Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы – анализ теории и практики взимания

земельного налога и обоснование рекомендаций по его совершенствованию.

Задачи курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты взимания земельного налога; анализ уплаты земельного налога на примере ОАО «ВЗРД «Монолит»; рекомендации и выводы по совершенствованию налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Введение и 1 часть.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

       ВВЕДЕНИЕ

       Использование земли в Республике Беларусь является платным. Формами платы за землю  выступают:

    1. земельный налог;
    2. арендная плата;
    3. нормативная цена земли.

       Собственники  земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным  земельным налогом.

       За  земли, переданные в аренду, взимается  арендная плата.

       Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь, а также для  получения под залог земли  банковского кредита устанавливается  нормативная цена земли.

       В настоящее время НК РБ определяет налог как обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

     Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что  определяет прямой характер этого налога. Размер земельного налога не зависит  от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Ставки земельного налога зависят от категории населенных пунктов, кадастровой оценки земель и видов функционального использования. Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством.

       Целью платы за землю является обеспечение  экономическими методами рационального  использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.

       Основная цель курсовой работы – анализ   теории  и практики взимания

       земельного налога и обоснование рекомендаций по его совершенствованию.

       Задачи курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты взимания земельного налога; анализ уплаты земельного налога на примере ОАО «ВЗРД «Монолит»; рекомендации и выводы по совершенствованию налогообложения.

       В работе подробно охарактеризованы элементы земельного налога, приведен порядок его исчисления и уплаты. В курсовой работе приводятся практические примеры расчета сумм земельного налога, подлежащих уплате на примере ОАО «ВЗРД «Монолит». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗИМАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

    1. Характеристика платежей за землю
 

             В соответствии со ст. 32 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008г. № 425-З пользование земельными участками в Республике Беларусь является платным. Формами платы за пользование земельными участками являются земельный налог или арендная плата.

     За пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, уплачивается земельный налог в соответствии с налоговым законодательством [4].

     В настоящее время правоотношения, связанные с уплатой земельного  налога регулируются нормами  Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь, вступившей  в законную силу с 01.01.2010 года [5, гл. 18]. Введение данного правового акта в законную силу повлекло за собой признание утратившими силу ряда правовых актов, ранее регулирующих отношения в области платы за землю:

  - Закон  Республики Беларусь от 18 декабря  1991 года «О платежах за землю» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 3, ст. 49);

  - Закон  Республики Беларусь от 23 декабря  1991 года «О налоге за использование  природных ресурсов (экологический  налог)» (Ведамасці Вярхоўнага  Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 3, ст. 57; Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 7, ст. 89) и ряда других актов [6].

      Введение в действие такого нормативно-правового акта, следует предполагать, приведет к упрощению системы всего налогового законодательства страны, в том числе и упорядочило нормы, касающиеся уплаты земельного налога.

     Теперь, именно в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенной его части) содержатся все нормы, касающиеся любого и республиканских и местных налогов. Именно здесь определены налоговые базы, объекты налогообложения, круг плательщиков налогов и лиц, имеющих право на определенные льготы.

       Земельному налогу посвящена гл. 18 Налогового кодекса Республики Беларусь «Земельный налог» (ст.ст.192-203).

      Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность [12].

      Физические лица, которым предоставлены служебные земельные наделы, признаются плательщиками, если указанные наделы предоставлены им районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда с изъятием у лесохозяйственных организаций.

       За земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, плательщиком признается крестьянское (фермерское) хозяйство.

       Отсутствие у организаций или физических лиц документов, либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания этих организаций или физических лиц плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются [5].

     Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

- в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц, переданных по наследству ;

- в частной собственности, постоянном или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций.

      Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

       Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. При этом налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в отношении:

- земельного  участка, предоставленного для  одной цели, - в размере его кадастровой стоимости;

- земельного  участка, предоставленного для  нескольких целей, для которых  в предусмотрены разные ставки  земельного налога, в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;

- земельного  участка, предоставленного для  нескольких целей, которые соответствуют  разным видам функционального  использования земельных участков  и в отношении которых предусмотрены  разные ставки земельного налога, - в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;

- доли  в праве на земельный участок,  предоставленный для одной цели, - в размере кадастровой стоимости земельного участка, соответствующей доле в праве на земельный участок. При этом налоговая база и сумма земельного налога для каждого из плательщиков определяются соразмерно их долям в праве на земельный участок.

       Функциональное  использование земельных участков  (виды оценочных зон)

определяется  их целевым назначением согласно действующему законодательству.

       Налоговая база земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, а также в других случаях, предусмотренных настоящей главой, при наличии кадастровой оценки определяется по площади и баллу кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств [13].

    Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы

для:

 -  сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

 - земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и      удобрения и сапропелей на удобрения;                      

 -    земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и    

 предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;               

 - земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

-    и другие случаи [5].

      Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

     Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и      соответствующих ставок земельного налога.

Основаниями для исчисления земельного налога являются:

- государственный  акт на земельный участок, удостоверение  на право временного пользования  земельным участком, свидетельство  (удостоверение) о государственной  регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;

   -       сведения о наличии земель (в том числе сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование и целевое назначение земельного участка), представляемые областными, Минской городской землеустроительными и геодезическими службами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);

- сведения  о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению [5].

      Объектами земельных отношений признаются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Республики Беларусь, и части земельных участков. Таким образом, земельный участок определен не только как часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, но и как объект земельных отношений.

      Статья 192 Кодекса дополнена пунктом 5, согласно которому с 1 января 2011 г. бюджетные организации не являются плательщиками земельного налога. Ранее бюджетные организации пользовались льготой по земельному налогу в соответствии со статьей 194 Кодекса.

        Кроме этого, в Республике Беларусь ведется государственный земельный кадастр, содержащий сведения о правовом режиме земель, о собственниках, землепользователях и арендаторах, категориях и ценности земель. Государственный земельный кадастр ведется для следующих целей:

  • обеспечения рационального землепользования и охраны земель;
  • защиты прав собственников, землепользователей и арендаторов; создания основы для определения цены земли, земельного налога и арендной платы за землю.

       Учет  количества и качества земель ведется  по фактическому состоянию и использованию. Учету подлежат все категории  земель. При ведении учета устанавливается  степень их ценности, выделяются нерационально  используемые, нарушенные, малопродуктивные, деградированные и загрязненные опасными веществами земли.

       Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Размер земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Информация о работе Земельный налог