Земельные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 05:50, контрольная работа

Описание

Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, организациями и частными лицами, урегулированные нормами земельного права.
Виды земельных правоотношений:
1) Регулятивные правоотношения – это совершение участниками отношений позитивных действий. Возникают на практике земельных правоотношений.
2) Правоохранительные отношения – это отклонение участника земельных отношений от нормы закона. Возникают по поводу правонарушений, когда возникает необходимость юридического воздействия на нарушение земельного законодательства или есть угроза наступления правонарушения.

Содержание

1. Земельные правоотношения: понятие, классификация, субъекты, основания………………………………………………………………………….3
1.1. Сложный юридический состав как основание земельных правоотношений…………………………………………………………………5
2. Возникновение прав на земельные участки……………………………..…..7
2.1. Приобретение прав на земельный участок для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов…………………7
2.2. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства……………………………………………………………..………9
2.3. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства…………………………………..9
3. Правовой режим земель специального назначения – земель транспорта..12
4. Задача №10……………………………………………………………………18
5. Задача №29………………………………………………………………..…25
6. Задача №40…………………………………………………………………...26
7. Задача №58……………………………………………………………………28
8. Задача №68…………………………………………………………………….30
9. Список литературы……………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

земельное право.docx

— 54.34 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

1. Земельные правоотношения: понятие, классификация, субъекты, основания………………………………………………………………………….3

1.1. Сложный юридический  состав как основание земельных  правоотношений…………………………………………………………………5

2. Возникновение прав  на земельные участки……………………………..…..7

2.1. Приобретение прав  на земельный участок для строительства  без предварительного согласования  мест размещения объектов…………………7

2.2. Особенности предоставления  земельных участков для жилищного  строительства……………………………………………………………..………9

2.3. Особенности предоставления  земельных участков для их  комплексного освоения в целях  жилищного строительства…………………………………..9

3. Правовой режим земель специального назначения – земель транспорта..12

4. Задача №10……………………………………………………………………18

5. Задача №29………………………………………………………………..…25

6. Задача №40…………………………………………………………………...26

7. Задача №58……………………………………………………………………28

8. Задача №68…………………………………………………………………….30

9. Список литературы……………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Земельные правоотношения: понятие, классификация, субъекты, основания.

Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, организациями и частными лицами, урегулированные нормами земельного права.

Виды земельных  правоотношений:

1) Регулятивные правоотношения  – это совершение участниками  отношений позитивных действий. Возникают на практике земельных  правоотношений.

2) Правоохранительные отношения  – это отклонение участника  земельных отношений от нормы  закона. Возникают по поводу правонарушений, когда возникает необходимость  юридического воздействия на  нарушение земельного законодательства  или есть угроза наступления  правонарушения.

3) Материальные правоотношения  возникают на основании норм  земельного права. Устанавливают  существенные права и обязанности  участников земельных правоотношений.

4) Процессуальные правоотношения  возникают на основании норм  процессуального права (порядок  подачи заявлений, просьб и  ходатайств о предоставлении  земли, правила обжалования решений  государственных органов, процедура  рассмотрения земельных споров).

Земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения:

  • общие;
  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления и контроля;
  • в области охраны земель;
  • юридической ответственности.

Согласно ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных  юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами.

Субъекты земельных  правоотношений могут приобретать специальные наименования. Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения — владельцы, пользования — землепользователи, аренды — арендаторы и арендодатели.

 Общие права и обязанности  участников земельных правоотношений  устанавливаются ст. ст. 40 и 42 Земельного  кодекса Российской Федерации.

Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: граждане (физические лица) и юридические  лица. Особым участником земельных  правоотношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования. Не во всех случаях граждане (физические) и юридические лица в полном составе могут выступать  участниками тех или иных видов  земельных правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость  ограничения круга субъектов. Такие  особенности устанавливаются земельным  законодательством и отдельными федеральными законами для иностранных  граждан и лиц без гражданства.

