Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель работы—показать значение правового института фермерства в
Беларуси в условиях перехода к рыночным отношениям на селе и проведения земельной и аграрной реформ, выяснить сущность, признаки и особенности крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта аграрного права, провести всесторонний анализ порядка создания К(Ф)Х, роли земельных отношений и иных правовых условий этого процесса, а также выдвижение рекомендаций и предложений относительно усовершенствования законодательства, регулирующего создание и деятельность К (Ф) Х в Беларуси.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве……………3
2. Создание, управление и имущество крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………………..7
3. Собственность и раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………..……………………40
Список использованной литературы…………………………………………43
Следующей
особенностью реализации гражданами Украины
права на создание
КФХ выступает первоочередное право на
создание такого хозяйства гражданами,
проживающими в сельской местности, которые
имеют необходимую квалификацию или опыт
работы в сельском хозяйстве. Т.е. при подаче
заявления в конкурсную комиссию, в первую
очередь стать фермерами имеет шанс лицо,
которое проживает в сельской местности,
а также которое определенный период работало
в колхозе, совхозе, ассоциации крестьян,
сельскохозяйственном кооперативе или
ином сельскохозяйственном предприятии,
или лицо, которое имеет документы, подтверждающие
компетентность в сельском хозяйстве.
Решение
конкурсной комиссии должно оформляться
в виде рекомендации.
Это необходимый этап, предшествующий
получению земельного участка для ведения
КФХ, и поэтому при негативной рекомендации
гражданин вправе обратиться в районный,
городской, в административном подчинении
которого находится район, Совет народных
депутатов по месту расположения земельного
участка с заявлением о получении земельного
участка для ведения КФХ.
В
соответствии с п. 2 ст.2 Закона, членами
такого хозяйства могут быть супруги,
их родители, дети, достигшие 16 лет, и
иные родственники, которые объединились
для работы в этом хозяйстве. Так,
на членов КФХ не распространяются
требования, относящиеся к учредителям.
Но когда председатель хозяйства
поручает выполнять свои обязанности
одному из членов хозяйства, то это
лицо должно отвечать требованиям законодательства,
предъявляемым к председателю.[
Необходимо
также подчеркнуть, что законодатель
предусмотрел, что при создании хозяйства
одним из членов семьи, другие члены
семьи и родственники самостоятельно
принимают решение об участии
в его деятельности. Этим положением
закреплен принцип
В п.2 ст.2 Закона предусмотрено право создания такого хозяйства одним лицом. Практически это вынуждает фермера нанимать значительное количество наемных работников, а поручить им выполнение им своих обязанностей он не может. И поэтому в случае создания КФХ одним гражданином, такое хозяйство следует считать не фермерским, а частным сельскохозяйственным предприятием.
Следующая особенность создания КФХ состоит в согласовательной роли сельских (поселковых) Советов. Однако в законодательстве не указано, каким документом оформляется это согласие, поэтому представляется целесообразным закрепить в законе правило, согласно которому сельский (поселковый) Совет оформлял бы свое согласие в форме принятия решения.[24]
Итак, право на создание КФХ—исходное положение в процессе создания хозяйств такого типа. Оно имеет ряд особенностей, которые были приведены выше; существует необходимость усовершенствовать законодательное регулирование данной проблемы.
ГЛАВА ІІ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КФХ.
Для,
КФХ, как и для иных субъектов
сельскохозяйственной деятельности, земли
выступают главным средством
производства, основой его функционирования.
Правовые условия и порядок
Законодатель
предусмотрел возможность предоставления
земельных участков для создания
КФХ в административном порядке,
а именно: по решению сессии районного
(преимущественно) Совета. Этот порядок
предусмотрен Законом
Украины «О КФХ», Земельным кодексом Украины.
Так,в частную собственность гражданам
Украины для ведения фермерского хозяйства
предоставляются земельные участки в
размере средней земельной доли. Этот
размер исчисляется в соответствии со
ст.6 Земельного Кодекса, руководствуясь
Инструкционным письмом комиссии по вопросам
АПК Верховной Рады Украины от 7 апреля
1993 года № 481/1 «Относительно разъяснения
понятия средней доли».[25]
Следует
также отметить, что создание КФХ
носит нормативно-явочный
Заявление
о предоставлении земельного участка
подает лицо, имеющее намерение его
создать, т.е. будущий председатель,
при этом оно должно решить будет
ли данный участок принадлежать ему на
праве собственности, или будет находиться
в собственности. В соответствии с п.1 ст.5
Закона Украины
«О КФХ» данное заявление подается в районный
или городской Совет народных депутатов
по местонахождению земельного участка.
Однако, в ст. 51
Земельного кодекса Украины (в редакции
от 15 марта 1992 года) предусмотрено, что
такие заявления подаются в сельский,
поселковый, городской, районный Совет
народных депутатов. В связи с тем, что
Закон «О
КФХ» во второй редакции был принят позже
(22 июня 1993 года), то должна действовать
норма именно этого закона.
В заявлении следует указать:
-о
намерении создать КФХ с
-желательные размеры и место расположения участка;
-на
каком праве желательно иметь
эти земли (частная
-образование или опыт работы в сельском хозяйстве, и приложить копии соответствующих документов;
-направление
хозяйственной или иной
-состав
будущего КФХ (с четкими
-подпись
гражданина—учредителя
Это
заявление должно быть согласовано
с соответствующим сельским
(поселковым) Советом, иметь дату составления
и принятия секретарем Совета народных
депутатов. По нашему мнению, целесообразным
является составление его в 2-ух экземплярах,
один из которых сдается в соответствующий
Совет, а на другом, который остается у
заявителя, должна быть отметка о принятии
его секретарем.
