Правовой режим земель водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание

Первый Водный кодекс Российской Федерации был принят 30 июня 1972 года: несомненно, он олицетворял большой прогресс российского водного права. В его содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти все было новым по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и юридическая категория "воды", классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 года, вписалась в общую систему экологических правоотношений в Российской Федерации и функционировала исправно. Если она и была в чем-то слабой и колебалась, то только вместе с "линией партии". Было принято активное участие в разработке законопроекта, и не менее активно внедряли его положения в жизнь, опубликовались работы "Обеспечение правопорядка на воде", "Есть Водный кодекс. Дело за исполнением", "Теоретические основы права пользования водами в СССР" и другие.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятия водных объектов.
Глава 2. Виды водных объектов. Предоставление, ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.
2.1. Виды водных объектов.
2.2. Порядок предоставления водного объекта в особое пользование.
2.3. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.
2.4. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).
Глава 3.Субъекты и объекты права водопользования.
3.1. Субъекты права водопользования.
3.2. Объекты права водопользования.
Глава 4. Правовая охрана вод.
4.1. Ответственность за нарушения водного законодательства.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по земельному праву.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

    Как правило, режим особого пользования водными объектами устанавливается для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, для государственных и муниципальных нужд. В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов.

    Особое  пользование водным объектом реализуется посредством установления режима приоритетного водопользования при одновременном ограничении или запрещении других видов водопользования или прав водопользователей.

    Водные  объекты, находящиеся на территории двух или более субъектов РФ, и  их части предоставляются в особое пользование по решению Правительства РФ.

    Водные  объекты, акватории и бассейны которых  полностью расположены в пределах территории одного субъекта РФ, предоставляются  в особое пользование для государственных  и муниципальных нужд по решению  органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке им установленном. 

    2.2. Порядок предоставления водного объекта в особое пользование 

    Для получения решения на предоставление водного объекта в особое пользование  юридическое лицо (заявитель) представляет заявку, подтвержденную его вышестоящим органом, и документы, обосновывающие необходимость осуществления требуемого вида пользования водным объектом в Территориальный комитет по водному хозяйству, в зоне деятельности которого расположен водный объект.

    Территориальный комитет по водному хозяйству регистрирует заявку, рассматривает обосновывающие документы, проводит при необходимости их экспертизу, и согласовывает условия особого пользования водным объектом с органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и органом санитарно-эпидемиологического надзора, бассейновым водохозяйственным управлением Роскомвода, в пределах установленной им компетенции.

    В случае, если особое пользование водным объектом или его частью затрагивает  интересы двух или более субъектов  РФ, то условия пользования по решению  Бассейнового водохозяйственного управления (БВУ) согласовываются с органами исполнительной власти этих субъектов РФ или с их согласия с одним из этих органов.

    В случае представления заявки с нарушением установленного порядка заявитель  уведомляется об отказе в ее рассмотрении.

    По  результатам рассмотрения заявки и  согласования условий особого пользования водным объектом Территориальный комитет по водному хозяйству подготавливает предложение по данному вопросу, сообщает о нем заявителю и направляет все документы в Роскомвод или в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Роскомвод рассматривает поступившие документы, организует в случае необходимости дополнительную экспертизу, подготавливает заключение о возможности предоставления заявителю водного объекта в особое пользование и проект соответствующего распоряжения Правительства РФ.

    В распоряжении Правительства РФ или распоряжении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении водного объекта в особое пользование указывается водопользователь, которому предоставляется водный объект в особое пользование, цель и основные условия пользования водным объектом, прекращения, ограничения отдельных видов водопользования, прав пользования других водопользователей, срок, в течение которого должна быть оформлена лицензия на водопользование и заключен договор пользования водным объектом, а также порядок доведения указанных решений до сведения населения и водопользователей, чьи права ограничиваются или запрещаются.

    Указанные распоряжение Правительства РФ или  распоряжение органа исполнительной власти субъекта РФ являются основанием для выдачи в установленном порядке лицензии на водопользование и заключения в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

    В случае неполучения в срок, указанный  в распоряжении Правительства РФ или распоряжении органа исполнительной власти субъекта РФ, лицензии и не заключения в соответствии с ней договора по вине заявителя, решение о предоставлении в особое пользование водного объекта теряет силу.

    На  водном объекте, предоставленном в  особое пользование, общее водопользование  допускается на условиях, установленных самим водопользователем по согласованию с Территориальным комитетом по водному хозяйству, а при необходимости может быть запрещено водопользователем. В этом случае водопользователь, имеющий право особого пользования, в срок не менее чем за 30 дней до прекращения общего водопользования уведомляет Территориальный комитет по водному хозяйству и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется общее водопользование, о прекращении общего водопользования. 

2.3. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов 

    Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения  защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, согласованному с государственным органом управления использованием и охраной недр, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов.

    Однако, правомочия по ограничению, приостановлению  или запрещению использования природных  ресурсов предусматриваются в законе РФ "Об охране окружающей природной  среды", где четко регламентируется, что нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ, а также возникновения угрозы здоровью населения, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка. 

