Экологическое правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание

Легитимное определение понятия экологического правонарушения, отмечает профессор О.Л. Дубовик, впервые в отечественной законодательной практике было дано в ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». Указанная норма гласила, что экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Содержание

1. Понятие экологического правонарушения………………………………3
2. Состав экологического правонарушения………………………………..5
3. Понятие и содержание права землепользования………………………..7
4. Основания возникновения и прекращения права землепользования………………………………………………………..10
5. Правовая охрана земель…………………………………………………16
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 43.86 Кб (Скачать документ)

    Предупредительное значение имеют многие нормы земельного законодательства, регулирующие рациональное использование и охрану земель, права и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъятия земель и т. д.

    Основные  правовые меры охраны земель реализуются  путем установления нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности.

    В числе последних следует особо  выделить обязанности землепользователей по:

- рациональной  организации земельной территории;

- защите  земель от засорения и загрязнения  отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;

- использованию  земель в соответствии с целевым  назначением;

- приведению  земель по миновании в них  надобности в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Субъекты  хозяйственной деятельности, которые  производят работы с нарушением поверхности земель (строительство, добыча полезных ископаемых и т. д.), должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья. 

    В случае невозможности восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, предусматривается консервация таких земель в установленном

    При проектировании, размещении, строительстве  и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель.

    Оценка  отрицательного влияния на состояние  земель и эффективности предусмотренных  защитных мероприятий производится по результатам государственной  санитарно-гигиенической и экологической  экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение  новых техники и технологий, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов.

    Специальные требования установлены законом  для охраны сельскохозяйственных земель.

    Важное  место среди них занимают положения, предусматривающие ограничения по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного землепользования, содержание которого было рассмотрено выше.

    Законодательство  устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному  использованию земель; применению эффективных  систем земледелия; борьбе с эрозией  и другими вредными процессами, приводящими  к разрушению почв; по проведению обязательных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повышением почвенного плодородия.

    Основные  направления деятельности государственных  органов, а также права и обязанности  землепользователей в сфере сохранения, воспроизводства и повышения плодородия сельскохозяйственных земель регламентируются Федеральным Законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. В соответствии со ст. 8 данного закона собственники, владельцы, пользователи и арендаторы сельскохозяйственных земель обязаны:

- осуществлять  сельскохозяйственное производство  способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель;

- соблюдать  правила и нормативы проведения  агротехнических, мелиоративных, противоэрозионных и агрохимических мероприятий;

- представлять  сведения в компетентные органы  об использовании агрохимикатов  и о фактах загрязнения почв  и деградации земель и др.

    В целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных угодий проводится мелиорация земель.

    Мелиорация - это коренное улучшение земель путем осуществления гидротехнических (оросительных, осушительных и др.), культуртехнических (расчистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (создание защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий.

    Правовая  охрана земель обеспечивается также  мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях  невыполнения установленных законодательством  правил рационального использования  и охраны земель.

    Среди земельных правонарушений следует  прежде всего выделить экологические, то есть нарушения, которые причиняют  вред земле как охраняемому природному объекту. К их числу относятся загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами; порча и уничтожение плодородного слоя почвы; проектирование, строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; невыполнение обязанностей по приведению временно занятых земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель; бесхозяйственное использование земель и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; нарушение режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного значения; использование земельных участков не в соответствии с целевым назначением и др.

    Все иные земельные правонарушения, объектом посягательства которых являются вещные земельные права или порядок  управления в сфере земельных отношений, не являются экологическими, хотя иногда и могут быть связаны с нарушением экологических требований. Это незаконные сделки с землей, самовольное занятие земель и самовольное строительство, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, несвоевременный возврат временно занимаемых земель, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, систематическое невнесение платежей за землю, невыполнение предписаний государственных органов контроля за использованием земель, нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков и другие.

    Указанные виды земельных правонарушений, как  правило, влекут административную ответственность в виде штрафов, налагаемых на граждан и должностных лиц. Она предусмотрена ст. 50-53 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нормами земельного законодательства и применяется специально уполномоченными органами государственного экологического управления - Госкомземом России, Госкомэкологией России, Государственной службой санитарно-эпидемиологического надзора и др.

В случае причинения земельным правонарушением  значительного вреда земле, окружающей природной среде или здоровью человека, а также при наличии  других признаков, указанных в законе, может наступать уголовная ответственность  по ст. 254 (отравление, загрязнение или  иная порча земель), ст. 170 (регистрация  незаконных сделок с землей, искажение  учетных данных государственного земельного кадастра и др.) Уголовного кодекса РФ.

Независимо  от привлечения виновных лиц к  административной и уголовной ответственности применяется гражданско-правовая ответственность в случае совершения незаконных сделок с землей или причинения вреда земле либо правам и законным интересам субъектов земельных отношений.

Размер  убытков, подлежащих возмещению, определяется в полном объеме исходя из фактически причиненного ущерба и упущенной выгоды -стоимости поврежденных насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, работ по очистке от загрязнения или рекультивации земель и т. д.

Самовольно  занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

    За  нарушение экологических требований по рациональному использованию и охране земель, неосвоение земель, их нецелевое использование и другие нарушения могут применяться санкции, установленные земельным законодательством, в виде изъятия земельных участков, порядок осуществления которого был рассмотрен выше.

 

    Список  литературы

  1. Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // "Журнал российского права", N 5, май 2004
  2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002.
  3. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/17197/17234/
  4. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2003.
  5. Земельное право. Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2006.
  6. Крассов О.И. Земельное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Информация о работе Экологическое правонарушение