Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:03, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Земельному праву".

Работа состоит из  1 файл

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО ответы.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

Классификацией определено разделение земель на отдельные виды целевого назначения, которые характеризуются собственным правовым режимом, экосистемными функциями, видом хозяйственной деятельности, типами застройки, типами особо ценных объектов.

Классификация должна применяться  органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями для ведения  учета земель и формирования отчетности по земельным ресурсам.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Понятие права собственности на землю. Содержание и ограниченный характер права собственности.

Право собственности  на землю как юридическая категория  представляет собой закрепление  нормами права экономических отношений земельной собственности, то есть отношений по присвоению и хозяйственному использованию земли.

 В объективном значении - как правовой институт - право  собственности на землю есть  совокупность правовых норм, которые  регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей как объектом хозяйственной эксплуатации.

 Институт права  собственности на землю является  основополагающим земельно-правовым  институтом, так как лежащие в  его основе отношения земельной  собственности определяют характер земельного строя. В тоже время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще - на другие природные объекты, движимые и недвижимые вещи.

 Поэтому право собственности  на землю формируется как комплексный  правовой институт, за счет норм различных отраслей права - конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы (ст.13 Конституции Республики Беларусь) определяют приоритет государственной собственности на землю. Нормы административного права (Закон Республики Беларусь “О местном управлении и самоуправлении”) устанавливают полномочия органов местного управления по распоряжению находящимися в их ведении землями.

 Гражданское право  определяет правовую природу  права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности на землю, содержание правомочий собственника и способы их защиты, то есть механизм рыночного оборота земли.

 Земельное право  закрепляет механизм регулирования  отношений земельной собственности с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.

 Право собственности на землю в субъективном смысле представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом. Содержание этого субъективного права зависит от состава участников соответствующего правоотношения земельной собственности. Формы и виды права собственности на землю.

 Правовые нормы  о праве собственности на землю  реализуются через принадлежность  земли конкретным субъектам этого  права, то есть через формы и виды права собственности на все земли в пределах Республики Беларусь.

 Гражданское законодательство  относит право собственности  на землю к числу вещных  прав (ст. 262 ГК), независимо от формы  собственности, в которой это  право выступает. Признание права собственности на землю вещным правом обеспечивает юридическое равноправие различных форм собственности в гражданском обороте, способствует более широкому вовлечению земель, находящихся в государственной собственности, в гражданский оборот, предоставляет всем собственникам земли равную защиту их прав в соответствии с гражданским законодательством.

 Как основной поземельный  титул право собственности на  землю в соответствии со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь  о земле выступает в двух  формах: государственной и частной.

 Право государственной  собственности на землю составляет  основу земельного строя Республики  Беларусь. Право государственной  собственности на земли сельскохозяйственного  назначения закреплено на конституционном  уровне. Значительная часть земель находится только в собственности государства и в рыночном обороте не участвует.

 Право частной собственности  на землю возникло в процессе  проведения земельной реформы,  одной из задач которой была  ликвидация монополии государственной  собственности на землю. Правовой механизм реализации этого права начал формироваться после принятия постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 1 октября 1991 года “О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь”.

 Как субъективное право частная собственность на землю существует в двух видах:

- право частной собственности  юридических лиц;

- право частной собственности  граждан Республики Беларусь.

 Самостоятельным видом  права собственности на землю  в настоящее время выступает право собственности на землю иностранных государств.

 По составу участников  право собственности на землю  может выступать в виде индивидуальной  и общей собственности на землю. 

 Земля может принадлежать  на праве общей (совместной  или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности (ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле). Право общей собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (Гл. 16 ГК) и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка (ст.17 Кодекса Республики Беларусь о земле). Право государственной собственности Республики Беларусь на землю.

 Земля признавалась  общим достоянием всего народа, от имени которого полномочия  собственника осуществляло государство. Земельные участки могли предоставляться только в пользование. Никакие государственные формирования, в том числе союзные республики, не наделялись полномочиями собственника и не могли претендовать на какую-либо долю в общенародной земельной собственности.

 Право государственной  собственности Республики Беларусь  на землю начало складываться  с 1990 года одновременно с формированием  самостоятельной правовой системы  Республики Беларусь. Принадлежность  земли только Республике Беларусь  как базовый принцип земельных отношений была закреплена Законом БССР “О собственности в Белорусской ССР” от 11 декабря 1990 года.

 В ходе проведения  земельной реформы правовой режим  государственной собственности  на землю существенно изменился.  Она утратила свое монопольное  положение. В настоящее время законодательство Республики Беларусь не употребляет понятия исключительной государственной собственности на землю. После введения частной собственности на землю объектом права государственной собственности являются все земли Республики Беларусь, кроме земель, переданных в частную собственность и собственность иностранных государств.

 Правовой режим  земель, находящихся в государственной  собственности, в связи с их  включением в гражданский оборот, усложнился, хотя и определяется  в основном делением этих земель на категории и виды в соответствии с целевым назначением земель.

 Применительно к  земле принцип двухуровневых  отношений государственной собственности,  установленный ГК (ст.215) в виде  республиканской собственности  (собственности Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц), не получил адекватного законодательного закрепления.

 Законодательством  четко определены только виды  земель, находящиеся в республиканской  собственности (собственности Республики Беларусь). В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об объектах, находящихся только в собственности государства” от 5 мая 1998 года к таким землям относятся земли сельскохозяйственного назначения, обладающие особым правовым режимом, и иные земли, не подлежащие передаче в частную собственность, перечень которых установлен Кодексом о земле (ст. 38).

 Для административно-территориальных  единиц, в соответствии с Законом  Республики Беларусь “О местном  управлении и самоуправлении”, земля и другие природные ресурсы выступают как экономическая основа местного управления и самоуправления, но в состав коммунальной собственности не входят.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)   Государственная  и муниципальная собственность  на землю, ее виды и особенности правового регулирования.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Законом предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которое до настоящего момента полностью не реализовано.

    Право собственности  на земельные участки у РФ  и ее субъектов возникает с  момента государственной регистрации  права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

    Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

    В федеральной  собственности находятся земельные  участки: которые признаны таковыми  федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

    В собственности  субъектов РФ находятся земельные  участки: которые признаны таковыми  федеральными законами; право собственности  субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    В собственности  субъектов РФ могут находиться  не предоставленные в частную  собственность земельные участки:

– занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности  субъектов РФ;

– предоставленные органам  государственной власти субъектов  РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной  власти субъектов РФ;

– отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного  фонда, находящимся в собственности  субъектов РФ в соответствии с  федеральными законами, землям водного  фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

– занятые приватизированным  имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

    Права собственника  от имени РФ и субъектов  РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное.

    Участками,  которые предоставлены в пользование,  пожизненное наследуемое владение  и в аренду, находящимися в  государственной собственности,  владеют и пользуются юридические  лица и граждане, которым они  были предоставлены. РФ и ее  субъекты осуществляют управление и распоряжение такими участками.

    Муниципальная  собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"