Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:44, реферат
Земельное право как наука — широкое понятие. Наука земельного права наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует фундаментальные понятия и категории земельного права, такие, как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субъект земельного права, земельных отношений — и все это в историческом развитии. Изучаются связи земельного права с другими отраслями права, выявляются перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дисциплины.
Введение
1. Предмет, метод и система Земельного Права
2. Понятие и виды источников Земельного Права
3. Виды и содержание принципов Земельного Права
Содержание
Введение
Введение
Земельное
право как наука — широкое
понятие. Наука земельного права
наряду с изучением этой отрасли
права, ее правовых институтов исследует
фундаментальные понятия и
Земельное
право - совокупность правовых норм,
регулирующих специфическим методом общественные
отношения, возникающие в сфере: 1) использования
земель, 2) охраны земель, 3) охраны прав
граждан и организаций на землю; 4) а также
в сфере организации управления земельным
фондом. То есть правовых норм, регулирующих
отношения по использованию и охране земли
как природного ресурса, условия и средства
пр-ва на основе рационального использования;
улучшение и воспроизводство плодородия
почв, охраны прав и законных интересов
субъектов земельных отношений.
Предмет
земельного права – отношения, возникающие
в связи с распределением, использованием
и охраной земель, и регулируемые нормами
земельного права. Объект земельного права –
земля, в совокупности всех ее свойств
( место жительства, для хозяйствования,
государство, почва (почва - поверхностный
слой земли, насыщенный агроминеральным
составом, имеющий особый, только ему присущий
тип строения)(как средство производства)).Субъект
земельного права – граждане, юридические
лица и др.
Под методом права понимают способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т. е. земельных отношений.
Существует
два метода земельно-правового
-императивный (императив - требования, приказ, закон) - безусловный принцип поведения. Он включает два вида: а) установление обязанностей; б) установление запретов.
-диспозитивный – определяет права субъекта земельных правоотношений.
Существует три основных вида диспозитивного метода:
а) рекомендательный – субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели
б)
санкционирующий – решение о
реализации своих земельных полномочий
субъект земельного правоотношения
принимает самостоятельно, но это
решение приобретает
в)
делегирующий – предоставление прав
и свобод субъектам .
Система
земельного права состоит из 2-х крупных
элементов – Общей и Особенной частей;
каждая из них состоит из институтов; институты
земельного права состоят из групп земельно-правовых
норм; земельно-правовые нормы имеют свои
составные элементы: гипотезы, диспозиции
и санкции.
Общая часть:
1.
Право собственности, вещные и
другие права на землю. 2.Правовое
регулирование сделок с землей.
3.Государственное
Особенная
часть: правовые режимы земель различных
категорий ( с/х назначения, н/п-ов, земли
промышленности, транспорта, связи; лесного,
водного фонда; природоохранного назначения..,
земли запаса и др.)
Задача земельного права. Создание, закрепление и совершенствование эффективного земельного строя в России, основанного на государственной, муниципальной, частной и коллективной собственности на землю граждан и юридических лиц; обеспечение рационального использования и охраны земель; обеспечение надлежащих условий для равноправного развития различных форм хозяйствования; разработка практических рекомендаций по воспроизводству плодородия почв, сохранению и улучшению природной среды; охрана прав граждан, предприятий, учреждений и организаций, связанных с землепользованием.
Источники земельного права - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные общественные отношения. Нормативные правовые акты по своей форме и содержанию не однообразны. Они могут выступать в форме законов, указов Президента РФ, постановлений, положений, правил, инструкций, решений, приказов, уставов, договоров (соглашений) и т.д.
По своей юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Законы, в свою очередь, подразделяются на:
- Федеральные конституционные законы, обладающие высшей юридической силой и принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации в особом порядке (соответственно две трети голосов депутатов Государственной Думы и три четверти голосов членов Совета Федерации). Федеральные конституционные законы не следует ограничивать рамками только Конституции РФ или конституций республик, входящих в состав Российской Федерации. К их числу следует, например, отнести Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации";
- Федеральные законы. Примером может служить Закон РСФСР "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "об особо охраняемых природных территориях" 1995г., Закон РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 2002г. Наиболее распространенными формами подзаконных актов являются постановления Правительства РФ и утверждаемые ими положения или правила.
По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяются на:
1)
общие источники (например, Конституция
РФ, Закон РФ "О местном самоуправлении"
1991г., ФЗ "Об общих принципах
местного самоуправления в
2)
специальные источники
Нормативные акты по земельному праву
подразделяются на федеральные,
субъектов федерации,
акты местных органов
самоуправления.
Большую роль в регулировании земельных отношений имеют межотраслевые источники земельного права: ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" 2002 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Трудовой кодекс РФ 2002 г.
Систему источников земельного права образуют:
Под
принципами земельного права понимаются
выраженные в нормах права, регулирующих
земельные отношения, нормативно-руководящие
идеи, положения, которые определяют
содержание этой отрасли права, придают
целостность и единство правовым
нормам, объединенным по предмету и
методам правового
К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны; принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, др.
Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части. В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.
Принципы,
присущие Общей части
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
2. Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, и защиты прав человека. Этот принцип выражается в том, что:
- земля - основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);
- каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ);
- приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом;
- в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ);