Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа
В феврале 1859 г. появляются губернские комитеты, выработавшие к середине 1859 г. свои предложения. Эти предложения можно разбить на три группы: 1) не допускающие никакого освобождения крестьян и предусматривающие лишь мелкие преобразования; 2) предусматривающие освобождение крестьян без земли; 3) предусматривающие освобождение крестьян с землей. В результате, как известно, восторжествовала государственная политика проведения реформы 1861 г., основанная на возможности получения крестьянами политической и экономической свободы.
Введение…………….…..……………..………………………………………….…3
1. Российское земельное право до 1917г. …..…………….……………………….4
2. Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг………………..……14
3. Современная земельная реформа………………………………………………21
Заключение…………………..……………………….………………...………..…25
Список литературы………………………………...……………………..……….26
— каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать закрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части означенной земли;
— домохозяева, за которыми закреплены в личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле иными угодьями, которые передаются на особых основаниях, а также право пользования угодьями, которые не подлежат разделу (выгоны, пастбища и т.д.);
— требования о закреплении в личную собственность части общинных земель предъявляются через сельского старосту обществу, которое в месячный срок простым большинством голосов определяет участки, подлежащие передаче в собственность домохозяев. Если в течение такого срока общество не выносит соответствующего решения, выделение земельного участка на месте производится земским начальником, который разбирает по существу все возникающие споры и выносит свое постановление;
— каждый домохозяин, за которым закреплены участки надельной земли, имеет право в любое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен этих участков соответствующий участок по возможности «к одному месту».
Становясь объектом права
личной собственности крестьян, надельные
земли поступали в оборот, т.е.
могли продаваться и
По словам Главного управляющего
землеустройством и земледелием
А.В. Кривошеина, Именной Высочайший
Указ от 9 ноября 1906 г. давал возможность
для обеспечения мелкой собственности,
для перехода к отрубному владению
и как цель — возможность увеличения
урожайности крестьянского
Отношение к проводимой в
1906 и в последующие годы земельной
реформе было неоднозначным как
среди современников реформы, так
и среди экономистов и
Даже В.И. Ленин, не принимавший
столыпинскую реформу в ее основе,
не мог не видеть ее положительные
стороны, оценивая столыпинское законодательство
как прогрессивное в научно-
Современники П.А. Столыпина,
изучавшие практику земельных преобразований,
свидетельствовали о том, что
в Самарской, Саратовской. Витебской,
Могилевской губерниях работало
по 150—200 землемеров, что своей очереди
на выделение земельных наделов
крестьяне ждали годами. В ряде
губерний выделялись и становились
«маленькими помещиками» те крестьяне,
которые ранее принимала
2. Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг.
О том, что земельная реформа
не имела своей целью обвальное
разрушение общины и не привела к
этому, свидетельствует тот факт,
что на 1 января 1916 г. из общины вышло
2 478 тыс. домохозяев с 16,9 млн. дес. земли,
что составляло 26% общинных крестьянских
дворов и 15% общинных земель. Проведение
земельной реформы привело (и
не могло не привести) к определенной
дифференциации и расслоению крестьянства,
что вкупе с огромной дифференциацией
помещичьего и крестьянского
землевладения послужило
Основой земельно-правового
строя является право собственности
на землю, трансформация которого ведет
к качественным изменениям как экономических,
так и правовых отношений и, как
известно, именно стремление изменить
отношения собственности на землю
было одной из движущих сил Октябрьской
революции. В основу кардинальных изменений
отношений земельной
Эти положения эсеровской программы были развиты в Крестьянском наказе о земле, ставшем частью Декрета «О земле». В соответствии с п. 1 Наказа право частной собственности на землю отменялось навсегда; земля не могла быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо иным способом отчуждаема. Право пользования землей должны получать все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался. Распределением земли между трудящимися заведовало местное и центральное самоуправление, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Формы пользования землей были совершенно свободными: подворная, хуторская, общинная, артельная — как решат в селениях и поселках. При окончании пользования землей она поступает обратно в земельный фонд. При этом преимущественное право пользоваться указанными земельными участками получали ближайшие родственники лиц, отказавшихся от них, или иные лица по указанию отказавшихся. Стоимость удобрений, вложенных в землю, и ее мелиорации должна была быть уплачена. Эти основные положения Крестьянского наказа о земле были с теми или иными модификациями развиты в пост революционном законодательстве и, по существу, определили суть и направления становления нового земельно-правового строя, который просуществовал практически до 1990 г.