2.4. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) 

    Лимиты  водопользования устанавливаются  для обеспечения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, с учетом соблюдения требований рационального использования водных ресурсов и улучшения качества водных объектов и их ресурсов.

    Лимиты  водопользования устанавливаются водопользователям на основании заявленных ими потребностей, научно-обоснованного расчетного объема водопотребления, с учетом состояния водного объекта, в пределах, установленных в специальных разрешениях на пользование водными объектами.

    Лимиты  водопользования заинтересованным гражданам и юридическим лицам  устанавливаются в лицензии на водопользование  в соответствии со ст. 49 Водного Кодекса; субъектам РФ устанавливаются Роскомводом  на основании водохозяйственных  балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах.

    Лимиты  водопользования устанавливаются  Теркомводами с учетом потребности  всех потребителей, водообеспечиваемых данным водопользователем, на основании  планов водопользования, составленных с использованием укрупненных отраслевых норм водопотребления, отчетных данных о водопотреблении, планируемых показателей по выпуску продукции, а также требований лицензии.

    Соблюдение  лимитов водопользования обеспечивается государственным контролем за использованием и охраной водных объектов2. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Субъекты и объекты права водопользования

3.1. Субъекты права водопользования 

    Субъектами  права водопользования признаются предприятия, учреждения и граждане, которые по закону наделены юридической возможностью пользоваться водами на территории страны (правоспособностью по водопользованию).

    В законодательстве нет нормы, которая  бы исчерпывающим образом определила круг субъектов права водопользования. Но нет и нормы, абсолютно запрещающей  тем или иным субъектам пользование  водами в любом виде. Отсюда можно сделать вывод, что законодатель признает субъектами права водопользования вообще всех без исключения субъектов права: предприятия, учреждения, организации и граждан, нуждающихся в пользовании водами для правомерной деятельности. 

3.2. Объекты права водопользования 

    Объектами права водопользования являются те категории вод (водных объектов), которые составляют государственный  водный фонд или их отдельные участки, надлежащим образом юридически обособленные.

    В правоотношениях водопользования эти категории вод продолжают оставаться объектами права государственной собственности. Но в то же время они становятся объектами права водопользования и в связи с этим приобретают некоторые новые характерные свойства и признаки, которые дополняют правовую характеристику морей, озер, рек, водохранилищ, подземных вод, ледников и других водных объектов, как объектов права собственности. Прежде всего, отчетливо выступает качество непотребляемости водных объектов в отличие от потребляемости воды. Вода как вещество выступает во многих случаях как средство потребления. Она потребляется в быту, в промышленности и в сельском хозяйстве. Процесс потребления воды характеризуется весьма разнообразными техническими способами, общественными формами, но его сущность во всех случаях сводится к тому, что некоторая масса вещества воды выходит из состава единого государственного водного фонда и не возвращается в него.

    Анализ  процесса водопотребления и характеристики воды как потребляемой вещи показывают, что вещество воды не может быть объектом права водопользования, так как в процессе пользования оно перестает быть собственностью государства и водным фондом. Между тем, объектом права водопользования может быть только такой предмет, который в процессе пользования продолжает быть объектом права государственной собственности на воды и в любой момент может быть изъят из пользования по решению компетентного государственного органа. Другими словами, объектом водопользования может быть лишь непотребляемая вещь.

    Так как вода в море - вещь потребляемая, а само море не потребляется в эксплуатации, то и всегда сохраняется как объект права государственной собственности. То же самое можно сказать и о других водных объектах.

    В отличие от земли, как природного объекта, объекта собственности и землепользования, водные объекты могут быть уничтожены естественным или искусственным путем. Они, однако, могут быть и заново созданы. Количество и виды водных объектов могут изменяться и без изменения территории страны.

    К примеру, какое либо предприятие создало водохранилище. Согласно ст.4 Основ водного законодательства оно принадлежит к категории водных объектов, входящих в состав государственного водного фонда. На этом основании водохранилище (как скопление воды) является собственностью государства. С этого же момента предприятие, создавшее его, становится по общему правилу водопользователем. Таким образом, единый государственный фонд изменяется независимо от изменения территории страны.

    Все водные объекты, составляющие единый государственный  фонд, являются одновременно объектами  права водопользования. В составе  единого государственного водного  фонда нет объектов, которые бы не состояли в каком-либо, чьем-либо пользовании, нет водных объектов государственного запаса3.

    В нашем законодательстве нет таких  правовых норм, которые бы устанавливали  возможность полного изъятия  водных объектов из пользования. Согласно ст. 13 Основ водного законодательства использование водных объектов, имеющих  особое государственное значение, либо особую научную или культурную ценность, может быть частично или полностью запрещено в юридическом порядке. Как видно, это правило касается лишь возможности запрещения хозяйственного пользования водных объектов. Но объекты, изъятые из хозяйственного пользования, могут оставаться в пользовании нехозяйственном, в виде заповедника или памятника природы. Отсюда следует, что запрещение хозяйственного пользования не означает полного изъятия водных объектов из пользования.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда