Понятия рационального, полного и эффективного использования земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 01:28, реферат

Описание

Для современных условий характерна широкая трактовка понятий рационального, полного и эффективного использования земли. Эти понятия заложены во многие законо-дательные акты России и символизируют нормы и правила землепользования, которые следует неукоснительно соблюдать. В результате, помимо чисто научного значения, чет-кое формулирование понятий и критериев оценки использования земли имеет очевидное практическое значение, поскольку связано с необходимостью планирования и перерас-пределения земельных ресурсов, их охраны и контроля со стороны государства [6].

Содержание

Введение 3
Понятие рационального использования земли 4
Критерии рационального использования земель 5
Система показателей использования земель 7
Функционирование земли и интенсификация производства 9
Способы правового обеспечения рационального использования отдельных категорий земель 11
Функционирование земли в предприятиях 14
Полнота и эффективность использования земель 16
Охрана земель 18
Заключение 20
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

понятия рационального, полного и эффективного использования земли.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

 

Полнота и  эффективность использования  земель

     Рациональность использования земли предопределяется на стадии зонирования территории, отнесения земельного участка к определенной категории и осуществлении земельного отвода тому или иному предприятию. Поэтому полнота и эффективность использования земли определяются в соответствии с ее целевым назначением.

     Под полнотой использования земли следует  понимать отношение площади, фактически используемой по целевому назначению, к общей площади предоставленной территории, землепользования или земельного участка. Например, полнота использования земли в сельскохозяйственном предприятии может характеризоваться соотношением площади сельскохозяйственных угодий и общей площади землепользования, полнота использования земель населенного пункта — соотношением застроенных и незастроенных территорий; полнота использования земель государственного запаса — соотношением территории, предоставленной в пользование или аренду, и фактически не востребованной территории.

     Таким образом, хотя показатели, характеризующие полное использование земли в отраслях и сферах деятельности, могут быть различными, общий смысл этого понятия заключается в том, что все землепользователи должны максимально задействовать предоставленную им территорию по целевому назначению.

     Следует понимать, что достаточно полное использование земли может иметь формальный характер, если не определена его эффективность. Определение эффективности использования земли как природного ресурса и средства производства достаточно сложно и имеет две стороны. Во-первых, эффективность означает максимальную продуктивность

земли при заданных затратах средств и  труда; во-вторых, наименьшую потребность в земельной площади для объекта, или размещение наибольшего количества объектов на каждой единице земельной площади.

     Рассматривая  эффективность использования земли надо исходить из следующих положений:

1) конкретные показатели эффективности различны, если земля используется в различных отраслях и сферах производства. Так, в сельском хозяйстве она может быть определена выходом продукции с единицы площади, в градостроительстве — плотностью и этажностью застройки и т. д.

2) эффективность использования земли определяется исходя из всесторонней оценки последствий социально-экономической деятельности, учитывающей как непосредственные результаты производства, так и сопутствующие экологические факторы.

3) при определении экономической эффективности необходимо учитывать потребляемые обществом ресурсы и производимые им затраты. Например, к показателям экономической эффективности использования сельскохозяйственной земли относятся:

1) Окупаемость  затрат;

2) Доля валовой  продукции в расчете на единицу  площади;

3) Доля валового  дохода в расчете на единицу  площади;

4) Доля прибыли в расчете на единицу площади.

То есть вопрос состоит в том, какой ценой  достигнуты показатели эффективности.

     Для достижения цели рационального, полного  и эффективного использования земли необходимо сочетать индивидуальные, коллективные и общегосударственные интересы. Народнохозяйственная и производственная (локальная) эффективность использования земель не тождественны, но и не могут быть противопоставлены. Народнохозяйственная эффективность в наибольшей мере характеризуется теми показателями, которые отражают накопление и совершенствование производительных свойств земли. Это закономерно в двух отношениях:

  • повышает экономическое плодородие и производительный потенциал земли, что соответствует интересам землевладельца и землепользователя;
  • представляет собой форму накопления важнейшего государственного ресурса, что соответствует интересам всего общества.

     Таким образом, показатели народнохозяйственной и хозяйственной эффективности должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить стабильную социально-экономическую основу использования земель. [6]

 

Охрана земель

      Правовая  охрана земель – это охрана их правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан путем запретов и дозволений, путем поощрения заботливых собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и наказания правонарушителей.

      Необходимость охраны земель закреплена в Конституции  РФ, в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.

     Охрана  земель включает систему правовых, организационных, экономических и  других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

      Охрана  земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом зональных, региональных особенностей и ставит следующие цели (п.2 ст. 12 ЗК РФ):

    1) предотвращение деградации, загрязнения,  захламления, нарушения земель, других  негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

    2) обеспечение улучшения и восстановления  земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

    В содержание охраны земель входят (ст.13 ЗК РФ): 

    1) сохранение почв и их плодородия;

    2) защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

    3) защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

    4) ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

    5) сохранение достигнутого уровня мелиорации;

    6) рекультивация нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

    7) сохранение плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

      Правительством  РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных и радиоактивных веществ в почве.

      Земельным законодательством разработаны  виды стимулирования рационального  использования и охраны земель, которое  включает:

  1. выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижении доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
  2. освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;
  3. компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты;
  4. поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
  5. установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;
  6. полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов Федерации при подтверждении соответствующим земельным органом объемов выполненных работ, предусмотренных государственными комплексными программами повышения плодородия почв и проектами внутрихозяйственного землеустройства в порядке, установленном законодательством РФ и правовыми актами субъектов РФ.

      Требование  рационального использования  земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. [4]

 

Заключение

     Рациональность использования земли означает использование, соответствующее интересам развития народного хозяйства в целом и наиболее эффективное в достижении целей, для которых она предоставлена; обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой и охрану земли не только в процессе ее использования, но и при предоставлении.

     Рациональное  использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского, экологического и других отраслей права. Прежде всего, это ЗК РФ от 28 сентября 2001 г., федеральные законы, а также акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

     Все вопросы связанные с этой темой: нормы и правила землепользования, понятия и критерии оценки использования земли, способы и организационно-правовые формы обеспечения рационального использования земель – закреплены законодательно. Что позволяет контролировать ситуацию.

 

Использованная  литература

  1. Варламов  А.А., Волков С.Н., Лойко П.Ф. «Новые земельные  отношения в Российской Федерации» - Земельный вестник России. - 2005г. - №1-2.
  2. ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения» (п.14).
  3. Гражданский Кодекс РФ от 21 октября 1994г.
  4. Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для вузов. – М.: ООО «Профобразование», 2001.
  5. Земельный Кодекс РФ от 28 сентября 2001г.
  6. Сулин М.А. Землеустройство: Учебник для вузов. Специальная литература. СПб.: Лань, 2005.

Информация о работе Понятия рационального, полного и эффективного использования земли