Внутрихозяйственное землеустройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание

Основная задача внутрихозяйственного землеустройства – разработка научно-обоснованной системы мероприятий, обеспечивающей наиболее полное, рациональное, эффективное использование и охрану земель в сельскохозяйственных предприятиях с различной организационно - правовой формой на основе учета эколого-ландшафтных особенностей территории.

Работа состоит из  1 файл

внутрихоз.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Выделяют следующие  виды угодий: сельскохозяйственные – пашня,

залежь, многолетние насаждения, сенокос, пастбище; несельскохозяйственные

– дороги, древесно-кустарниковые  насаждения, лесные насаждения, водные

объекты, болота и пр.

К организации использования  земельных угодий предъявляются

экологические, экономические, социальные и технологические требования:

- Экологические –  обеспечить рациональное использование  и сохранение

угодий как природных  ресурсов;

- Социальные – создать  оптимальные условия для использования

земельных угодий как  пространство жизнедеятельности;

- Экономические – правильно организовать процессы производства;

- Технологические –  создать благоприятные условия  для выполнения

технологических процессов  и использования средств механизации  и

транспорта.

 

 

 

 

6.2. Размещение территорий производственных подразделений и

хозяйственных центров

При размещении хозяйственных  центров и производственных

подразделений необходимо ориентироваться на перспективы  развития

хозяйства с учетом выделения  зон производства различной

сельскохозяйственной  продукции, а их количество увязывают с размещением

населенных пунктов  на территории хозяйства.

К хозяйственным центрам  относятся центральные усадьбы

сельскохозяйственных  предприятий. Здесь проживает основная часть

населения, занятая в  сельхозпроизводстве. Таким образом, хозяйственные

центры базируются в  населенных пунктах с административным хозяйственным

и политическим руководством жилым, культурно-бытовым и производственным

фондом построек и  сооружений.

Производственные центры – это комплекс производственных зданий и

сооружений, объединенных общей компактной территорией, единым

технологическим процессом.

Различают следующие  типы производственных центров:

- Бригадные рабочие  дворы;

- Животноводческие, птицеводческие, звероводческие фермы и

комплексы;

- Теплично-парниковые  комплексы;

- Комплексы по переработке сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, важное значение имеют гидрографические и гидрологические

свойства земли, т. е. наличие  рек, оврагов, озер, залегание грунтовых  и

артезианских вод и  т. д.

Это учитывается при  выборе мест под поселки, при отводе участков под

фермы, при размещении дорожной сети, организации пастбищ  и т. д.

При размещении населенных пунктов, животноводческих комплексов,

пунктов технического обслуживания, складских помещений, определяется

форма организационной структуры управления.Организационно-хозяйственная структура управления зависит от направления и объема производства, посевных площадей, количества населенных пунктов на территории хозяйства, концентрации производства и

управления.

Различают следующие  организационно-хозяйственные структуры

управления:

- Цеховая форма управления  вводится при высоком уровне  концентрации

и специализации производства, наличии крупных населенных пунктов  и

хорошо развитой дорожной сети;

- Территориальная (или  отделенческая) форма управления принимается в

условиях больших посевных площадей, разбросанности полей севооборотов,

отсутствия дорожной сети и наличия населенных пунктов  для организации

отделений.

При организации и  планировании производственных и хозяйственных

объектов необходимо учитывать следующие основные требования:

- Размещение населенных  пунктов выполняется с учетом  эстетических

требований (живописность места, наличие водоемов, условий  для активного

отдыха и т. д.);

- Создание наиболее  благоприятных условий для специализации и

концентрации производства и управления им;

- Обеспечение минимальных  капитальных затрат на строительство  и

благоустройство территорий;

- Создание наилучших  условий для культурно-бытового  обслуживания

населения;

- Создание условий  для минимальных затрат на транспортные расходы;

- Выполнение санитарных, зооветеринарных и строительно-

планировочных норм.

Участки, выделяемые под  животноводческие фермы, необходимо отводить

на определенном расстоянии от жилых зданий и дорог с интенсивным

движением транспорта, а также соблюдать санитарные нормы . Кроме

того, следует учитывать  направление господствующих ветров и рельеф

местности, таким образом, чтобы запах от ферм и сток поверхностных  вод не

проникали в жилую  зону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. СОВРЕМЕННЫЕ  ВЗГЛЯДЫ НА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ

 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Со времени начала осуществления земельной реформы  в Российской Федерации и реформирования земельных отношений их землеустроительное обеспечение осуществлялось в соответствии с «Республиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР», утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30.

В разделе «Землеустроительное  обеспечение земельной реформы» указанной Программы предусматривалось  осуществить:

  • передачу земель в распоряжение местных Советов народных депутатов и провести инвентаризацию земель по всем категориям землевладений и землепользовании;
  • составление схем землеустройства 1840 административных районов с целью создания специального фонда земель для наделения землей крестьянских и личных подсобных хозяйств, развития садоводства и огородничества;
  • проведение межхозяйственного землеустройства по перераспределению земель и предоставлению земельных участков с выдачей документов, удостоверяющих право владения, собственности и пользования землей; выделение участков для ведения крестьянского хозяйства общей площадью 6,5 млн. га;
  • увеличение площади земель в личных подсобных хозяйствах на 3 млн. га;
  • выделение земельных участков для садоводства и огородничества общей площадью 2,5 млн. га;
  • проведение в 17 тыс. хозяйств внутрихозяйственной оценки земли; проведение землеустройства крестьянских хозяйств с комплексом топографических, почвенно-геоботанических, агрохимических и других изысканий;
  • выполнение необходимых аэрофотогеодезических, изыскательских и обследовательских работ для обеспечения информацией о земле собственников, землевладельцев, землепользователей и органов управления;
  • разработку и реализацию республиканской и региональных программ защиты земель от деградации, консервации деградированных земель и их восстановление. Указанные землеустроительные работы должны быть проведены в 1991-1995 годах.

Кроме этого, программой предусматривалась подготовка и реализация инструктивно-методических документов, обеспечивающих проведение перечисленных выше землеустроительных работ.

К ним относятся:

  • рекомендации по условной приватизации земель, определению размеров земельных наделов;
  • разработка форм государственных актов, удостоверяющих право на землю;
  • порядок систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель в целях создания земельного запаса;
  • основные положения землеустройства;
  • механизм возмещения ущерба, причиненного в результате деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничтожения;
  • порядок выявления и консервации деградированных и загрязненных земель.

Таким образом, программой предусматривалось осуществить  значительный объем землеустроительных работ, а также их нормативно-методическое обеспечение. Однако, к сожалению, не все перечисленные нормативно-методические документы были разработаны и утверждены. Так, до настоящего времени не разработаны и не приняты основные положения землеустройства, порядок систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель, механизм возмещения ущерба, порядок разработки программ защиты земель от деградации и ряд других.

На первом этапе реализации указанной программы основное внимание было уделено созданию фонда перераспределения земель, предоставлению земель в натуре крестьянским (фермерским) хозяйствам, передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций, землеустроительному обеспечению реорганизации колхозов и совхозов и приватизации их земель. В 1992-1996 годах было составлено около 20,6 тыс. проектов перераспределения земель реформируемых сельскохозяйственных организаций (колхозов и совхозов), установлены в натуре границы земельных участков 145,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, проведены работы по передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций по 153,3 тыс. населенным пунктам.

При разработке проектов реорганизации сельскохозяйственных предприятий предусматривалось  разграничение земель, находящихся в постоянном их пользовании, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную, долевую и совместную собственность, остающихся в государственной собственности, включаемых в фонд перераспределения земель и т.д.

В 1991-1992 годах были проведены  работы по формированию земельного фонда  для последующего перераспределения  и наделения земельными участками  граждан и юридических лиц. Формирование этого фонда шло за счет земель,, оставшихся после бесплатной передачи земельных участков гражданам, коллективам бывших колхозов и совхозов, а также земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых и земель, выбывших из оборота. В последующие годы проводились работы по созданию специального фонда земель для расселения беженцев, переселенцев, военнослужащих, казачьих обществ. Было составлено 850 схем обеспечения земельными участками указанных категорий мигрирующих граждан и казачьих обществ.

Кроме этого, проведена  инвентаризация земель закрытых территорий на площади 852,4 тыс. га, почвенные обследования на площади 45 млн. га, геоботанические обследования на площади 13 млн. га.

Только в 1992-1994 годах  было изготовлено и выдано около 6 млн. документов, удостоверяющих право  на землю.

