Автор работы: Ирина Гайламазова, 22 Октября 2010 в 11:41, контрольная работа
описываются основные категории учета земель
Введение
1.Земельный фонд и порядок его регулирования и учета
2.Виды и категории земель в РФ
3.Правовой механизм перевода и изменения категории земель
Список литературы
Содержание
Введение 3
1.Земельный фонд и порядок его регулирования и учета 5
2.Виды и категории земель в РФ 8
3.Правовой механизм перевода и изменения категории земель 12
Список
литературы 16
Проблемы
регулирования земельных
Положения Конституции Российской Федерации в целом отражают характеристику земли в единстве выполняемых ею 3 основных функций: природного объекта; природного ресурса; объекта имущественных отношений.
Конституция Российской Федерации (статья 72, пункты «в», «г», «д», «к») к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относит земельное законодательство, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности на землю, природопользование, охрану окружающей среды.1
Для эффективного управления земельными ресурсами необходимо иметь актуальную информацию о количестве земель, их структуре и состоянии, динамике происходящих изменений. К сожалению, несмотря на обладание современными космическими технологиями и мощными предприятиями в сфере геодезии, картографии и землеустройства мы имеем весьма приближенное представление о наличии сельскохозяйственных угодий, их структуре, использовании, масштабах происходящих с ними изменений в количественном и качественном исчислении поскольку за последние 20 лет не проводилось сколько-нибудь системных съемок и изучений состояния земель.
В настоящее время мы пользуемся информацией о состоянии земель, полученной 30 и более лет назад, которая значительно отличается от современного состояния сельскохозяйственных земель как в количественном так и в качественном отношении. Данные государственного учета сельскохозяйственных земель не соответствуют фактическому их количественному и качественному состоянию.2
Важное значение имеют и вопросы, связанные с категориями земель и порядком перевода земель из одной категории в другую.
Основой системы государственного регулирования процессов управления земельным фондом выступают административно-правовые и экономические элементы (кадастровая стоимость земли, земельный налог, субсидии, компенсации, санкции, рентные платежи и т. д.), которые в совокупности создают систему, обеспечивающую рациональное использование земельного фонда и исполнение доходных статей бюджетов в Российской Федерации.
В своей основе элементы системы государственного регулирования процессов управления земельным фондом на региональном уровне являются общими, меняются лишь их параметры (уровень налоговых ставок и платежей, степень и методы регулирования) в зависимости от землеобеспеченности, результативности деятельности сельхозпредприятий, спроса на землю и ее предложения, цены земли, рентного и других факторов. Особенности этой системы зависят от структуры собственности на землю и степени многообразия субъектов земельных отношений, развитости рынка земли, привлекательности земли как экономического ресурса и т. д.
Земельным кодексом Российской Федерации установлена платность землепользования. Любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Установлены и формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата. При этом земельный налог и арендная плата должны рассматриваться как основные источники наполнения доходных статей бюджетов в Российской Федерации.3
Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.
Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.
Категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.
Земельные угодья - это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.
Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья в соответствии с действующими нормами и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.
Кроме традиционного учета земель по категориям и угодьям, в настоящее время, когда земля может находиться в различных формах собственности, идет процесс разграничения государственной собственности на землю, учет осуществляется по категориям и формам собственности.
В
соответствии с действующим
Государственная статистическая отчетность, включающая сведения о наличии и распределении земель, формируется на основе сведений государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках (землепользованиях), а также внесенных в Единый государственный реестр земель. В процессе статистических работ проводятся сбор, обработка и систематизация данных обо всех земельных участках, образующих в совокупности единый земельный фонд Российской Федерации. Актуализация баз данных государственного земельного кадастра проводится на основе обработки сведений, получаемых в ходе выполнения работ по инвентаризации и кадастровой оценке земель, государственного кадастрового учета земельных участков, государственного мониторинга земель, анализа землеустроительной документации, а также сведений о сделках с землей. Корректировка данных осуществляется также с учетом решений соответствующих органов исполнительной власти, принимаемых в целях упорядочения использования земель и приведения их правового статуса в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также с учетом решений о прекращении прав на земельные участки, принятых судом.
На основе сведений государственного земельного кадастра составляются отчеты о земельном фонде административных районов (городов); на региональном уровне путем свода этих данных формируется отчет о земельном фонде субъекта Российской Федерации. Роснедвижимость на основе отчетов, представленных территориальными органами по субъектам Российской Федерации, формирует отчет о наличии и распределении земель в Российской Федерации.
По целевому назначению земли
в Российской Федерации
1)
земли сельскохозяйственного
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4)
земли особо охраняемых
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Земельный кодекс в ст. 77 определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Таким образом, основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение — использование для ведения сельскохозяйственного производства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и животноводческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кус-тарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и другие — непосредственно связаны с указанной основной целью.5
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды
разрешенного использования земельных
участков определяются в соответствии
с классификатором, утвержденным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
В местах традиционного
Сведения о наличии земель государственной и муниципальной собственности и разграничении их на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность приведены в таблице:
(тыс. га)
Категории земель | Земли
государственной и | |||
Всего | из них | |||
в
собственности
Российской Федерации |
в собственности
субъекта Российской Федерации |
в муниципальной
собственности | ||
Земли
сельскохозяйственного |
276526,4 | 1760,2 | 2360,2 | 91,4 |
Земли
поселений, всего
в том числе |
15567 | 363,4 | 37,7 | 24,7 |
городских поселений | 7195,7 | 322,1 | 33,7 | 13,2 |
сельских поселений | 8371,3 | 41,3 | 4 | 11,5 |
Земли
промышленности и иного специального
назначения, всего
в том числе |
16608,5 |
8208,5 |
40,7 |
6,9 |
|
1525,9 | 137,4 | 8,1 | 5,5 |
|
900,6 | 687,3 | 0,6 | 0,9 |
|
1253,3 | 62,2 | 31,5 | 0,5 |
|
11925,9 | 7248,9 | - | - |
Земли
особо охраняемых территорий
и объектов |
34200,9 | 12516,3 | 1,9 | 0,3 |
Земли лесного фонда | 1104889,4 | 218669,3 | - | - |
Земли водного фонда | 27900,6 | 59,5 | - | - |
Земли запаса | 104339,2 | - | 1 | 14 |
Итого земель | 1580032 | 241577,2 | 2441,5 | 137,3 |