Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:03, реферат
Система управления земельными ресурсами может обеспечивать порядок и стабильность в обществе через установление гарантий не только для землевладельцев и их партнеров, но и для национальных или международных инвестиционных и кредитных компаний, предприятий, а также для правительства. Не смотря на то, что системы регистрации земель часто направлены на обеспечение защиты интересов индивидуальных собственников, они являются надежным инструментом национальной земельной политики и средствами поддержки экономического развития».
Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим собственникам земли. Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества, местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше складывающегося общественно нормального уровня издержек. Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из причин возникновения противоречий между землевладельцами и землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этом не имеет значения общественное (официальное) признание или непризнание существования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рационального землепользования.
При экономическом регулировании земельных отношений этот аспект необходимо учитывать с той или иной степенью полноты. Другим важным аспектом экономического регулирования земельных отношений является дифференциальная рента, представляющая собой часть прибавочной стоимости, которая присваивается землевладельцами по причине их монопольного права на землю как на объект хозяйствования.
Экономической причиной ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокой производительности труда работников сельского хозяйства и дополнительно вложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию и местоположению земельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых в общественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению земель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростом населения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье.
Монополия
на землю как объект хозяйствования
обусловливает особенности ценообразования
на сельскохозяйственную продукцию в
условиях ограниченности площадей лучших
и средних по качеству земельных массивов
при вовлечении в использование худших
из них. Для обеспечения возможности
хозяйствования землепользователь
должен иметь индивидуальную
цену производства, складывающуюся
из индивидуальных издержек
и средней прибыли (иначе становится
бессмысленным процесс производства
на худших участках и их
использование прекращается). Поэтому
землепользователь — арендатор худших
земель — претендует на получение средней
прибыли, а ведущий хозяйство на лучших
и средних земельных участках — на получение
добавочной прибыли сверх средней (за
счет более производительного использования
труда и капитала).5
МЕТОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
К основными методам государственного управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.
Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов. Основные направления землеустроительной деятельности включают:
-разработку
федеральных и региональных
-межевание с установлением (восстановлением) на местности границ
административно-
-составление проектов землеустройства и упорядочение существующих
землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель;
-определение границ земельных участков, установление их границ и отвод в натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ, подготовку документов для удостоверения прав на земельные участки;
-разработку разного рода рабочих проектов, в том числе по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и повышению плодородия почв;
-обоснование размещения и установления границ особо охраняемых
территорий;6
-закрепление и изменение на местности городской черты, поселковой черты и черты сельских поселений;
-проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных,
агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследований, а также изыскательских работ;
-разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной
оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием
традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;
-составление карт и атласов о состоянии и использовании земельных
ресурсов;
-проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, используемых нерационально и не по целевому назначению земель.
Землеустройство проводится государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на проведение этих работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и заказчиков. Основные направления их деятельности:
-научное обеспечение и прогнозирование земельных преобразований,
перераспределение земель;
-обоснование и реализация единой государственной политики в области
планирования, перераспределения, рационального использования и охраны всех категорий земель независимо от форм собственности на землю и форм хозяйствования на ней;
-обеспечение целевого использования земель и сохранение ценных земель в сельскохозяйственном производстве;
-формирование и размещение экологически и экономически обоснованных, компактных и оптимальных по площади землепользовании;
-создание
территориальных условий
для рационального
-разработка комплекса мер по улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель;
-межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением
(обозначением)
в натуре (на местности) административно-
Землеустроительная деятельность осуществляется на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности с использованием научно обоснованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденной землеустроительной документации — прогнозов, программ, схем и проектов, материалов обследований и изысканий.
Режим и целевое использование земель, организация территории, ране земель являются обязательными для собственников и пользователей земли, а также органов государственной власти и управления. Внесение изменений в землеустроительную документацию допускается лишь с разрешения утвердившего ее органа.
Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, по инициативе органов системы Госкомзема РФ или по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка.
Землеустроительная деятельность регулируется Конституцией РФ, земельным законодательством РФ, законодательными и иными правовыми актами субъектов Федерации, а также нормативными актами, определяющими содержание, порядок разработки, утверждения и реализации землеустроительной документации.
Под государственным мониторингом земель понимается система наблюдений за состоянием земельного фонда; она является частью мониторинга состояния природной среды и выполняет базовую, связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов. Основные цели мониторинга земель: оценка состояния земельного фонда для
своевременного выявления изменений, их оценки, площади и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, а также информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.
Мониторинг земель осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств специальных денежных фондов. Средства федерального бюджета расходуются на реализацию федеральных и крупных целевых региональных программ по мониторингу земель и охране почв, бюджетов субъектов Федерации — на реализацию аналогичных региональных программ.
Полученные в результате мониторинга земель данные ежегодно отражаются в региональных докладах о состоянии и использовании земель, являющихся базовым материалом для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации. Эти доклады доводятся до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используются также для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
Государственный земельный кадастр как официальная система регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, учета и оценки земельных участков проводится по единой системе на всей территории Российской Федерации. Сложившаяся земельно-кадастровая система сведений о природном, правовом и хозяйственном положении земель требует дальнейшего научного и методического обеспечения. Сейчас она состоит из следующих основных разделов: регистрация землевладений, землепользований и участков собственности; количественный и качественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценка земель. Эти разделы должны остаться и далее, но устаревшая технология получения, обработки, хранения и представления данных в условиях перехода к многоукладной экономике, платности землепользования не обеспечивает и в принципе не может обеспечить решения задач государственной земельной политики.
Совершенствование земельного кадастра связано с большим объемом научно-исследовательских и прикладных разработок. В первую очередь должны быть решены следующие вопросы:
-уточнение классификаций угодий в связи с переходом на учет и оценку по
первичным участкам для целей земельного, лесного, водного кадастров и
кадастров других природных ресурсов;
-установление для каждой категории земель по целевому назначению системы общих и частных показателей, характеризующих качественное состояние парцелл или экологически однородных участков;
-разработка
способов получения и
-разработка программного обеспечения для сбора, обработки, хранения земельно-кадастровой информации по парцеллам или экологически однородным участкам.