогда как государственное регулирование всецело вытесняет рынок. В структуре собственности на жилье доминирует государственный сектор. Такая политика была характерна для СССР.

     Каждый  из указанных подходов может быть эффективным лишь в определенный период времени и для определенных социально-экономических условий. Однако долгое применение какого-то одного варианта жилищной политики неизбежно приводит к кризису. Поэтому во многих странах для решения жилищной проблемы применяется смешанный тип жилищной политики, сочетание рынка жилья и института государственного обеспечения (7).

     2 Государственная  и муниципальная  жилищная политика  в России

     Основы  жилищной политики в современной  России определены Законом РФ «Об  основах федеральной жилищной политики»  и федеральной целевой программой «Жилье» на 2002-2010 гг., в которой указаны основные цели и задачи в области обеспечения доступности жилья и жилищного строительства, разграничены функции федерального центра, регионов и муниципалитетов в жилищной сфере. Разработана международная программа развития жилищного строительства в России «Дом для вашей семьи». В рамках программы «Жилище» разработаны подпрограммы «Свой дом» и «Сельский дом». Утвержден федеральный стандарт жилищной обеспеченности: 18 кв. м общей площади на человека при составе семьи из трех и более человек, 42 кв. м на семью из двух человек, 33 кв. м или однокомнатная квартира на семью из одного человека (1).

     С начала перехода к рыночным отношениям основная часть государственного жилья  в нашей стране была передана в  муниципальную собственность, включая ведомственный жилищный фонд, передававшийся в процессе приватизации государственных предприятий. Более половины жилья, переданного в муниципальную собственность, приватизировано, т. е. передано в частную собственность, причем приватизация проводилась бесплатно.

     Муниципальная жилищная политика представляет собой  совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Реализация жилищной политики является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены муниципальные нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия (7).

     Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции  городских и сельских поселений и городских округов в сфере жилищной политики:

     ♦  обеспечение малоимущих граждан, проживающих  в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

     ♦  организация строительства муниципального жилищного фонда;

     ♦  создание условий для жилищного  строительства.

     В рамках реализации этих задач органы местного самоуправления поселений городских округов формируют муниципальную жилищную политику как систему мер, обеспечивающих (для малоимущих) либо содействующих обеспечению потребностей граждан в жилище на муниципальном уровне. Ниже приведен перечень вопросов в данной сфере, решение которых обеспечивают органы местного самоуправления.

     1.Порядок учета жилищного фонда, распределения и перераспределения малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма и иным гражданам по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном жилищном фонде.

     2.Учет на основе социальных норм размера площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.

     3.Организация жилищного строительства за счет всех источников финансирования.

     4.Предоставление и продажа в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией.

     5.Возможность получения налоговых и финансово-кредитных льгот предприятиями, учреждениями, организациями, предпринимателями, осуществляющими жилищное строительство.

     6.Поддержка банков, предоставляющих льготные кредиты для жилищного строительства.

     7.Правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по торговле и аренде, страховых компаний).

     8.Бронирование нанятого или арендованного жилища в муниципальном жилищном фонде, а также сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством.

     9.Контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере. Основные рычаги реализации муниципальной жилищной политики:

     ♦ прямые экономические: целевое финансирование программ, проектов и мероприятий; хозяйственные договоры; муниципальные заказы и контракты;

     ♦ косвенные экономические: налоги, льготные кредиты, договорные цены и т. п.;

     ♦ нормативно-правовые (6).

     3 ТСЖ как перспективное направление реформы ЖКХ

     На  сегодняшний день управление жилыми зданиями с помощью товарищества собственников жилья (ТСЖ) является перспективным направлением реформы ЖКХ. ТСЖ позволяют улучшить качество работы ЖКХ, повернув его лицом к непосредственным потребителям услуг, и предоставляют большое количество новых возможностей и выгод собственникам квартир. Тем не менее, сегодня они остаются неразвитой сферой ЖКХ. Одна из причин этого – отсутствие у населения достаточной информации о данной форме управления жилыми зданиями и сложившиеся негативные стереотипы в отношении системы ЖКХ в целом.

     Согласно ст.135 Жилищного кодекса РФ под товариществом собственников жилья понимается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Таким образом, цели создания ТСЖ:

  1. Эффективное совместное использование общего имущества. В настоящее время практически все ТСЖ являются только заказчиками услуг от лица собственников помещений.
  2. Поддержание требуемого содержания дома и придомовой территории.
  3. Поддержание первоначального уровня стоимости недвижимости и по мере возможности повышения стоимости жилого здания и придомовой территории.

     Существует  два пути возникновения ТСЖ. Наиболее распространено создание товарищества «сверху» – застройщиком в новых домах до того, как в доме появятся другие собственники. По мере продажи квартир застройщик будет постепенно терять свою власть, однако при этом имеет полное право продолжать строительную деятельность на территории ТСЖ. Другой путь  – инициатива «снизу». В этом случае жильцы дома сами принимают решение взять на себя функции управления.

Информация о работе Государственная и муниципальная жилищная политика в России