Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, контрольная работа
Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон разнообразны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений.
ЗК РФ предусмотрено разрешение некоторых земельных споров в административном порядке. Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, то они могут рассматриваться в административном порядке.
Введение……………………………………………………………….….3
1. История земельного права России………………………………………….4
1.1. Земельно-правовой режим в России до 1861г…………..……………......4
1.2. Земельная реформа 1861г. и ее правовое содержание ………….…….....6
1.3. Столыпинская аграрная реформа 1906-1907гг………………………...…7
1.4. Земельный строй России в годы советской власти………………………8
1.5. Земельный строй России с 1990г. по настоящее время…………………10
Заключение……………………………………………………………………...12
Библиографический список……………………………………………………13
Задачи……………………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Контрольная
работа за 5й семестр
по Земельному праву.
Вариант 5.
Выполнил: студент гр.ЭПБп-10 пр.
КрючевА.В.
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение…………………………………
1. История земельного права России………………………………………….4
1.1. Земельно-правовой режим в России до
1861г…………..……………......4
1.2. Земельная реформа 1861г. и ее правовое
содержание ………….…….....6
1.3. Столыпинская аграрная реформа 1906-1907гг………………………...…7
1.4. Земельный строй России в годы советской
власти………………………8
1.5. Земельный строй России с 1990г. по настоящее
время…………………10
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………13
Задачи………………………………………………………………
Введение
Земля, ее недра, леса, животный мир и другие
ресурсы составляют основу жизни и деятельности
людей.
Россия обладает уникальными богатствами
созданными самой природой, и эти богатства
её земли.[1]
Проблема совершенствования правового
регулирования земельных отношений в
России в последнее время стала одной
из наиболее актуальных и широко обсуждаемых
не только среди юристов, законодателей
и политиков, но и в обществе в целом. Мнения
участвующих в дискуссии сторон разнообразны,
но все сходятся в одном: действующее земельное
законодательство не соответствует современным
потребностям регулирования земельных
отношений.
В настоящее время практически во всём
мире с каждым годом наблюдается постепенное
глобальное ухудшение состояния окружающей
природной среды. Особенно ярко это проявляется
в нашей стране так как, и уровень технического
развития оставляет желать лучшего, и
степень защищённости предприятий никуда
не годится. Это происходит под воздействием
различных факторов, в основном это обусловленная
жизненной необходимостью всё возрастающая
активная деятельность человека по приспосабливанию
окружающей среды для себя и своих нужд.
И всё это приводит к необходимости принятия
мер по сохранению, как самих земель, так
и их ценных качеств.
Это в свою очередь возникло из-за того,
что долгое время в нашей стране существовал
стереотип, как поведения, так и мышления,
что всё общественное, а значит ничьё.
ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО
ПРАВА РОССИИ
1.1. Земельно-правовой режим в России до
1861г.
Начиная с XI в. на территории России стала
складываться феодальная земельная собственность
– экономическая основа господства класса
феодалов. Первичной формой экономической
реализации феодальной земельной собственности
явилось полюдье, представлявшее собой
институт прямого внеэкономического принуждения
населения.
Первоначально подлежали усиленной защите
все частные землевладения. Например,
в ст. 34 Русской правды устанавливался
высокий штраф за порчу межевого знака,
что указывало на заботу древнерусского
государства об обеспечении устойчивости
земельных отношений. Затем выделяются
«лучшие мужи» - владельцы феодальных
вотчин. Поскольку крупное землевладение
становится лидирующим, под его покровительство
идут разорившиеся и обнищавшие крестьяне.
Они попадали в зависимость от крупных
землевладельцев. [2]
Древнерусское государство обеспечивало
правовой статус представителей класса
феодалов, поскольку они были более надежной
опорой, нежели общинники и свободные
люди
Установление феодальной зависимости
сельского населения было длительным
процессом, но и после своего становления
феодализм претерпевал определенные,
характерные для России изменения.
Высокий авторитет религии в древние
и средние века порождал земельное господство
церкви, получавшей значительные земельные
угодья от государства и феодалов. Например,
традиционным было со стороны феодалов
дарение церкви и монастырям части земельных
угодий, закладываемых на вечный помин
души, пожертвования ими земель для возведения
храмов, монастырей и для других нужд.
Вместе с тем феодальная раздробленность
была тормозом экономического развития
регионов, поскольку сдерживала обмен
между ними. Это отрицательно сказывалось
на развитии земледелия, сельского хозяйства,
культуры и других сфер общественной жизни.
Помещикам-дворянам давалась земля под
условие службы государю, и первая массовая
передача земель московским служилым
людям произошла в конце XV в. после присоединения Новгорода
к Москве.
Раздача земель дворянскому войску усиливала
эксплуатацию крестьянства, что побуждало
крестьян отправляться на поиски мест,
где феодальный гнет не был так тяжел.
Раздача земель дворянскому войску консервировала
феодальную систему, но прекратить ее
было нельзя, поскольку другие источники
укрепления армии отсутствовали.
В 1565г. Иван Грозный разделил земли государства
на земские (обычные) и опричные (особые),
включив в последние земли оппозиционной
княжеско-боярской аристократии.
Во второй половине XVI в. была проведена повсеместная
опись вотчинных земель, информация о
которых была занесена в писцовые книги,
что способствовало упорядочению финансовой
и налоговой систем.
В XVII-XVIII вв. фактически сложился земельно-правовой
строй России, который не был полностью
разрушен в ходе февральской революции
1917г., а через пару десятилетий отдельные
элементы этого строя в трансформированном
виде были закреплены в нормах земельного
законодательства советского периода.
Формировался земельный фонд России через
Генеральное межевание, развернувшееся
с середины XVIII в. Генеральное межевание представляло
собой более развитую систему земельного
учета по сравнению с писцовыми книгами,
привело к обновлению принципов российского
земельного права: всеобщности учета земель;
документальности фактического владения
землей, рационального размещения угодий
и т.д.
На земельные отношения накладывался
буржуазный отпечаток, вносящий свои коррективы
в земельно-правовое регулирование. Под
напором развивавшихся капиталистических
отношений государство отменило монопольное
право на землю. Была предоставлена возможность
прекращения крепостнических отношений
на возмездной основе. В целях недопущения
дробления земельных владений указ от
23 марта 1714г. «О порядке наследования в
движимых и недвижимых имуществах» предоставил
дворянам право передавать по наследству
землю и недвижимое имущество только старшему
сыну.
1.2. Земельная реформа
1861г. и ее правовое содержание.
Земельная реформа 1861г. не затронула в
целом земельно-правовые отношения России.
Она была осуществлена в соответствии
с принципами, сформулированными при императоре
Александре II:
· собственность на землю сохраняется
за прежними владельцами-помещиками;
· крестьяне получают усадебную
оседлость и наделы на условиях последующего
выкупа или отработки;
· крестьяне выступают как социальный
субъект земельно-правовых отношений
только в составе общины. [3]
Таким образом, все виды поземельной собственности
и поземельных прав, зафиксированные Сводом
законов, сохранились без существенных
изменений.
Причины земельной реформы в России кратко
были выражены в Манифесте Александра II. По Манифесту получалось,
что причиной проблем в земельных отношениях
России явилось ухудшение отношений между
людьми. Однако действительным источником
противоречий были экономические причины:
народное хозяйство России все шире и
шире вовлекалось в рыночные отношения,
из года в год увеличивался экспорт из
России, в первую очередь хлеба, что настойчиво
требовало в условиях рыночной конкуренции
повышения производительности труда.
Труд же крепостного крестьянина отличался
низкой производительностью.
Традиционно считавшийся в истории освободительным
от крепостного права 1861г. на самом деле
является лишь годом начала массового
освобождения крестьян от крепостной
зависимости. Положение от 19 февраля 1861г.
касалось лишь частновладельческих крестьян
– наиболее многочисленной, зависимой
от помещиков категории крестьянства.
Помещики сохраняя право собственности
на все принадлежащие им земли, обязаны
были предоставить крестьянам, объявленным
поголовно свободными сельскими обывателями,
указанное в местных положениях количество
земли. Крестьяне были обязаны нести в
пользу помещика повинности работой или
деньгами за отведенный земельный надел.
Реформа собственности на землю осуществлялась
двумя путями: в порядке рыночных отношение
(купля-продажа земли) и в порядке выкупа
крестьянами у помещиков в собственность
своей усадебной оседлости.
На период реформации земельных отношений
вводился в замен крепостничества новый
правовой институт – «постоянные поземельные
отношения между помещиком и водворенным
на его земле крестьянином», оформляемым
специальным документом. Этот институт
прекращался по двум основаниям: в случае
добровольного отказа крестьянина от
пользования предоставленным ему наделом
или перехода крестьянина в другое сословие.
1.3. Столыпинская
аграрная реформа 1906-1907гг.
Революционная ситуация в России в 1905-1907
гг., встряхнувшая страну, породила новую
аграрную реформу, вошедшую в историю
под названием столыпинской. Ее центральной
идеей явились насильственное разрушение
крестьянской земельной общины и создание
на ее развалинах новой системы земледелия,
порождающей господство крепких хозяев.
Задачи новой реформы решались не за счет
помещичьих земель, а путем облегчения
покупки земельных угодий и создания условий
переселения в Сибирь, где были огромные
массивы неосвоенных земель.