Если Декрет «О земле» имел
в основном сельскохозяйственную направленность,
то Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об
отмене частной собственности на
землю в городах» было отменено право
частной собственности на все
без исключения участки, как застроенные,
так и незастроенные, принадлежащие
как частным лицам и
Процесс всеобщего огосударствления,
в первую очередь сельскохозяйственной
сферы, был прерван нэпом, когда
в земельных отношениях наметились
зачатки гражданского оборота. В
этой связи представляет интерес
следующее направление развития
земельного законодательства периода
нэпа, когда основной формой землепользования
в сельском хозяйстве было землепользование
единоличных крестьянских хозяйств.
Крестьянский наказ о земле практически
запрещал совершение с землей любых
сделок, опосредующих переход земельных
участков от одних лиц к другим,
в том числе и аренду. Земельным
кодексом 1922 г. аренда земли в определенной
мере была разрешена и ей был посвящен
специальный его раздел — «О трудовой
аренде земли». В соответствии со ст.
28 Кодекса для трудовых хозяйств,
временно ослабленных вследствие стихийных
бедствий, либо недостатка инвентаря
или рабочей силы, либо по иным причинам,
допускалась сдача всей или части
земли в аренду за уплату деньгами,
продуктами или другими видами вознаграждения.
Срок аренды равнялся трем годам. Аренда
была исключительно трудовой, ибо
никто не мог арендовать земли
более того количества, которое работник
мог дополнительно к своему наделу
обработать силами своего хозяйства. Таким
образом, здесь просматривается, хотя
и весьма робкий и с большими ограничениями,
отход от административного оборота,
обусловленный потребностями
В 20-е годы в отличие от дореволюционного периода, когда наблюдался процесс перехода от крупных капиталистических хозяйств к трудовым, наметился переход от трудового хозяйства — много- и средне посевного, к малопосевному, иначе говоря, от крупно земельных и средне земельных хозяйств к малоземельным. Выход из этого положения некоторые экономисты того времени видели в оттоке избыточного сельского населения в город, в результате чего могло произойти укрупнение земельных массивов оставшихся хозяйств. Учитывая опыт реформы 1906 г., можно предположить, что ускорению этого процесса и его большей безболезненности способствовала бы возможность продажи земельных участков и получения определенного капитала на обустройство сельского населения в городе.
Принимая во внимание весьма краткий исторический период нэпа в сельском хозяйстве в начале 20-х годов, т.е. период становления и укрепления единоличных хозяйств как товаропроизводителей, трудно дать категорический ответ на вопрос о том, насколько отсутствие частной собственности на землю и исключение ее из гражданского оборота способствовало становлению рентабельных хозяйств или тормозило его. По мнению ряда экономистов 20-х годов, отсутствие права частной собственности на землю и соответственно гражданского оборота земли, рынка земли снимало с крестьян ответственность
за надлежащее ее использование.
Становление и развитие административно-командной системы как в политической, так и в экономической сфере в условиях государственной собственности на средства производства и существования единого государственного (или огосударствленного) сектора экономики в сельском хозяйстве делало нереальной, да и не нужной постановку вопроса о трансформации земельной собственности: эта проблема могла быть поднята только в условиях кардинальных экономических преобразований, которые были начаты в России в начале 90-х годов.
Если на протяжении постреволюционного
периода отношения
Информация о работе История развития земельного права России