Право собственности на земельные участки. Порядок разграничения государственной собственности на землю на федеральную и собственность с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание

Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Содержание

1. Право собственности на земельные участки. Порядок разграничения государственной собственности на землю на федеральную и собственность субъектов РФ 3
2. Общая характеристика правового режима земель поселений 11
Задача 16
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

земельное.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1. Право собственности на земельные участки. Порядок разграничения государственной собственности на землю на федеральную и собственность субъектов РФ

Государственная собственность на землю имеет  сложный состав. Согласно ст. 214 ГК государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

От имени  Российской Федерации и субъектов  РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и  в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).

Российская  Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Государство (в  лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9 - 10 ЗК, и в качестве собственника земельных участков - в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков. В соответствии со ст. 124 ГК при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В Советском  Союзе в условиях существования  исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик. С образованием независимого государства - Российской Федерации входящие в его состав республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург признаны субъектами РФ, обладающими правом государственной собственности на землю. Возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (в ред. от 24.12.1993) не затрагивало вопросов разграничения земли. Впервые Указом Президента РФ от 16.12.1993 N 2144 "О федеральных природных ресурсах"  были выделены федеральные земли.

Наконец, процедура  проведения разграничения государственной  собственности на землю установлена ФЗ о разграничении собственности на землю. В соответствии с ним право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности - акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Для того чтобы  разграничение было произведено, необходимы точные данные кадастрового учета земель. В отдельных случаях возможно и возникновение спорных вопросов. Поэтому осуществление разграничения государственной собственности на землю займет достаточно длительное время. В связи с этим ФЗ о введении в действие ЗК (п. 10 ст. 3) предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю определен Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (в ред. от 21.11.2003 N 705).

Установленный ФЗ о разграничении собственности  на землю порядок проведения разграничения государственной собственности на землю таков:

1) специально  уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти по имущественным  отношениям (в настоящее время  это Роснедвижимость) совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности;

2) подготовленные  и согласованные с органами  государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ;

3) сведения о  земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

Целый ряд таких  перечней к настоящему времени уже утвержден. Например, распоряжением Правительства РФ от 14.02.2003 N 201-р утверждены перечни земельных участков, расположенных на территориях Пензенской и Тамбовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

Правила подготовки и согласования перечней земельных  участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований возникает право собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 N 140 (в ред. от 03.10.2002). В соответствии с ними перечни земельных участков подготавливаются по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований. В отдельные перечни земельных участков включаются:

1) земельные  участки, расположенные на территории  двух и более субъектов РФ;

2) земельные участки, расположенные  на территории одного субъекта  РФ, если на них возникает право собственности другого субъекта РФ;

3) земельные участки, расположенные в границах двух и более муниципальных образований;

4) земельные участки, расположенные  в границах одного муниципального образования, если на них возникает право собственности другого муниципального образования.

На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формируется дело, содержащее документы, подтверждающие обоснованность внесения земельного участка в этот перечень, и при наличии - кадастровый план земельного участка.

Споры между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных участков разрешаются с использованием согласительных процедур. В этих целях Роснедвижимостью или ее территориальными органами создаются согласительные комиссии, в состав которых входят уполномоченные представители Роснедвижимости, заинтересованных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Согласительная комиссия рассматривает разногласия в течение 1 месяца со дня образования. По результатам работы согласительная комиссия принимает решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень земельных участков или о передаче спора в суд.

Пункт 1 комментируемой статьи почти совпадает с п. 1 ст. 18 и  п. 1 ст. 19, посвященных праву собственности на землю субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, ЗК выделяет три способа возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

1) специальное указание  в федеральном законе на принадлежность земельных участков. Например, Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" в ст. 13 установил, что исключительно к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

2) акты Правительства  РФ об утверждении перечней  земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю - в соответствии с ФЗ о разграничении собственности на землю;

3) приобретение Российской  Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов РФ, муниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-правовым основаниям. В государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников для государственных (муниципальных) нужд (ст. 49 ЗК), конфискованные в порядке ст. 50 ЗК, реквизированные (ст. 51 ЗК). Государственной собственностью становятся земли, национализированные в установленном порядке (ст. 235 ГК), муниципальной собственностью - бесхозяйные земельные участки (ст. 225 ГК).

Кроме того, в государственной, муниципальной собственности могут  находиться не предоставленные в частную собственность участки из земель, специально указанных в ЗК либо ФЗ о разграничении собственности на землю.

В отношении федеральной  собственности на такие земельные  участки комментируемая статья дает отсылку к ФЗ о разграничении  собственности на землю, который в ст. 3 указывает, что в федеральной собственности могут находиться участки земель:

1) лесного фонда, особо  охраняемых природных территорий  федерального значения, водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, обороны и безопасности;

2) сельскохозяйственного  назначения; населенных пунктов;  промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; водного фонда:

а) если на этих земельных  участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

б) если эти земельные  участки предоставлены органу государственной  власти РФ, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ;

в) если на этих находящихся  в государственной собственности  земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

г) если под поверхностью этих земельных участков находятся  участки недр федерального значения;

3) земель запаса, если  на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

Равноправными субъектами РФ в соответствии с Конституцией считаются республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа (об основаниях возникновения у субъектов РФ права собственности на земельные участки см. коммент. к ст. 17 ЗК).

Выделение собственности  на землю субъектов РФ в процессе разграничения государственной собственности имеет особое значение. Как уже отмечалось, в советском государстве собственность союзных республик на землю не признавалась. После создания независимого Российского государства в Федеративном договоре от 31.03.1992, наоборот, признавалось, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик, а по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов. Сложность проведения разграничения государственной собственности на землю и состоит в том, что все земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, расположены на территориях субъектов РФ. Поэтому до последнего времени необходимой четкости в вопросе о том, какие земли принадлежат субъектам РФ, не было.

Следует обратить внимание, что п. 2 комментируемой статьи устанавливает перечень земель, участки которых могут находиться в собственности субъектов РФ, если они не предоставлены в частную собственность, в отличие от п. 2 ст. 17 и ст. 19, которые в отношении, соответственно, федеральной и муниципальной собственности делают отсылку к ФЗ о разграничении собственности на землю. В результате возникли некоторые расхождения текста рассматриваемой нами статьи и соответствующей статьи указанного ФЗ. Действует в данном случае норма ЗК.

Информация о работе Право собственности на земельные участки. Порядок разграничения государственной собственности на землю на федеральную и собственность с