Малоземелье толкало крестьян на конфликты
с помещиками, обладающими огромными земельными
массами, а поэтому Столыпинская реформа
представляла собой попытку вынести вспыхивающие
очаги социальной напряженности на просторы
Сибири, где они сами собой бы потухли,
да и государству была большая выгода
от освоения сибирских земель.
Другой стороной столыпинской политики
было совершенствование правоотношений
по землеустройству: внося изменения в
размеры в землевладения и агрикультурную
сторону крестьянского хозяйства, правительство
стремилось найти исцеление его недугов
в отыскании такой новой правовой оболочки,
которая могла бы сама по себе устранить
преграды для развития крестьянского
хозяйства и дать толчок его производительности
и интенсификации.
В результате столыпинской реформы в
России вместо единой системы землепользования
образовалось множество форм землепользования:
помещичье, общинное, подворное, хуторское,
отрубное.
В период столыпинской аграрной реформы
окончательно сложился и устоялся до октябрьского
переворота 1917г. следующий режим земельного
строя.
1. Государственные
земли. Это земли не принадлежащее
никому в собственности. Таковы казенные
земли, пустопорожние и дикие поля, леса,
морские берега, озера, судоходные реки
и их берега. Земли, имевшие стратегическое
и военное значение, не могли быть предметом
товарного оборота. Казенные же земли
могли предоставляться в пользование
частным лицам.
2. Монастырские земли. Православному духовенству
отводились лучшие земли в увеличенном
размере. Одновременно архиерейским домам
и монастырям не запрещалось приобретать
в собственность всякого рода ненаселенные
недвижимые имения, как покупкой так и
через дар или завещания от частных лиц.
3. Майоратные земли. Этот вид землевладения возникал
по инициативе царя, который своей властью
жаловал имения отдельным преданным ему
сановникам на праве майората. Майоратное
владение не может быть дробимо, отчуждаемо.
4. Частновладельческие
земли.
5. Посессионные земли. Ограниченная частная собственность.
Субъектами права собственности посессионных
земель были владельцы посессионных заводов.
6. Общественные земли. Это города и городские общества,
дворянские общества, общества сельских
обывателей. Отсутствовало четкое определение
того, что нужно понимать под общественными
землями.
Анализируя период столыпинской аграрной
реформы и период развития земельных отношений
до 1917г., можно сделать вывод о том, что
в земельные отношения России проникли
рыночные отношения, следствием которых
явилось повышение эффективности сельскохозяйственного
производства. [4]
1.4. Земельный строй
России в годы советской власти.
С первых дней февральской революции
1917г. начались работы по подготовке аграрной
реформы, руководство которыми постановлением
Временного правительства от 21 апреля
1917г. было возложено на Главный земельный
комитет при Министерстве земледелия.
Кризис в использовании земель России
усугублялся последствиями первой мировой
войны. В этих условиях от крестьянских
масс поступило 242 наказа делегатам Первого
Всероссийского Съезда Советов крестьянских
депутатов. В.И. Ленин решил положить их
в основу первого земельного закона. Это
было реализовано в знаменитом Декрете
о земле.
Основные положения Декрета сводились
к отмене частной собственности на землю,
обращению ее в народной достояние, приоритетному
пользованию землей трудящимися, принудительному
характеру земельных преобразований и
т.п.
Декрет действовал в течении шести лет,
но положения его легли в основу советского
законодательства, регулировавшего земельные
отношения на протяжении всего периода
строительства социализма в России.
Положением о социалистическом землеустройстве
вся земля в пределах РСФСР была объявлена
единым государственным земельным фондом;
устанавливался приоритет общественных
форм землепользования; земля была исключена
из товарно-денежных отношений, был создан
колхозно-совхозный порядок и т.п.
С 1922г. началась кодификация земельного
законодательства. Правовое регулирование
земельных отношений шло с большими трудностями,
поскольку реализация таких принципов
шло с большими трудностями: не был задействован
личный интерес производителей сельхозпродукции,
они исключались из механизма отношений
собственности.
Реформа земельных отношений характеризовалась
следующими особенностями:
· укреплением правового статуса
госхозов;
· организацией массовой кооперации
крестьянства в колхозы и иные формы коллективных
хозяйств;
· наступлением на частный сектор
земледелия;
· применением преимущественно
административных методов государственного
руководства, управления и регулирования
земельных отношений;
· опорой на добросовестность
людей без увязки с личной заинтересованностью
в результатах производства;
· резким несоответствием между
интенсивностью государственных мероприятий
по регулированию землепользования и
малоэффективными результатами сельхозпроизводства;
Упадок сельского хозяйства достиг критической
черты. Радикальный перелом наступил в
1990г. с обретением Российской Федерацией
суверенитета и началом кардинальной
земельной реформы.