Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:53, контрольная работа
Землепользование - самая ранняя историческая форма обладания землей для производственных целей. Земля в соответствии с законодательством является объектом гражданских прав и согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ может быть изъята из гражданского оборота или ограничена в обороте. Земельное законодательство, а именно ст. 43 Земельного кодекса, предусматривает, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, но, несмотря на положения данной статьи, законодательство предусматривает основания, по которым право собственности гражданина, юридического лица может прекратиться, и среди таковых оснований законодатель указывает изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Задание 1……………………………………………………………3
Задание 2……………………………………………………………12
Задание 3……………………………………………………………17
Список источников и литературы………………………………….20
Содержание:
Задание 1……………………………………………………………3
Задание 2……………………………………………………………12
Задание 3……………………………………………………………17
Список источников
и литературы………………………………….20
Задание
1. Изъятие, в том числе
путем выкупа, земельных
участков для государственных
и муниципальных нужд.
Условия и порядок изъятия.
Землепользование - самая ранняя историческая форма обладания землей для производственных целей. Земля в соответствии с законодательством является объектом гражданских прав и согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ может быть изъята из гражданского оборота или ограничена в обороте. Земельное законодательство, а именно ст. 43 Земельного кодекса, предусматривает, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, но, несмотря на положения данной статьи, законодательство предусматривает основания, по которым право собственности гражданина, юридического лица может прекратиться, и среди таковых оснований законодатель указывает изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.1
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков.
Порядок
изъятия земельного участка для
государственных и
Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд следует отличать от изъятия, которое осуществляется на основании судебного решения, принятого по гражданскому делу, по которому истцом выступает исполнительный орган субъекта РФ или муниципального образования с требованием об изъятии у ответчика земли сельскохозяйственного назначения по причине ее ненадлежащего использования или использования не по назначению.
В первом случае при изъятии земельного участка реализуется определенная государственная цель, поскольку земельный участок изымается для реализации потребностей государства или местного самоуправления, удовлетворение которых необходимо для осуществления их функций и возможно только путем изъятия. Государственные нужды могут быть как федеральными - у Российской Федерации в целом, так и у любого ее субъекта - республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Во втором случае изъятие осуществляется в целях предотвращения нецелевого, а порой неправомерного использования земельного участка.
Если
во втором случае изъятие осуществляется
без равноценного возмещения, изъятие
для государственных или
Под равноценным возмещением понимается цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению
с собственником ему может
быть предоставлен взамен участка, изымаемого
для государственных или
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд необходимо отличать от конфискации земельного участка.
При изъятии
для государственных или
Нельзя
обойти вниманием противоречия, которые
содержатся в гражданском и земельном
законодательстве. В соответствии с
ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не
может быть лишен своего имущества
иначе как по решению суда. Согласно
ст. 49 и ст. 55 ЗК РФ изъятие для
государственных и
В научной
литературе имеются неоднозначные
точки зрения относительно понятия
"изъятие земельных участков".
Одни ученые полагают, что изъятие
для государственных или
Органами
исполнительной власти, исполнительными
органами муниципального образования
на практике не соблюдаются правила
законодательства, которые устанавливают
требование о предупреждении граждан,
юридических лиц о намерении
изъятия земельных участков для
государственных или
Так, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В соответствии с п. 3 ст. 279 ГК РФ собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Однако на практике данное положение исполнительными органами государственной власти, субъектов РФ и муниципальных образований не всегда соблюдается. Изъятие производится без надлежащего уведомления собственников земельных участков о предстоящем изъятии, что, в свою очередь, порождает множество гражданско-правовых споров, требующих разрешения в суде.4
Земельное,
гражданское законодательство, предусматривая
порядок изъятия земельных
Думается,
не следует принимать решения
об изъятии для муниципальных
нужд земель, находящихся в государственной
собственности или в
Необходимо отметить, что, несмотря на то что в подобной ситуации изъятие представляет собой публично-правовой акт органа государственной власти, муниципального образования, которые должны производить указанное действие по изъятию только по основаниям, предусмотренным законом, и при этом руководствуясь только законом, на практике присутствуют ситуации, когда изъятие осуществляется без достаточных на это законных оснований и без соблюдения требований законодательства.
Для того
чтобы понять, какие вопросы возникают
при изъятии земельных
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд частично удовлетворил исковые требования гражданина Серпова, истребовав из незаконного владения гражданина Семенова земельный участок, и отказал в полном объеме в исковых требованиях гражданину Семенову, мотивируя свое решение тем, что при изъятии земельного участка у гражданина Серпова было нарушено предусмотренное Конституцией РФ положение, согласно которому органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Нельзя
обойти вниманием ситуацию, когда
у собственника изымается для
государственных или
Для разрешения
возникших на практике проблем и
существующих пробелов в законодательстве
законодателю необходимо более детально
разработать положения, касающиеся
изъятия земельных участков для
государственных или
Задание
2. Сервитут. Понятие,
виды, особенности, основания
возникновения и
прекращения.
Сервитут
можно определить как вещное право
пользования чужой вещью в
том или ином отношении.
Такое право вызывается необходимостью
сгладить неудобства и затруднения, возникающие
при существовании права частной собственности
на землю вследствие неравномерности
распределения естественных благ между
отдельными земельными участками. Роль
сервитутов тем значительнее, чем мельче
поземельная собственность в данной стране.
Наоборот, крупная поземельная собственность,
обеспеченная на большом пространстве
разнообразными естественными благами,
делающими такую собственность самодостаточной,
к примеру, для ведения сельского хозяйства,
дает мало оснований для развития института
сервитутов.
1. Установление на вещь сервитутного
права не означает непременно отстранение
собственника от пользования этой вещью:
например, предоставив соседу сервитут
на право выпаса скота на данном участке,
собственник участка сохраняет право
пасти и свой скот на том же участке. Однако
в тех случаях, когда одновременное пользование
и собственника, и субъекта сервитутного
права в силу различных причин невозможно,
то преимущественное право пользования
принадлежит субъекту сервитутного права.
Другими словами, при коллизии сервитута
с правом собственности право собственности
уступает (собственник, устанавливая сервитут
на свою землю, тем самым себя
2. Характерная особенность римского сервитутного
права выражается в том, что сервитут не
может состоять в совершении (имеется
ввиду - собственником служащей вещи) каких-либо
положительных действий. Собственник
служащей вещи должен лишь терпеть совершение
субъектом сервитута тех или иных действий,
составляющих содержание сервитута, не
мешать ему в осуществлении пользования
и т.п., но сам при этом ничего делать не
обязан. Если по характеру отношений от
собственника вещи требовались какие-либо
положительные действия, то такое отношение
рассматривалось как
3. Земельный участок, в интересах пользования
которым устанавливался сервитут, назывался
господствующим участком; земельный участок,
пользование которым в том или ином отношении
составляло содержание сервитута, назывался
служащим участком. Так как предиальный
сервитут принадлежал лицу не персонально,
а как собственнику господствующего участка,
то смена собственника господствующего
участка автоматически вызывала и смену
субъекта предиального сервитута.