Различают два аспекта  понятия субъектов земельных  правоотношений. В первом случае о  субъекте говорится как о возможном  по закону участнике земельных правоотношений; во втором случае — как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей. 

Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей теорией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса возникает понятие  дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для  себя обязанности, а также нести  ответственность за совершенные  правонарушения. По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает  у таковых при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после  соответствующей государственной  регистрации.

 

    1. Сложный юридический состав как основание земельных правоотношений

Возникновению, изменению  и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты  — события или действия (бездействия), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические  факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных  правоотношений. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в соответствии с данной нормой. В большинстве случаев возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений требует соблюдения дополнительных условий, одним из которых является необходимость получения заинтересованными субъектами специальных документов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими право на совершение определенного рода действий, связанных с землями.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса, возникают по основаниям, установленным  гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной  регистрации в соответствии с  Федеральным законом "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Земельным законодательством  предусматриваются и условия, при  которых происходит изменение земельных  правоотношений, основанием для этого  являются решения соответствующих  государственных органов.

Земельные правоотношения прекращаются при наличии различных случаев  и условий, предусмотренных законодательством. В обобщенном виде в число оснований прекращения прав на земельные участки входят добровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своего земельного участка, использование земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользователя, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земельного налога, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектом является служебный земельный надел и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

  1. Возникновение прав на земельные участки

Права на земельные участки  возникают на основаниях, предусмотренных  гражданским законодательством  и федеральными законами земельного и иных отраслей законодательства. Приобретение прав на земельные участки подчиняется общим положениям ГК РФ. Так, согласно ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. В то же время эту норму следует применять в контексте ст. 129 ГК РФ, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

 

    1. Приобретение прав на земельный участок для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов

Предоставление земельного участка для строительства без  предварительного согласования места  размещения объекта представляет собой  процедуру, инициируемую со стороны  органов власти (местного самоуправления), которая состоит из следующих  этапов:

- Первый этап: проведение работ по формированию земельного участка;

- Второй этап: государственный кадастровый учет земельного участка;

- Третий этап: проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов;

- Четвертый этап: подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.

Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ, существуют случаи предоставления земельных участков без предварительного согласования: предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Следует заметить, что из данной нормы не вытекает прямой вывод о том, что для предоставления участков в этих случаях должны проводиться торги.

Отличие предоставления земельных  участков в порядке, предусмотренном  п. 3 ст. 30.1, от сходных процедур предоставления земельных участков с предварительным  согласованием мест размещения объектов усматривается в том, что орган  государственной власти или местного самоуправления, обладающий правом распоряжения земельными участками, находящимися в  государственной или муниципальной  собственности, в конкретном случае, принимая решение о предоставлении участка без проведения аукциона, обязан опубликовать сообщение о  приеме заявлений о предоставлении в аренду, т.е. сделать информацию о передаче земельного участка в аренду доступной неопределенному кругу лиц, тогда как процедурой предварительного согласования предусматривается информирование о предоставлении земельных участков только заинтересованных лиц (п. 4 ст. 31 ЗК РФ).

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

Одной из особенностей, заложенных законодателем для предоставления земельных участков для жилищного  строительства, является то, что при  предоставлении земельных участков не только в собственность, но и в  аренду в целях такого строительства  не используется общая процедура  предварительного согласования места  размещения объекта, установленная  ст. 30 ЗК РФ. С точки зрения действия норм данной статьи это означает, что  при предоставлении земельных участков для строительства должны проводиться  торги.

Ряд особенностей проведения торгов по продаже или заключения договора аренды земельных участков для целей жилищного строительства  или для освоения земельного участка  для таких целей установлен ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ. Данные особенности касаются прежде всего особых условий использования таких участков, обязательных для исполнения победителем торгов.

Так, согласно п. 3 ст. 30.1 предоставление земельного участка в аренду для  индивидуального жилищного строительства  может осуществляться на основании  заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в порядке, предусмотренном данным пунктом.

 

    1. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства

Согласно ст. 30.2 ЗК РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного Кодекса. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 Земельного Кодекса.

Информация о работе Земельные правоотношения