Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа
В феврале 1859 г. появляются губернские комитеты, выработавшие к середине 1859 г. свои предложения. Эти предложения можно разбить на три группы: 1) не допускающие никакого освобождения крестьян и предусматривающие лишь мелкие преобразования; 2) предусматривающие освобождение крестьян без земли; 3) предусматривающие освобождение крестьян с землей. В результате, как известно, восторжествовала государственная политика проведения реформы 1861 г., основанная на возможности получения крестьянами политической и экономической свободы.
Введение…………….…..……………..………………………………………….…3
1. Российское земельное право до 1917г. …..…………….……………………….4
2. Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг………………..……14
3. Современная земельная реформа………………………………………………21
Заключение…………………..……………………….………………...………..…25
Список литературы………………………………...……………………..……….26
НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
на тему:
“ История развития земельного права России”
Студента группы К2П1-1,
Гурьева В.В.
Москва 2000 год
ПЛАН
Стр.
Введение…………….…..……………..………………
1. Российское земельное право до 1917г. …..…………….……………………….4
2. Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг………………..……14
3. Современная земельная реформа………………………………………………21
Заключение…………………..……………………….…
Список литературы……………………………….
Введение.
История российского земельного
права – история
1. Российское земельное право до 1917г.
Основные земельные
С 1857 г. начинается создание
соответствующих
В феврале 1859 г. появляются губернские
комитеты, выработавшие к середине
1859 г. свои предложения. Эти предложения
можно разбить на три группы: 1)
не допускающие никакого освобождения
крестьян и предусматривающие лишь
мелкие преобразования; 2) предусматривающие
освобождение крестьян без земли; 3)
предусматривающие освобождение крестьян
с землей. В результате, как известно,
восторжествовала государственная
политика проведения реформы 1861 г., основанная
на возможности получения
Законодательство, являясь
проводником государственной
19 февраля 1861 г. был
подписан Манифест об отмене
крепостного права и принято
Положение о крестьянах, вышедших
из крепостной зависимости.
Положение провозглашало крестьян свободными обывателями, которым предоставлялись не только личные, но и имущественные права. При сохранении за помещиком права собственности на землю крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для обеспечения их быта и выполнения обязанностей перед правительством. Таким образом, хотя в этом случае крестьяне и не превращались в собственников земли, в отличие от дореформенного периода они становились субъектами особого вида вещного права на землю — права постоянного пользования.
За отведенный на праве
постоянного пользования
Допуская добровольный характер соглашений между крестьянами и помещиками в отношении таких повинностей, Положение от 19 февраля 1861 г. предусматривало соблюдение следующих обязательных условий. Первое: надел, предоставляемый крестьянам для обеспечения их быта и выполнения государственных повинностей, не должен был быть меньше размера, установленного для этих целей Местными положениями. Второе: повинности крестьян в пользу помещика, связанные с выполнением определенных работ, оформлялись временными договорами на срок не более трех лет, при их последующем возобновлении на срок также не более трех лет. Третье: все заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не должны были ограничивать личные и имущественные права крестьян, гарантированные указанным Положением. При не достижении соглашения все повинности в пользу помещика производились в точном соответствии с Местными положениями.
Важнейшим в земельной
реформе 1861 г. было то, что крестьянин
признавался субъектом права
собственности на землю. С согласия
помещика он мог выкупать в собственность
усадебную оседлость и иные угодья,
в том числе полевые земли.
При этом выкуп усадебных земель
регулировался Местными положениями,
а иных — общими законами. При
приобретении земельных участков в
собственность все земельные
отношения между крестьянином и
помещиком прекращались. Каждый крестьянин
мог приобретать в
Для приобретения крестьянами помещичьих земель правительство предоставляло им ссуду на 49 лет под соответствующие проценты. Помещикам за проданные земли государство выплачивало всю сумму кредитными бумагами.
Положение от 19 февраля 1861 г.
предусматривало, что помимо крестьян
(физических лиц) приобретать помещичьи
земли в собственность могло
также сельское общество (как юридическое
лицо), которое распоряжалось этими
землями по своему усмотрению. В
частности, общество могло предоставлять
земельный участок хозяину в
частную собственность или
Продажа земельного участка его собственником, приобретшим участок у сельского общества, была в определенной мере ограничена: в течение первых девяти лет с момента приобретения земельного участка он мог быть продан только одному из членов общества, а после истечения этого срока любому постороннему лицу.
Таким образом, в результате земельной реформы 1861 г. субъектами права собственности на землю, используемую в сельском хозяйстве, являлись помещики (дворяне), крестьяне и община как юридическое лицо.
Общинное землепользование
заслуживает особого
С юридических позиций
структура общинного
В конце XIX — начале XX в. в
ряде регионов России начинаются процессы
разверстания земель — выделения
земельных участков членам общины в
одном месте, что вызывалось сугубо
хозяйственной и экономической
целесообразностью. Сначала эти
процессы возникали стихийно по инициативе
самих крестьян, которые видели в
земельных переделах и
На развитие принципа индивидуализма
российского крестьянства в определенной
мере и была направлена реформа 1906—
1907 гг. В дореволюционной юридической
литературе при характеристике общинного
землепользования давался весьма интересный
правовой анализ как потомственного,
так и общинного пользования.
Так, Г.Ф. Шершеневич полагал, что, хотя
по закону усадебные земли принадлежали
крестьянам на праве потомственного
пользования, совокупность правомочий,
предоставленных законом
И это сыграло далеко не
последнюю роль при реформировании
общины в рамках проведения следующих
земельных преобразований, вошедших
в историю под названием
Земельная реформа 1861 г. принесла
следующие экономические
Суть этой реформы подчеркивалась
П.А. Столыпиным, который в Государственной
Думе 10 мая 1907 г. сказал: «Необходимо
дать возможность способному трудолюбивому
крестьянину, т.е. соли земли русской,
освободиться от тех оков, от тех
условий теперешней жизни, в которых
он в настоящее время находится.
Надо дать ему возможность укрепить
за собой плоды своих трудов и
предоставить их в неотъемлемую собственность.
Пусть собственность будет
Правовой основой реформы
1906 г. стал Именной Высочайший Указ,
данный Сенату 9 ноября 1906 г. Этот Указ
подтверждал отмену с января 1907 г.
Манифестом от 3 ноября 1905 г. выкупных платежей
за надельные земли в провозглашал
для крестьян — членов общины право
свободного выхода из нее с закреплением
в собственность отдельных
Информация о работе История развития земельного права России