Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель исследования:
1. системный анализ динамики земельных реформ в Росси;
2. рассмотреть проблемы разнообразия форм собственности на землю и развития современного российского законодательства в сфере земельных отношений.
Введение…………………………………………………………..2
Начало реформы………………………………………………6
Первые правовые акты земельной реформы………………..8
Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период……………………………………….10
Земельный кодекс РФ 2001 года……………………………15
Заключение…………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………..20
Содержание
Введение……………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Реалии новой России требуют разрешения многовековой несправедливости в отношениях к крестьянской земле, полномасштабного исследования роли права и государства в процессе проведения земельных реформ с целью выработки эффективного механизма регулирования земельных отношений и отражения их в правовой системе.
Состояние научной разработки темы. Теоретико-методологической основой исследования стали положения и выводы, изложенные в трудах известных ученых, государственных деятелей и юристов применительно к теме исследования, а также фундаментальные положения юридической науки, представленной различными ее научными школами в процессе анализа связи государственного управления и правового регулирования.
Современные
аграрные проблемы нашли отражение
в трудах академика А. М. Емельянова,
общие проблемы государственно-правового
регулирования сельского
Объект исследования — земельные реформы и их государственно-правовое регулирование в России в 90-е годы.
Предмет исследования — управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных социальных и экономических системах.
Цель исследования:
1. системный анализ динамики земельных реформ в Росси;
2. рассмотреть проблемы разнообразия форм собственности на землю и развития современного российского законодательства в сфере земельных отношений.
Учитывая,
что в юридической науке
Научная новизна работы определяется тем, что она является одной из первых попыток комплексного сравнительно-правового исследования эволюции земельных реформ в России для выявления социально-правовых оснований целостной концепции управления аграрными преобразованиями.
- обоснованы приоритеты реформ, прежде всего прав личности крестьянина, рациональности аграрного законодательства, разработанного и систематизированного в интересах крестьянства, многообразия форм собственности, не исключая и частную собственность на землю;
-
аргументировано своеобразие
статуса крестьянства, развитие сельского производственного и местного самоуправления, создание земельно-банковской системы и др.
Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем правового регулирования и управления в сфере земельных отношений, Материалы работы имеют практическое значение для отраслевых юридических наук. Они могут найти применение в преподавании теории и истории государства, конституционного, административного, земельного, гражданского, предпринимательского (хозяйственного), муниципального права и управления.
Правовые акты земельной реформы
1.
Верховный Совет СССР в апреле
1990г. принял Основы
Основы ввели новшества — пожизненное наследуемое владение землей и право аренды земли.
2. 22 ноября 1990г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
3. 23 ноября 1990г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.
4. 25 апреля 1991г принят новый Земельный кодекс. Новизна - установление судебного разрешения всех земельных споров.
5.
Указ Президента Российской
6.
Указ Президента Российской
7.
Период «указного»
Реформа – это преобразование в какой-либо отрасли человеческой деятельности, переустройство. Цель реформы – улучшение состояния дел в реформируемой отрасли, в конце концов – улучшение условий жизни людей, занятых в отрасли хозяйства, и в целом в государстве.2
Цель
земельной реформы как
В
1990г. в Российской Федерации началось
осуществление земельной
1. Начало реформы
Реформа осуществляется, во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.
Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах о земельной реформе.
В
соответствии с законодательством
земельная реформа — это
Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях:
— переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);— приватизация земель;
—
децентрализация права
— частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная — физических и юридических лиц);
—
государственная, которая подразделяется
на федеральную собственность и
собственность субъектов
— муниципальная;
— иные формы права собственности.
Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это — право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право аренды.
Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привести и к множественности форм хозяйствования, и к подъему сельского хозяйства.
На основе данной множественности форм собственности и других прав на землю появились и развиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий:
— государственные;
— кооперативные;
— муниципальные;
— частные — индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные общества и др.
Указанные
субъекты новых аграрных отношений
одновременно являются и субъектами
новых земельных отношений.
Конституция Российской Федерации 1993
г. (ст. 9) провозгласила, что в России закреплены
частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности на землю. Статья
36 специально посвящена праву частной
собственности на землю граждан: они вправе
самостоятельно или вместе с другими владеть,
пользоваться и распоряжаться принадлежащими
им земельными участками по своему усмотрению,
не причиняя при этом вреда другим лицам,
и соблюдать требования экологического
законодательства. Право частной собственности
устанавливается федеральным законом.4
2. Первые
правовые акты земельной
реформы
Первые правовые акты земельной реформы были приняты еще бывшим СССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собственность на землю.
Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Реформа 90-х гг. ХХ в. тоже имела благородные цели: решить наконец продовольственную проблему, как говорили в начале реформы – “накормить Россию”; поднять благосостояние сельского (и городского тоже) населения; повысить эффективность аграрного производства; в ходе реформ сохранить и улучшить природную среду.
Достичь
этого предполагалось посредством
следующих мероприятий: приватизировать
(раздать в частную
Предвиделось следующее: едва в селах распространится частная собственность и соответствующие ей формы ведения хозяйства, как резко увеличится производительность труда; на земле наконец-то появится хозяин, он будет хозяйствовать рачительно, экономно расходовать средства, продукция его будет дешевле, чем была в колхозах и совхозах, и др. Нажим был на создание по образцу Европы и Америки фермерских хозяйств, расхожим стало выражение: “фермеры накормят Россию”. Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий землей. 10-летний мораторий на распоряжение. Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.5