Краткий перечень выполненных  работ показывает, что основное внимание в структуре землеустроительных работ заняли работы по перераспределению  земель, удовлетворению потребностей граждан и юридических лиц  в земельных участках для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, а также для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Вместе с тем, на этом этапе осуществления земельной  реформы, выполненные объемы землеустроительных работ не позволили в полной мере решить поставленные программой задачи и получить желаемые результаты.

Земельная реформа была начата без должной научной и  организационной подготовки. Основной акцент был направлен не на повышение  эффективности использования и  охраны земель, сохранение и повышение плодородия почв, и на этой основе - увеличение бюджетных доходов и продукции сельскохозяйственного производства, а на формирование широкого слоя частных собственников и реорганизацию крупных сельскохозяйственных предприятий, что в значительной мере определило состав и направленность землеустроительных работ. Земельная реформа и ее землеустроительное обеспечение коснулись в основном земель сельскохозяйственного назначения. На территориях городов и других поселений проводилась в основном только инвентаризация их земель.

Современное землеустройство, решая, в основном, текущие задачи, связанные с оборотом земельных  участков граждан, не имеет перспективы  своего развития из-за отсутствия четкой государственной политики в дальнейшем развитии земельных отношений, использовании и охране земель, а также отсутствия законодательной и нормативной базы о землеустройстве и основных положений его развития (научно-обоснованной концепции землеустройства).

Практически в прошедший  период земельной реформы не велись работы по планированию использования земель, резко сократились объемы работ по внутрихозяйственному землеустройству, не проводится разработка рабочих проектов.

Отсутствие научно-обоснованной концепции в развитии землеустройства, возросшие объемы и темпы земельных преобразований, правовой нигилизм привели к тому, что земельные преобразования проводились непоследовательно и бессистемно, без должного землеустроительного обеспечения и необходимого правового, экономического и экологического обоснования, соблюдения требований рационального использования земель, а во многих случаях и без привлечения землеустроительных проектно-изыскательских организаций и без учета норм землеустроительного проектирования.

Все эти факторы способствовали возникновению большого количества негативных последствий в качественном состоянии земель, их использовании, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации их земель, в проведении землеустроительных работ и формировании земельных отношений. Одна из главных задач земельной реформы -перераспределение земель с целью их более рационального использования и экологизация землепользования не получили подтверждения в реальной практике земельных преобразований.

Осуществление земельной реформы не сопровождалось бережным отношением к земле, повышением плодородия почв и ростом производства сельскохозяйственной продукции. Усилились процессы деградации продуктивных земель и сокращения их площадей, наблюдается тенденция увеличения изъятия сельскохозяйственных угодий для нужд промышленности, транспорта, связи и т.п. Происходит занятие для несельскохозяйственных целей ценных земель, в том числе мелиорированных. Мелиорированные земли изымаются для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства и т.п.

Значительные площади  земельных угодий, в том числе  и мелиорированных земель, переданные 1991-94 гг. в ведение сельских администраций  для расширения личных подсобных  хозяйств и выпаса скота сельских жителей, во многих случаях заняты под коллективные сады, индивидуальное жилищное строительство жителей городов и поселков. Этому в значительной мере способствовало то обстоятельство, что законом «О земельной реформе» (1990 г.) ее проведение возлагалось на местные Советы народных депутатов при отсутствии должного контроля со стороны государственных органов и землеустроительной службы.

Повсеместно нарушена устойчивость и компактность землепользовании сельскохозяйственных организаций и существующая организация  территории, деформирована их специализация и экономика.

Выделение земель новым  структурным формированиям производилось  без должного учета перспектив их дальнейшего развития и оптимизации  размеров их землевладений и землепользовании. При этом уместно сказать, что из предусмотренных программой к разработке 1840 схем землеустройства административных районов практически не было составлено ни одной.

В процессе реформирования колхозов и совхозов разрушалась  производственная и социальная инфраструктура. Вновь создаваемые предприятия, особенно крестьянские (фермерские) хозяйства, фактически не имеют не только необходимых условий для ведения сельскохозяйственного производства ввиду отсутствия водоснабжения, энергоснабжения, теплоснабжения, нормальных подъездных путей и связи, но и соответствующих оптимальных размеров территории для получения товарной продукции.

Информация о работе Внутрихозяйственное землеустройство