Заявление
гражданина о передаче земельного участка
рассматривается в месячный срок
Советом народных депутатов, и в
случае прохождения конкурсного
отбора и согласования, а также
согласия заказывается за счет
Украинского государственного фонда поддержки
крестьянских (фермерских) хозяйств государственной
землеустроительной организации разработка
проект его отвода. Данный проект согласовывается
с собственниками земли или землепользователями,
районными (городскими) землеустроительным,
природоохранным и санитарным органами
и органом архитектуры.
Решение о передаче в собственность или предоставлении в пользование земель гражданам для ведения КФХ либо об отказе в передаче либо предоставлении земли соответствующие Советы принимают на ближайшей сессии.
В случае отказа соответствующего Совета народных депутатов в отводе земельного участка этот вопрос решается вышестоящим Советом, а в случае его отказа—судом. Решение суда об удовлетворении иска является основанием для отвода участка в натуре (на местности), выдачи документа, удостоверяющего право собственности или пользования землей.
Необходимо
подчеркнуть, что часто месячный
срок рассмотрения заявлений о предоставлении
земельного участка нарушается, поэтому,
руководствуясь п.11 Постановления Пленума
Верховного Суда Украины от 25 декабря
1996 года
«О практике применения судами земельного
законодательства при рассмотрении гражданских
дел»[26], суд вправе обязать соответствующий
Совет рассмотреть такие заявления на
ближайшей сессии. Если Совет отказался
в предоставлении участка или когда земельный
участок предоставлен не в том месте, которое
указано в заявлении гражданина, или он
предоставлен в другом размере, то гражданин
тоже вправе обратиться с в суд с соответствующим
иском. Тут мы встречаемся с исключительной
ситуацией, когда именно решение суда
является основанием для отведения земельного
участка в натуре, выдачи документа, свидетельствующего
о праве на него. По сути, в данном случае
суд берет на себя не присущие ему функции
органа государственной власти и собственника
земли.
Было бы целесообразно по аналогии с законодательством РФ предусмотреть штрафные санкции за нарушение сроков рассмотрения заявлений об отведении земельных участков для КФХ.
Большое
значение в процессе получения земельного
участка имеет такой новый
институт земельного права, как паевание
земель. Оно предусмотрено
Указами Президента Украины «О неотложных
мерах по ускорению земельной реформы
в сфере сельскохозяйственного производства»
от 10 октября 1994 года[27] и «О порядке паевания
земель, переданных в коллективную собственность»
от 8 августа 1995 года.[28]
В соответствии с п.2 Указа Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы» каждому члену предприятия, кооператива, товарищества выдается сертификат на право частной собственности на земельную долю (пай) с указанием в нем размера доли (пая) в условны кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении.
В
п.3 данного Указа установлено, что
право на земельную долю
(пай) может быть объектом купли-продажи,
дарения, мены, наследования, залога. Каждый
член КСП, сельхозкооператива, сельскохозяйственного
акционерного общества имеет право беспрепятственно
выйти из него и получить бесплатно в частную
собственность свою часть земли (пай) в
натуре (на местности), что подтверждается
актом о праве частной собственности на
землю.
Собственники
земельных участков вправе предоставить
этот участок в аренду или продать
КФХ без изменения целевого назначения
земельных участков. Собственники земельных
паев, которые находятся между
собой в семейно-родственных
Часть земель будущее фермерское хозяйство может получить бесплатно, что является существенной гарантией облегчения создания этого хозяйства.
Важным
является положение ст.6 Закона «О КФХ»,
которое регулирует предельные размеры
земельных участков, которые могут
передаваться в частную собственность
или предоставляться в
Министров Украины, до 100 га сельскохозяйственных
угодий. Следует подчеркнуть, что эти размеры
установлены для всей Украины, но конкретные
размеры земельных участков для ведения
КФХ, в пределах указанных норм, определяют
районные, городские, в административном
подчинении которых находится район, Советы
дифференцировано, с учетом региональных
особенностей, специализации и максимальных
возможностей эффективного использования
предоставленных земель.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 мая 1995 года «О дополнительных мерах по поддержанию развития личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств»[29] установлено, что те фермерские хозяйства, которые на практике подтвердили свою способность эффективного хозяйствования, могут по своему желанию иметь на праве аренды земельные участки свыше установленных предельных норм.
Государственный
акт о праве частной
Государственный акт о праве постоянного
пользования землей выдаются или договор
о временном пользовании землей заключается
только после отведения земельного участка
в натуре.
Необходимо отметить, что средняя величина фермы в Западной Европе составляет 32 га, по принципу—10 га площади на одного работающего члена хозяйства. В США—72 % фермерских семей распоряжаются землей от 10 до 30 га.[30]
Аграрно-экономические
критерии подтверждают, что для того,
чтобы КФХ в
Украине могло стать товарным производителем
сельскохозяйственной продукции, ему
необходимо иметь не менее чем 36,6 га земель.
Т.к. средняя земельная доля в большинстве
хозяйств не превышает 2-3 га, возникает
необходимость в дополнительном приобретении
земель.[31]
Законом
не установлен минимальный размер земельных
участков, который позволил рассматривать
хозяйство как товарное фермерское
хозяйство.
Отсутствие такой правовой нормы, по мнению
А.А.Погребного, на практике приводит к
тому, что создаются мелкие крестьянские
хозяйства на площади от
0,15 га до 1 га, что может дискредитировать
идеи организации и деятельности
КФХ как самостоятельных и дееспособных
товаропроизводителей.[32]