Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:11, курсовая работа
В работе рассмотрены земельные ресурсы местного самоуправления, городские земли, их состав, характеристики и классификация. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что земля один из важных экономических ресурсов, затрагивающих различные сферы деятельности: экономическую, политическую, социальную. В частности земельные ресурсы муниципальных образований — необходимый компонент для увеличения урбанизации, расширения строительства в городах, а так же для развития агропромышленного комплекса в муниципалитетах.
ВведениЕ_______________________________________________________3
1. Земельные ресурсы местного самоуправления:
1.1. Городские земли как объект исследования и управления _____________5
1.2. Состав, характеристики и классификация земель местного самоуправления ___________________________________________________6
2. Муниципальная собственность на городскую землю
2.1. Земельная собственность в России ______________________________11
2.2. Муниципальная собственность на землю _________________________13
2.3. Формирование рынка городской земли___________________________17
Заключение __________________________________________________26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ______27
Земельный кодекс ликвидировал монополию исключительной государственной собственности на землю и установил различные формы собственности на землю, включая и частную[6]. В интересах дальнейшего совершенствования земельных отношений в условиях рыночной экономики гражданам и юридическим лицам — собственникам земельных участков — было предоставлено право совершать гражданско-правовые сделки с землей, т.е. продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду и т.д., а также передавать земельный участок или его часть в качестве взносов в уставные фонды акционерных обществ, товариществ, в том числе с иностранными инвестициями. Государство гарантировало неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей.
Это было также подтверждено Конституцией Российской Федерации[7], что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно.
Право собственности — право конкретного субъекта использовать имущественные объекты своей властью и в своем интересе на основе и в пределах установленного в государстве правопорядка.
Кроме того, возникли и другие
формы права на землю. Это —
право пожизненного наследуемого владения
землей; право пользования (бессрочное,
краткосрочное и долгосрочное); право
аренды (краткосрочное и долгосрочное)
Право государственной собственности на землю в России исчисляется столетиями, а последние семьдесят лет оно было исключительным, т.е. другой собственности не допускалось — было только пользование. Сегодня земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Федерации, являются государственной собственностью[8].
Из государственных земель выделяются земли федерального значения. К ним относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжениями, а управление осуществляется органами государственной власти РФ.
В состав земель федерального значения входят:
1) земельные участки, занятые объектами министерств обороны и безопасности государства;
2) земельные участки,
занятые федеральными
3) земельные участки
4) земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук, научных и образовательных учреждений федерального значения и др.
Также следует отметить, что все земельные участки, занимаемые федеральными объектами (здания федеральных органов власти, сооружения, предприятия и др.), относятся к федеральной собственности.[9]
Субъекты Федерации —
собственники земли и других природных
ресурсов на своих территориях. Разграничение
государственных земель происходит
согласно законам о разграничении
имущества и договоров между
федеральным центром и
2.2. Муниципальная собственность на землю.
Муниципальная собственность на землю — это собственность муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 12 августа 1995 года, предусматривает, что финансово-экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность, в состав которой входят муниципальные земли[10].
Объектами права муниципальной
собственности на землю являются
земельные участки в границах
муниципальных образований, отнесенных
к муниципальной собственности
на основании законодательных
В собственность муниципальных
образований для обеспечения
их развития могут дополнительно
безвозмездно передаваться земли, находящиеся
в государственной
Субъектами права
Муниципальные земли городов устанавливаются методом так называемого вычитания — это земли на территории муниципального образования, за исключением земель федеральных, субъектов Федерации и находящихся в собственности физических и юридических лиц.
Основанием отнесения городских земель к объектам муниципальной собственности являются:
– решение об отводе
земельных участков под
– решение органов
местного самоуправления о
– решения о предоставлении
органами местного
– решения органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в срочное пользование;
– решения о предоставлении органами местного самоуправления земельных участков физическим лицам в пожизненное наследуемое владение;
– договоры о приобретении земельных участков в муниципальную собственность как в границах, так и за пределами территории муниципального образования, в том числе посредством выкупа;
– отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки (включая земли общего пользования, инженерной инфраструктуры), кроме земель, отнесенных действующим законодательством к государственной собственности;
– отсутствие собственника или отказ собственника от права владения земельным участком (бесхозная недвижимая вещь);
– решения органов государственной власти о передаче земельных участков, находящихся в государственной собственности в муниципальную собственность.
