Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 07:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование института права собственности на землю в Российской Федерации как института земельного права. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие права собственности на землю в РФ;
- уяснить содержание права частной собственности на землю;
- рассмотреть формирование института права собственности на землю в России;
- охарактеризовать формы и виды права собственности на землю, а также определение форм собственности на землю;
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика права собственности на землю…….4
1.1. Понятие права собственности на землю…………………………….4
1.2. Формы и виды права собственности на землю…………………….9
Глава 2. Публичная собственность на землю…………………………..16
2.1. Право государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю………………………………16
2.2. Право муниципальной собственности на землю и основания ее возникновения………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….22
Основаниями возникновения федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на земельные участки в соответствии со ст. ст. 17 — 19 Земельного кодекса Российской Федерации являются: 1) признание таковых федеральными законами (а муниципальной собственности — и законами субъектов Российской Федерации); 2) право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на которые возникло при разграничении государственной собственности; 3) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Критерии разграничения государственной собственности на землю закреплены в ст. 3.1 Федерального закона „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“. К ним отнесены: а) форма собственности на объект недвижимости. Если здание находится в федеральной собственности, то и земельный участок относится к федеральной собственности; б) подчиненность субъекта, которому предоставлен земельный участок. Если земельный участок предоставлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также казенным предприятием, государственным унитарным предприятием или некоммерческой организацией, созданными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то он относится к государственной собственности субъекта Российской Федерации; в) признание их таковыми федеральными законами (а земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть признаны таковыми также и в силу законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами).
Отсутствие факта ограничения государственной собственности на землю не рассматривается теперь как нерешенная проблема. Неразграниченных земельных участков много. Они и в будущем будут иметь место. Согласно Федеральному закону „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Однако в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, распоряжение такими участками осуществляется в том случае, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что оно осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.2. Право муниципальной собственности на землю
В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.
До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, - возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.
Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли. Однако справедливым представляется мнение, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю. Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.
С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.
Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.
Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором - вещь, собственник которой не известен, и в третьем - вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.
Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным - отказ собственника от прав на земельный участок. Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.
В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:
- использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;
- своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременное внесение платежей за землю;
- соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- иные обязанности, предусмотренные законом.
Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее - Положение). Согласно п. 5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.
Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.
Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки - создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем.
Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.
Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.
Итак, основной задачей здесь является вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных земельных участков в соответствии с такими принципами земельного права, как обязательное использование земельного участка согласно его целевому назначению.
Для этого следует наделить органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный земельный участок, ограниченным правом передавать такой участок в срочное пользование заинтересованным лицам.
Указанное право должно возникать у соответствующих муниципальных образований с даты регистрации земельного участка в качестве бесхозяйного уполномоченным органом по регистрации недвижимого имущества.
Предполагается, что такие земельные участки могут использоваться в соответствии с предусмотренным для них целевым назначением, в том числе для огородничества, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Кроме того, использование земельных участков не должно создавать каких-либо обременений земельного имущества по истечении срока пользования (например, недопустимым следует считать возведение построек на земельном участке, хотя бы для такого земельного участка это не противоречило его разрешенному использованию).
Заинтересованные в использовании бесхозяйных земельных участков лица будут приобретать право безвозмездного срочного пользования на соответствующие земельные участки и получат возможность использовать их в течение определенного срока (представляется целесообразным, что такой срок не должен устанавливаться короче, чем период сельскохозяйственной активности в соответствующем регионе).
Указанное право пользования может возникать на основании заявления заинтересованных лиц (граждан или юридических лиц) при условии последующего использования указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
На время пользования бесхозяйными земельными участками землепользователь должен нести все обязанности, предусмотренные ст. 42 ЗК РФ.
Платежи за землю, перечисляемые землепользователем за отчетный период, должны поступать в местные бюджеты. Кроме того, реализация предложенного проекта позволит обеспечить надлежащую охрану бесхозяйных земель и минимизировать риск загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв соответствующих земельных участков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раскрытие темы «Право собственности на землю в РФ» начато именно с 1861, потому что только с этого времени можно говорить о каких – то сдвигах в положительную сторону в развитии права собственности на землю в России. До 1861 года описывать, можно сказать, даже и нечего, так как существовало только три субъекта права собственности на землю, то есть земля принадлежала либо государству, либо помещикам, либо Церкви, да и те, кто ее обрабатывал, также принадлежали либо государству, либо помещикам, либо Церкви. Именно с проведения реформы 19 февраля 1861 года и необходимо говорить об особенностях права собственности на землю, потому, что появляется первая особенность – это крестьянин, наделенный правом частной собственности. И одной из основных особенностей того времени можно считать тот факт, что крестьяне наконец-то получили, то чего они так давно добивались, но использование земельных участков существенно ограничивалось обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.
Наделенные крохотными участками земли крестьяне зачастую не могли обеспечить даже нормального существования себе, уж не говоря о какой – то прибыли. Земли в России были распределены так, что примерно 30 тыс. помещиков и 10 млн. крестьян имели одинаковое количество земли. Такое распределение земли, переход от трехпольной системы - к двухпольной привело к упадку в крестьянском хозяйстве, выразившемся в истощении почвы, сокращении количества скота, истреблении лесов и падении садоводства. Для продолжения реформы, урегулирования всех этих вопросов и направления реформы в нужное русло было принято решение о проведении аграрной реформы под руководством Петра Столыпина.
Информация о работе Право собственности на землю в Российской Федерации