Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:11, курсовая работа
В работе рассмотрены земельные ресурсы местного самоуправления, городские земли, их состав, характеристики и классификация. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что земля один из важных экономических ресурсов, затрагивающих различные сферы деятельности: экономическую, политическую, социальную. В частности земельные ресурсы муниципальных образований — необходимый компонент для увеличения урбанизации, расширения строительства в городах, а так же для развития агропромышленного комплекса в муниципалитетах.
ВведениЕ_______________________________________________________3
1. Земельные ресурсы местного самоуправления:
1.1. Городские земли как объект исследования и управления _____________5
1.2. Состав, характеристики и классификация земель местного самоуправления ___________________________________________________6
2. Муниципальная собственность на городскую землю
2.1. Земельная собственность в России ______________________________11
2.2. Муниципальная собственность на землю _________________________13
2.3. Формирование рынка городской земли___________________________17
Заключение __________________________________________________26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ______27
В настоящее время право собственности на землю можно получить:
– решением органов местной власти о выделении земельных участков;
– совершив гражданско-
В административном порядке
осуществляется предоставление земельных
участков за плату и бесплатно
и перерегистрация ранее
Все собственники земельных участков имеют право совершать сделки, то есть осознанные волевые действия, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей на землю. Основными видами сделок являются:
– купля-продажа;
– дарение, наследование, обмен;
– аренда, лизинг, залог (ипотека);
– пожизненное наследуемое владение;
– постоянное пользование;
– вклад в уставной
капитал товариществ и обществ.
С развитием рыночных отношений все большее значение в предпринимательской деятельности приобретает аренда — форма договорного, срочного и возмездного владения и пользования землей.
Аренда земли — это основанное на договоре временное пользование землей в хозяйственных целях.
В многоукладной экономике аренда является наиболее распространенной и перспективной формой землепользования. Арендаторами земельных участков становятся, как правило, наиболее предприимчивые и компетентные люди.
Местные органы власти городов
России используют аренду как основную
форму предоставления земель в черте
поселений. Вместе с тем земельные
участки, принадлежащие на праве
собственности муниципальным
Договор аренды зданий, строений, сооружений, а также предприятий не считается заключенным, если в нем не оговорены права арендатора на земельный участок.
Сделки с земельными участками считаются заключенными с момента государственной регистрации.
Сделки являются ничтожными или могут быть признаны недействительными по основаниям, указанным гражданским законодательством, в частности, если они совершены с нарушением требований земельного законодательства или под влиянием заблуждения, обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения о занижении цены сделки.
Использование земли в Российской Федерации платное. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Земельный налог относится к общеобязательным и взимается на всей территории России. Земельный налог устанавливается на рентной основе исходя из плодородия почв, других природных и экономических условий, местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника, владельца, пользователя земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год[12].
Конкретный размер земельного налога устанавливается органами местного самоуправления в соответствии со средними ставками земельного налога по региону и коэффициентами увеличения, определенными в Законе РФ «О плате за землю».
Ставки земельного налога зависят от следующих факторов:
– категории земель,
критерием является целевое
– местоположения, ставки
налогообложения определяются
– размера земельного
участка, он должен быть
Сумма земельного налога определяется по формуле :
Нз = S Si x Сi x Кi х Лi , (1)
где: Нз — сумма земельного налога; S — площадь земельного участка; C — ставка земельного налога по земле соответствующего назначения (с учетом ежегодных повышающих коэффициентов); К — коэффициенты корректировки ставки земельного налога, устанавливаемые местными органами власти (индекс градостроительной ценности); Л — коэффициент налоговых льгот; n — количество земельных участков соответствующего назначения (i).
Юридические лица, с которых взимается земельный налог, рассчитывают его самостоятельно до 1 июля и оплачивают равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Сумму земельного налога (арендной платы) за земли, связанные с основной деятельностью, относят на себестоимость продукции и издержки обращения. Закон РФ « О плате за землю» (ст.12) предусматривает льготы в оплате за использование земли.[13]
Для определения земельного налога периодически проводятся рентные оценки земельных участков на основе учета дополнительного дохода, образующегося за счет местоположения земельного участка и развития инфраструктуры территории.
Лица, имеющие земельные
участки, суммарная площадь которых
превышает предельные размеры, установленные
земельным законодательством, облагаются
прогрессивным земельным
За земли, переданные в
аренду, взимается арендная плата. Арендная
плата за землю городов устанавливается
договором между муниципальными
органами и пользователем земли.