Передача земель, находящихся
в государственной
Споры, возникающие в связи с отнесением земельных участков к объектам права муниципальной собственности на землю, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
Органы местного самоуправления
в соответствии с законодательством
вправе передавать земельные участки,
находящиеся в муниципальной
собственности, другим лицам в собственность,
срочное или постоянное пользование,
сдавать в аренду, отчуждать, передавать
гражданам в пожизненное
Обмен земель, находящихся в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится на основании договоров между ними.
Представительный орган местного самоуправления устанавливает порядок управления и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам регулирования земельных отношений, не противоречащие действующему законодательству и изданные в соответствии с их полномочиями, действуют на всей территории муниципального образования и обязательны для всех владельцев земельных участков, независимо от формы собственности и других прав на земельный участок.
Государственная регистрация
права муниципальной
Земельные участки регистрируются в Государственном земельном кадастре.
Государственный земельный
кадастр представляет собой систему
необходимых и достоверных
Сведения Государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при использовании и охране земель, предоставлении и изъятии земельных участков, совершении сделок с землей, определении размеров платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий по использованию и охране земель. Государственный земельный кадастр является фискально-правовой системой, обеспечивающей рациональное налогообложение объектов недвижимости, дающей информацию для управления ими и создающей основу для обеспечения гарантий пользователей на эти объекты (рис. 7).
Государственная регистрация
прав на земельный участок
сведений о лице, приобретающем право на земельный участок;
описания земельного участка (категория земель, цель использования, виды угодий, площадь, доля в общем владении, границы, кадастровый номер и другие характеристики);
сведений об условиях
договора о предоставлении
сведений о совершенных
сделках и иных действиях по
распоряжению земельным
сведений о наложении запрета на совершение сделок с земельным участком;
решений уполномоченных
органов о включении
Государственная регистрация сделок с земельным участком осуществляется при наличии плана земельного участка, являющегося предметом сделки. Регистрация прав на земельный участок проводится в десятидневный срок с момента поступления в орган государственной регистрации прав на земельный участок всех необходимых документов о правах на земельный участок. Затем выдается удостоверение с указанием в нем даты и номера регистрационной записи, сведений о регистраторе.
При государственной регистрации сделки с земельным участком, не влекущей за собой отчуждения земельного участка, соответствующая запись о совершении сделки с земельным участком вносится в государственный реестр (Поземельную книгу). Если совершается сделка с земельным участком, влекущая за собой отчуждение земельного участка, документ продавца о правах на землю подлежит сдаче в орган государственной регистрации прав на земельный участок. Порядок регистрации прав на земельные участки и связанную с ними недвижимость определяется федеральными законами о Государственном земельном кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.[11]
2.3. Формирование рынка городской земли
На рынке земли действуют
четыре группы лиц: продавцы, покупатели,
профессиональные участники и различные
государственные и
Рынок земли, как и другие виды рынков, в автоматическом режиме выполняют различные функции:
1) регулирование распределения
земли между сферами
2) информация о ценах, спросе, предложениях и других данных о земле;
3) санация предпринимателей,
разорение неэффективных организаций-
4) стимулирование и повышение эффективности бизнеса, личной выгоды;
5) ценообразование, установление равновесных цен на земельные участки;
6) обеспечение свободы
выбора предпринимательской
Сегментирование рынка — это один из важнейших инструментов маркетинга. Успех в конкурентной борьбе зависит от того, насколько правильно выбран сегмент рынка.
Существует целый ряд критериев (т.е. факторов, по которым оценивается обоснованность выбора того или иного сегмента рынка) и признаков, по которым можно проводить сегментирование рынка земли (табл. 1).
Таблица 1
Классификация рынков городской земли
Признак классификации |
Виды рынков городской земли |
Категория земель |
Жилищного строительства |
Размер участков |
Крупных массивов земли |
Территориальный охват |
Районный |
Степень ограничения конкуренции |
Олигополистический |
Вид сделок |
Первичный купли-продажи
участков |
Местоположение |
Делового центра |
Форма собственности |
Частных земель |
Тип рынка |
Организованный — биржевой,
в процессе приватизации |
Информация о работе Земельные ресурсы местного самоуправления