Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 12:44, реферат
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ВИДЫ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ И ИХ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 2
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ 2
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ) 3
ОТКРЫТОЕ МОРЕ 6
ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА 10
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ 10
МОРСКОЕ ДНО ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 11
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУДОВ И ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ 13
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине XX в. I Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983 г. и др.).
Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.
Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.
Виды морских
Прежде чем говорить о других видах морских пространств, необходимо рассказать о внутренних водах государства.
Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:
водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;
акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;
воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод;
морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые, не превышает 24 морских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.
Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.
Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.
Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором — например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.
Морской пояс, расположенный вдоль берега,
а также за пределами внутренних морских
вод (у государства-архипелага - за архипелажными
водами), называется территориальным морем,
или территориальными водами. На этот
морской пояс определенной ширины распространяется
суверенитет прибрежного государства.
Внешней границей территориального моря,
в соответствии со ст. 4 Конвенции, "является
линия, каждая точка которой находится
от ближайшей точки исходной линии на
расстоянии, равном ширине территориального
моря". Эта ширина устанавливается национальным
законодательством прибрежного государства,
однако в соответствии с правилом ст. 3
Конвенции 1982 г. она не должна превышать
12 морских миль Ч
Таким образом, под территориальным морем
следует понимать морской пояс, непосредственно
примыкающий к сухопутной территории
государства или его внутренним водам,
а в случае государства архипелага, к архипелажным
водам шириной до 12 морских миль, на который
распространяется суверенитет прибрежного
государства.
Внешняя граница территориального моря
в то же время является государственной
границей прибрежного государства. Так,
например, в Украине, в соответствии со
ст. 3 Закона Украины "О государственной
границе Украины", государственная
граница на море устанавливается "по
внешней границе территориального моря
Украины".
В качестве внутренней границы территориального моря выступают исходные линии (нормальные, прямые, архипелажные), которые являются базисом не только для установления боковых и внешней границ территориального моря, но и границ иных категорий морских пространств.
Основанием для
признания за прибрежным государством
права на включение территориального
моря в состав его государственной
территории послужили очевидные интересы
этого государства в отношении как защиты
своих береговых владений от нападений
со стороны моря, так и обеспечения существования
и благополучия своего населения за счет
эксплуатации морских ресурсов прилегающих
районов.
Суверенитет прибрежного государства
распространяется на поверхность и недра
дна территориального моря, а также на
воздушное пространство над ним. Положения
о распространении суверенитета прибрежного
государства над территориальным морем
содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном
море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвенции
ООН по морскому праву 1982 года. Естественно,
что в территориальном море действуют
законы и правила, установленные прибрежным
государством.
В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран.
Признание права
мирного прохода иностранных
судов через территориальное море
отличает последнее от внутренних морских
вод.
Ширина территориального
моря.
Нормальной исходной линией для измерения
ширины территориального моря является
линия наибольшего отлива вдоль берега.
В местах, где береговая линия глубоко
изрезана и извилиста или где имеется
вдоль берега и в непосредственной близости
к нему цепь островов, для проведения исходной
линии может применяться метод прямых
исходных линий, соединяющих соответствующие
точки.
При проведении исходных линий не допускается
сколько-нибудь заметных отклонений от
общего направления берега. Кроме того,
система прямых исходных линий не может
применяться государством таким образом,
чтобы территориальное море другого государства
оказалось отрезанным от открытого моря
или исключительной экономической зоны.
На протяжении XIX и до середины XX столетия
сложился международный обычай, согласно
которому линия внешней границы территориального
моря может находиться в пределах от 3
до 12 морских миль от исходных линий для
измерения территориального моря. Комиссия
международного права отметила в 1956 году,
что "международное право не допускает
расширения территориального моря за
пределы 12 миль". Однако I Конференции
ООН по морскому праву из-за разногласий
между государствами не удалось зафиксировать
это положение в принятой ею Конвенции
о территориальном море и прилежащей зоне.
Лишь Конвенция ООН по морскому праву
1982 года впервые в договорном порядке
декларировала в качестве универсальной
нормы международного права положение
о том, что "каждое государство имеет
право устанавливать ширину своего территориального
моря до предела, не превышающего 12 морских
миль", отмеряемых от установленных
ею исходных линий.
В настоящее время свыше 110 государств
установили ширину территориального моря
в пределах до 12 морских миль. Однако около
20 государств имеют ширину, превышающую
лимит, установленный международным правом.
А более 10 из них (Бразилия, Коста-Рика,
Панама, Перу, Сальвадор, Сомали и некоторые
другие) односторонними законодательными
актами, принятыми до Конвенции ООН по
морскому праву, расширили свои территориальные
воды до 200 морских миль. По-видимому, решению
возникшей таким образом проблемы сможет
содействовать вступление в силу Конвенции
по морскому праву или ее фактическое
осуществление подавляющей частью государств.
Разграничение территориального моря
между противоположными или смежными
государствами в соответствующих случаях
осуществляется по соглашениям между
ними, учитывающим особенности каждого
случая. При отсутствии такого соглашения
прибрежные государства не могут распространять
свое территориальное море за срединную
линию.
Мирный проход иностранных
судов через территориальное
море.
Конвенция о территориальном море и прилежащей
зоне 1958 года и Конвенция ООН по морскому
праву 1982 года предусматривают право мирного
прохода через территориальное море для
иностранных судов.
Под проходом через территориальное море
понимается плавание судов с целью: а)
пересечь это море без захода во внутренние
воды, а также не вставая на рейде или в
портовом сооружении за пределами внутренних
вод; б) пройти во внутренние воды или выйти
из них либо встать на рейде или в портовом
сооружении за пределами внутренних вод.
Проход иностранного судна через территориальное
море считается мирным, если только им
не нарушаются мир, добрый порядок или
безопасность прибрежного государства.
Конвенция ООН по морскому праву указывает,
в частности, что проход не является мирным,
если проходящее судно допускает угрозу
силой или ее применение против суверенитета,
территориальной целостности или политической
независимости прибрежного государства
либо любым другим образом в нарушение
принципов международного права, воплощенных
в Уставе ООН, осуществляет маневры или
учения с оружием любого вида, любой акт,
имеющий целью затронуть оборону или безопасность
прибрежного государства, равно как и
любой другой акт, не имеющий прямого отношения
к проходу (подъем и посадка летательных
аппаратов, выгрузка и погрузка товаров,
валют, лиц, загрязнение моря, рыбная ловля
и т. д.).
Прибрежное государство вправе принимать
в своем территориальном море необходимые
меры для недопущения прохода, который
не является мирным. Оно может также без
дискриминации между иностранными судами
временно приостановить в определенных
районах своего территориального моря
осуществление права мирного прохода
иностранных судов, если такое приостановление
существенно важно для охраны его безопасности,
включая проведение учений с использованием
оружия. Такое приостановление вступает
в силу только после должного оповещения
о нем (дипломатическим путем или через
"Извещения мореплавателям", или
иным образом).
По Конвенции при осуществлении права
мирного прохода через территориальное
море иностранные суда обязаны соблюдать
законы и правила, принимаемые прибрежным
государством в соответствии с положениями
Конвенции и другими нормами международного
права. Эти правила могут касаться: безопасности
судоходства и регулирования движения
судов; сохранения ресурсов и предотвращения
нарушения рыболовных правил прибрежного
государства; защиты окружающей среды;
морских научных исследований и гидрографических
съемок; таможенного, санитарного, фискального
и иммиграционного режимов.