Размер, условия и сроки внесения
арендной платы за землю устанавливаются
договором и по действующему законодательству
этот размер не ограничен (кроме земель
сельскохозяйственного
Лица, получившие по договору участок, имеют право на доход, возникающий в результате его эксплуатации. При аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, органы власти устанавливают базовые ставки арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов (отечественные, иностранные и т.д.). Ставка арендной платы должна определяться в соответствии с комплексной экономической оценкой городских территорий, величина которой дифференцируется от различных качеств (местоположение, престижность, развитость инфраструктуры).
Арендная плата (Ап) за городские земли включает затратную (условно-постоянную) ( За ) и рентную (Ра) составляющие:
Ап = За + Ра , (2)
Затратная составляющая отражает фактические и будущие затраты на городскую инфраструктуру, т.е. позволяет обеспечивать расширенное воспроизводство инженерной, природоохранной и социальной инфраструктуры города в целом.
Рентная часть формируется из внутригородской и внегородской ренты.
Внутригородская рента отражает
преимущества участка по местоположению
и его ценности. Внегородская рента
фиксирует превосходство в
Арендная плата выражается обычно в периодических (месячных, квартальных, годовых) денежных платежах. Размер арендной платы устанавливается на один год с последующей корректировкой в сторону повышения, что связано с уровнем инфляции.
Расчет арендной платы может быть представлен в виде:
Ап = С х r х Кр х S , (3)
где: Ап — величина арендной платы для конкретного участка; С — стоимость единицы территории, определенной с помощью различных методов оценки земли; r — ставка капитализации или норма годовых отчислений; Кр — коэффициенты регулирования отдельных видов деятельности; S — площадь арендуемого участка.
Для покупки и выкупа земельных
участков в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, а также
для получения под залог земли
банковского кредита
Нормативная цена земельного
участка — показатель, характеризующий
стоимость участка
Цн = 200 х Нз х К1 х К2 , (4)
Где: Цн — нормативная цена земли; 200 — повышающий коэффициент по России; Нз — земельный налог для данного участка (с учетом повышающих коэффициентов); К1 — повышающий коэффициент, устанавливаемый органами власти субъектов РФ (до 75 % от рыночной цены); К2 — повышающий коэффициент, устанавливаемый администрациями районов и городов (до 25 %). Для определения нормативной цены земельных участков под приватизированными предприятиями — 200-кратный размер земельного налога снижен до 10 -кратного, что направлено на наращивание инвестиций в экономику.
Целью введения платы за
землю является стимулирование рационального
использования, охраны и освоения земель,
повышения плодородия почв, выравнивание
социально-экономических
Средства от платежей за
земельные участки, расположенные
на территории муниципального образования,
поступают в местный бюджет и
могут быть частично централизованы
соответственно в бюджет субъекта Российской
Федерации и федеральный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первом разделе работы были рассмотрены земельные ресурсы местного самоуправления, городские земли, их состав, характеристики и классификация. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что земля один из важных экономических ресурсов, затрагивающих различные сферы деятельности: экономическую, политическую, социальную. В частности земельные ресурсы муниципальных образований — необходимый компонент для увеличения урбанизации, расширения строительства в городах, а так же для развития агропромышленного комплекса в муниципалитетах.
Значительно влияет на эти преобразования правильное определение, разграничение и классификации земельных ресурсов. С принятием Земельного кодекса и прочих нормативно-правовых актов стало намного легче, хотя и не совсем, ориентироваться в земельных правоотношениях.
Второй раздел курсовой работы касается исследования собственности на муниципальную землю. Проблема собственности всегда стояла особенно остро, тем более собственности на городскую землю. На сегодняшний день наблюдается тенденция передачи муниципальной земли в частную собственность, в связи с этим и возникают проблемы земельной собственности муниципалитетов. Важную и нужную роль в разрешении вопросов земельной собственности играет исполнительная власть муниципальных образований. Только грамотное и правильное управление земельными ресурсами, в соответствии с действующим законодательством, может улучшить и стабилизировать земельные отношения.
Таким образом, для решения проблем, связанных с земельными ресурсами, и реализации земельного законодательства необходима мощная управленческая основа для эффективного и результативного управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Законодательство и официальные документы
1.1 Конституция Российской Федерации, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Новосибирск, 2002. – 50 с.
1.2. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Части
1.3 Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск. Сиб.унив.изд-во, 2003. – 112 с.
1.4 Налоговый кодекс Российской
Федерации. Части первая и
1.5 Закон Российской Федерации « О плате за землю» Статья 12. от 11.10.1991г.
2. Специальная литература
2.1 Антипов А.А, Носов
С.И. Организация и оценка
2.2 Волков С.Н. Землеустройство в условиях земельных реформ. М., 1998. – 146 с.
2.3 Лекции по экономике
города и муниципальному
Информация о работе Земельные ресурсы местного самоуправления