Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель исследования:
1. системный анализ динамики земельных реформ в Росси;
2. рассмотреть проблемы разнообразия форм собственности на землю и развития современного российского законодательства в сфере земельных отношений.
Введение…………………………………………………………..2
Начало реформы………………………………………………6
Первые правовые акты земельной реформы………………..8
Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период……………………………………….10
Земельный кодекс РФ 2001 года……………………………15
Заключение…………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………..20
3. Земельная
реформа и развитие
земельных отношений
в постсоветский период
Новый
этап развития земельного законодательства
относится к периоду так
Земельная реформа в Российской Федерации началась в 1990 г. Следует различать два этапа: 1–й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2–й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.
В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все земельные общественные отношения нового земельного строя.
Но
Кодекс не мог выйти за рамки Конституции,
в которой был установлен 10-летний
мораторий на продажу (передачу) земельных
участков. Свободно разрешалась только
купля-продажа земли
Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).6
Президент
Российской Федерации решил регулировать
ход реформы своими Указами. 27 декабря
1991 г. Президент Российской Федерации
принял Указ "О неотложных мерах
по осуществлению земельной
— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);
— при переселении в другую местность;
— при передаче в собственность по наследованию;
— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.
Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.7
Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.
Из
названных положений Указа
Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.
Законодательный орган — Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях — для ведения:
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
—
индивидуального жилищного
Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.
Указом
Президента Российской Федерации о
регулировании земельных
24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять полномочия Президента РФ, издал Указ № 2228 «О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ». Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне. Это создало пробелы и неопределенность по многим вопросам регулирования земельных отношений. В частности, были признаны недействующими статьи, определяющие компетенцию государственных органов по предоставлению земельных участков в собственность и пользование; статьи, устанавливающие порядок предоставления и изъятия земельных участков, что на практике порождало пробелы в законодательстве и правовой беспредел.
В соответствии с Указом Б. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатся два раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их купле–продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.
Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д. назначения» от 24 июля 2002 г.
Период «указного» регулирования земельных отношений закончилось с принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.8
4.
Земельный кодекс РФ 2001
года
28
сентября 2001 года Государственной
Думой Российской Федерации
В Статье 1 земельного кодекса приведены принципы земельного законодательства:
1)
учет значения земли как
2)
приоритет охраны земли как
важнейшего компонента
3)
приоритет охраны жизни и
4)
участие граждан и
5)
единство судьбы земельных
6)
приоритет сохранения особо
7)
платность использования земли,
8)
деление земель по целевому
назначению на категории,
9)
разграничение государственной
собственности на землю на
собственность Российской
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11)
сочетание интересов общества
и законных интересов граждан,
согласно которому
При
регулировании земельных